Расширенный поиск
18 Декабря  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Битмегеннге сакъал – танг.

Кто платит закят?

13.07.2015 0 2295  Аляутдинов Ш.
Условия, при которых выплата закята обязательна

Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота /1/ (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята /2/.


Кто платит закят, а кто — нет

В случае, когда человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количества мебели, самой необходимой одежды и т. д.) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.

Закят не выплачивается с личного имущества (с квартиры, машины, дачи, оргтехники и т. п.), а также с драгоценных камней и металлов (кроме золота и серебра) /4/.

Что касается золотых и серебряных украшений, то мнения о выплате закята с них следующие:

— ханафитские богословы утверждают, что закят выплачивается ежегодно со всех форм золота и серебра, независимо от того, лом это (бесформенное золото, слитки) или драгоценности, используется это или хранится без использования;
— богословы ханбалитского и шафиитского мазхабов считают, что если хозяева пользуются золотом или серебром, то закят с них не выплачивается. Если же хранят без применения или ношения, то раз в год выплата с них закята обязательна /5/;
— богословы маликитского мазхаба утверждают, что если украшения используются хозяевами, то закят с них не выплачивается. Если же золотые или серебряные украшения хранятся в качестве материальных ценностей для использования в случае необходимости (в трудных финансовых ситуациях) или есть намерение использовать их в последующем (например, в качестве приданого дочерям или подарка невесте), то закят с них выплачивается ежегодно. 

Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам /6/. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей. При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д. /7/ 

Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята 1 раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды — офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается /8/.

Те, кто имеют собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть» /9/. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда, а также известный богослов нашего времени Юсуф аль-Кардави.

Выплачивается закят и с урожая: «... Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте /10/ соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Всевышний не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

Шамиль Аляутдинов,
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет