Расширенный поиск
28 Февраля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Хатерли къул болур.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Бек анасы джыламаз.

Ислам в системе этнической и религиозной идентичности карачаевцев и балкарцев

17.03.2011 0 1616

Предметом исследования в статье является определение места и роли ислама в системе этнической и религиозной идентичности карачаевцев и балкарцев. Ислам - это очень четко иерархически выстроенная система идентичности, в которой имеется несколько уровней. Первый - принадлежность к умме Авраама, к общине Авраама, в которую включается и ахль аль-Китаб, то есть люди Писания. Второй уровень идентичности - это собственно ислам. Вопрос об истоках, первых проявлениях, хронологических рубежах проникновения Ислама в Карачай и Балкарию до сих пор остается малоисследованным.

18 век был веком триумфа ислама на Северном Кавказе, он был принят почти всеми народами Северного Кавказа и Дагестана. Не только в религиозном, но и шире - в социокультурном смысле карачаево-балкарцы уже в первой половине ХVIII в. Ислам на Северном Кавказе - это один из факторов, формирующих местную идентичность, воздействующих на мировоззрение индивида, этнического социума. Ислам - самая молодая из великих исторических религий, впитавшая в себя огромное духовное и интеллектуальное богатство предшествующих эпох. Мир ислама по-своему уникален, приверженцев этой веры можно рассматривать как единое целое, независимо от того, в какой части планеты они возносят молитвы Аллаху. Но говорить о мире ислама как о некоей целостности можно лишь условно. Он как един, так и многообразен, потому что неоднороден. Исповедующие мусульманство народы по своим языкам, культуре и обычаям существенно отличаются друг от друга. Ислам - это очень четко иерархически выстроенная система идентичности, в которой имеется несколько уровней. Первый - принадлежность к умме Авраама, к общине Авраама, в которую включается и ахль аль-Китаб, то есть люди Писания. Это та идентичность, которая противопоставляет единобожников языческому миру, миру так называемых натуральных религий, и характеризуется исповеданием веры во всех пророков, которые вышли из лона Авраамова, происходящих от Исаака и от Исмаила. Второй уровень идентичности - это собственно ислам. Хотя следует оговориться, что мусульмане принципиально считают исламом всю религию единобожия, как она была дана пророками. Другими словами, фундаментальная характеристика идентичности в исламе - это вера, состояние сознания, это Иман, который формулируется, прежде всего, Шахадой, то есть свидетельством веры, а также тем, во что мусульманин должен верить.

Ислам на Северном Кавказе, как и ислам вообще, чрезвычайно многообразен и внутренне, и в вариациях своего соприкосновения с социумом. Вопрос об истоках, первых проявлениях, хронологических рубежах проникновения Ислама в Карачай и Балкарию до сих пор остается малоисследованным. В российской историографии удивительным образом оказываются живучими и фактически не пересматриваются штампы, выработанные еще в советский период, согласно которым Ислам проникает в балкаро-карачаевскую среду очень поздно (чуть ли, не в 18 веке) и сам этот процесс носит скорее негативный для национальной культуры, нежели позитивный характер. Так, например, московский этнограф Н.Г. Волкова в своем очерке о балкарцах для новой энциклопедии "Народы России" пишет:

"Исламизация социальной верхушки балкарцев началась еще до 17 в., со второй половины 18 в. в Балкарии появляются исламские проповедники в основном из Дагестана. Однако еще в 19 в. верования Балкарцев представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций". Доисламские пережитки, действительно, можно обнаружить в народной культуре балкарцев и карачаевцев, но вряд ли их больше, чем у татар, турок и даже арабов, в ранней исламизации которых никто не сомневается. Наплыв мюридов и проповедников из Дагестана, непосредственно связанное с формированием сопротивления горских народов российской имперской экспансии, прежде всего с формой "газавата" - "священной войны", в которых это сопротивление (а в него был самым энергичным образом вовлечен карачаево-балкарский народ) осуществлялось. Однако усиление позиций Ислама и изменение его политической роли - это вовсе не начальное проникновение Ислама в карачаево-балкарскую среду. Между этими точками отсчета лежат целые века постепенного приобщения аланского народа к исламской религии и мусульманской цивилизации. Первым из историков о раннем Исламе в Карачае (средневековой Алании) довольно определенно высказался В.А. Кузнецов - автор монографии "Алания X-XIII веков". При описании Нижне-Архызского городища, которое считал столицей Алании, он упомянул, что с этим городищем связан ряд памятников "греко-византийской и мусульманской эпиграфики", отметив, что арабские куфические тексты на Нижне-Архызских надгробных камнях - "это самые ранние мусульманские надписи на всем Северо-западном Кавказе". В период Золотой Орды (в 12-14 вв.) была сделана вторая попытка насаждения мусульманства. Последняя попытка, предпринятая мусульманскими миссионерами Средней Азии, Поволжья и Дагестана, Турции и Крыма в конце 17 - нач. 18 века, закончилась успешно. Ислам стал национальной религией балкарцев и карачаевцев к середине 18 века и лишь некоторые рудиментарные языческие и христианские обряды, и устное народное творчество напоминали о доисламском периоде - во всяком случае, первые упоминания о совершении хаджа, если судить по фамильным преданиям балкарцев, относятся к середине XVIII века. Мусульманизацию балкарцев во многом можно определить как конфессиональный и духовный катаклизм, растянутый на столетия, так как процесс исламизации карачаево-балкарского народа был перманентным на протяжении 14-18 веков. Бинарность религиозных представлений горцев в тот период отразилась и в поверье, что один бок свиньи чист (не запрещен для употребления в пищу), а другой - нет. 18 век был веком триумфа ислама на Северном Кавказе, он был принят почти всеми народами Северного Кавказа и Дагестана. Если судить по нарративным источникам и полевому материалу, исламизация балкарцев проходила мирным путем. Точнее, культура ислама завоевала позиции раньше, чем его теистическая основа.

Кроме того, полевой материал свидетельствует, что аристократическая верхушка карачаево-балкарского народа привержена исламу на протяжении, по крайней мере 4-5 веков. Так, в тексте песни "Сокъур-Къазакъ и крымский хан", описывающей события XVI века, приводятся имена представителей княжеской фамилии Крымшамхаловых, живших до главного героя этого произведения. Одно из них явно мусульманское - Абу-Муслим. Не только в религиозном, но и шире - в социокультурном смысле карачаево-балкарцы уже в первой половине ХVIII в. во многом прочно включаются в состав арабо-исламского типа культуры, несмотря на своеобразие преломления магометанства в местных дорелигиозных верованиях, позволяющего говорить даже о некоем религиозном синкретизме. Россия прекрасно понимала цементирующую, консолидируюшую роль ислама и так или иначе способствовала переводу реалий конфессионального плана в объекты и субъекты политических эволюций региона. Результатом присоединения Северного Кавказа к России стало освоение этого региона представителями российского суперэтноса, которое приобретает решающее значение начиная с последней трети ХIХ в. Окончание Кавказской войны сопряжено с интенсивным оттоком значительной части исламского населения в Турцию. Данный период представляется одним из существенных этапов в формировании специфической этнокультурной самоидентификации различных групп населения Северного Кавказа.

Немаловажную роль в процессе утверждения доминант российского историко-культурного типа играла система образования и просвещения горских народов. Царская Россия в результате целого ряда предпринятых ее мер добилась формирования на северном Кавказе, в частности - и в карачаево-балкарской среде - особого конфессионального пространства, в рамках которого ислам был во многом адаптирован не только к традиционным субстратным воззрениям горцев, но и модифицирован в сторону повышения контагиозности и приспособленности к христианскому, точнее - европейскому образу жизни и социального взаимодействия. Это было достаточно серьезное достижение на поприще социально-конфессионального инжениринга, однако, вскоре после Великой Октябрьской революции ментально-конфессиональные институты карачаевцев и балкарцев вновь вошли в полосу серьезнейших катаклизмов. Пытаясь коротко охарактеризовать политику государства по отношению к исламу в советские годы, приходится признать, что речь следует вести о тотальном уничтожении этого пласта духовной жизни народа. Октябрьская революция и приход в горы Советской власти практически свели на нет развитие мусульманства среди балкарцев в его классической форме - с публичным отправлением религиозных обрядов, общим совершением намаза в мечетях и стоит отметить, что действующих мечетей при Советской власти были единицы.

Однако многие люди, особенно пожилого возраста, соблюдали основные требования веры, такие как пятикратный намаз и омовение, кроме того основные ритуальные действия - свадьбы, похороны - также проводились с учетом канонов ислама. Советской властью запрещалось придерживаться религиозных норм поведения и обрядов, объявленных "пережитками прошлого", тормозящими развитие "нового общества". Государство категорически запрещало традиционные формы исламской обрядности - по крайней мере, тем группам населения, которое было в той или иной степени включено в социальную жизнь страны. В конце 20-х - в начале 30-х ХХ в. была полностью уничтожена система образовательных учреждений ислама на сельском уровне. Значительные изменения испытали ритуальные обряды - опять-таки в отношении лиц, проявлявших социальную активность и гражданскую дееспособность. К 1927 году, когда в Кабардино-Балкарии ликвидировали все низшие исламские школы, в автономии остались 224 мечети и 844 служителя культа. Репрессии против интеллектуальной, духовной элиты, закрытие или разрушение мечетей и школ-медрессе, отмена письменности на основе арабской графики. Но все это было лишь прелюдией к той трагедии, которая надвигалась на карачаево-балкарский народ - депортация.

Это чудовищное насилие над всем народом, унесшее жизни до 70% населения. Не будем описывать всего кошмара массового геноцида, который пережили карачаевцы и балкарцы. Обратим внимание, что именно в условиях депортации и ссылки происходит возрождение его религиозности. Пройти дорогу ада и выжить во время насильственного выселения, помогла народу его вера. На свою родину карачаевцы и балкарцы вернулись с мусульманской верой, возродившейся и окрепшей в тяжелые годы изгнания. Заметное оживление мусульманской религиозной жизни в Карачае и Балкарии приходится на конец 1980-х и на 1990-е годы - на перестроечное и постсоветское время. Это оживление происходит во всех сферах, в которых выделим несколько наиболее крупных достижений: политическую активность мусульман, развитие сети мусульманского образования, проповедь Ислама в карачаево-балкарской литературе, строительство мечетей и мусульманские традиции в народном быту.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет