Расширенный поиск
25 Июня  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Уруну арты – къуру.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.

Коранический подход к межрелигиозному диалогу

25.04.2006 0 1488

Э. Кулиев

Всплеск международного терроризма и религиозного экстремизма, рост этнической самоидентификации, а также активизация агрессивных сепаратистских движений на фоне ослабления национального государства подорвали в последние годы веру в миф о "конце истории". Многочисленные попытки унификации культур и повсеместного распространения рыночных отношений и ценностей открытого общества западного образца встретили серьезное препятствие в лице ценностей традиционных, порой невольно вступающих в острое противоречие с принципами самой демократии и либерализма.

Российский исследователь М.Г. Делягин назвал этот западный проект "имплантацией мировосприятия", способствующей формированию относительной безответственности, безотчетности и раскованности мышления и поступков, что, в конечном счете, ведет к тотальной вседозволенности.

Навязывание либеральных ценностей развивающимся странам не способствовало сокращению дистанции между богатым и бедным полюсами и даже обострило процесс поляризации. Народы, оказавшиеся на разных концах этого глобального разрыва, разделяло не только научно-технологическое превосходство индустриально развитого Севера, но и глубокие различия в отношении к труду и самой жизни вообще. Помимо этого, перспектива безраздельного владычества после распада социалистического блока оказалась для "сильных мира сего" слишком заманчивой.

По мнению многих экспертов, объективные процессы глобализации были поставлены на службу интересам транснациональной элиты, объединенной космополитическими идеалами, что еще более обострило биосоциальные проблемы и усложнило их решение. Экологические, демографические и социальные процессы приобрели по вине политиков и политтехнологов трудно предсказуемый характер, не оставив человечеству выбора: преодоление нарастающего кризиса стало возможным лишь в условиях тесного сотрудничества всех членов мирового сообщества.
В настоящее время серьезным препятствием на этом пути является недостаточность глобального мышления, мешающая каждому индивиду на практике осознать целостность и невиданную доселе взаимозависимость составляющих современного мира. Позитивную роль в формировании такого мыслительного процесса могут и должны сыграть мировые религии, располагающие огромным арсеналом жизненных ценностей и частично осуществленных идеалов, определяющих характер человеческой деятельности и необходимых для полноценного бытия.

Конечно, находятся исследователи, обвиняющие религию в межцивилизационном расколе, что, безусловно, тоже может стать предметом отдельного разговора. Тем не менее, на наш взгляд, религиозная сфера обладает значительным потенциалом, столь необходимым для осмысления нынешнего цивилизационного кризиса.

Однако реализация этого потенциала возможна только в том случае, если религиозное сознание масс будет больше нацелено на созидание и диалог, нежели на разрушение и конфронтацию. В этом аспекте особую значимость приобретает не только распространение и преподавание культуры диалога, но и само религиозное просветительство как таковое. Хотя история межрелигиозного диалога насчитывает сотни и даже тысячи лет, его нынешняя "вынужденная" активная фаза является относительно новым явлением, берущим свое начало приблизительно с конца 80-х годов прошлого столетия.

Одной из главных причин трансформации сущности и характера межрелигиозного диалога стали изменение международного порядка, а также появление новых культурных, этнических и исторических реалий, во многом связанных с религиозным наследием человечества в целом.
Следует заметить, что диалог между религиями, несмотря на всю его сложность и неоднозначность, может стать умиротворением, некой надеждой и, если угодно, утешением для многих народов. В свете изменчивости существующих глобальных угроз он приобретает еще большее значение. Сегодня это понимают многие последователи разных религий и верований, находя ключи к построению новых межцивилизационных "мостов" в своих писаниях и учениях, оставляя вне рамок этого диалога принципиальные и кардинальные противоречия между религиями.

Последовательное изучение религиозных текстов показывает, что почти во всех религиях имеются положения, позволяющие ведение диалога. Ислам в этом отношении не является исключением, и на страницах Священного Корана особое место уделяется воспитанию веротерпимости к лицам, придерживающимся иных религиозных взглядов и мировоззренческих позиций. Призыв к терпимости по отношению к инакомыслию выражается в Коране в разных формах.

В одних аятах подчеркивается, что религия носит добровольный характер и не признает принуждения. В других мусульманам рекомендуется прощать обиды, причиняемые последователями других религий. В некоторых местах писания перечисляются отдельные похвальные качества последователей других религий: "Среди людей писания есть такой, который вернет тебе целый кантар, если ты доверишь его ему" (Коран, 3:75).

Помимо этого, Коран предписывает мусульманам не отказывать в убежище тем, кто ищет его у них, если даже они не исповедуют ислам: "Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха" (Коран, 9:6).
Наконец, одним из проявлений веротерпимости в исламе является дозволение жениться на иудейках и христианках, а также употреблять в пищу мясо животных, зарезанных "людьми писания".

Мусульманские ученые отмечают, что ислам запрещает несправедливо наносить обиду в любой форме тем, кто не исповедует ислам, в том числе - покушаться на их достоинство, имущество или жизнь. Предписания, содержащиеся в Коране и Сунне, целиком направлены на обеспечение мира и согласия в обществе, установление диалога и взаимопонимания между различными культурами и цивилизациями, а также устранение любых факторов, дестабилизирующих ситуацию в социуме любого уровня. Согласно кораническому учению, диалог между нациями и культурами является одной из главных целей сотворения различных народов и племен.
Последовательное изучение религиозных текстов приводит нас к пониманию некоторых принципов, на которые должен опираться диалог между религиями и культурами.
Во-первых, признавая свободу собственного выбора, мы должны признать и свободу других индивидуумов, - ведь ислам порицает принуждение в любых его проявлениях.

Во-вторых, отношения между участниками диалога должны складываться на основе принципа справедливости.

В-третьих, ислам призывает уважать собеседника во всем своеобразии его личности. Уважительное отношение к чужой точке зрения является одним из проявлений универсализма коранического учения.

В-четвертых, для осуществления конструктивного диалога религии должны вступить в социальные отношения, доступные обоюдному осмыслению. Достижение взаимопонимания возможно только тогда, когда стороны правильно определяют ценностную ориентацию оппонентов, и чем больше чужие ценности отличаются от наших собственных, важнейших для нас ценностей, тем труднее нам осмыслить их силой воображения.

И, наконец, в-пятых, для достижения позитивных результатов диалог между религиями должен быть направлен на разрешение насущных проблем, стоящих перед человечеством. Бессмысленно и даже опасно объявлять целями диалога нивелирование различий между культурами или объединение религий.

По мнению мусульманского исследователя И. Ибрахима, суть диалога должна заключаться в том, чтобы его участники помогали друг другу в противостоянии повсеместно проявляющимся преступлениям и порокам. К их числу автор относит социальную несправедливость, разнузданный материализм и моральное разложение, военный, политический, экономический и культурный колониализм, столкновения между расами и нациями, гражданские войны и геноциды, отсталость, болезни, пренебрежение правами человека, загрязнение окружающей среды, терроризм, экстремизм и т.п.

Соперничество между религиями, как отмечает профессор Р.Я. Алиев, должно базироваться на стремлении указать людям более правильный путь, ведущий к всестороннему совершенствованию личности и ее духовному прогрессу, свободному от страха перед темными силами; на том, что приближает людей к Богу.

Выработка концептуальных основ межрелигиозного диалога - сложный и длительный процесс. В некоторой степени он осложняется быстро меняющейся социально-политической картиной мира и новыми цивилизационными вызовами. В таких условиях большое значение приобретает опыт регионов, имеющих богатые традиции веротерпимости и сотрудничества между различными религиями. Эти регионы, одним из которых является Азербайджан, испокон веков находящийся на стыке цивилизаций, культур и религий, могут служить ориентиром для дальнейшей теоретической разработки и практического применения основ диалога, от успешной реализации которого во многом зависят сохранение культурного многообразия планеты и будущее мировой цивилизации.

(Источник: waytoquran.net)

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет