Расширенный поиск
23 Марта  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Ач уят къоймаз.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Тели турса – той бузар.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Баланы адам этген анады.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.

Как ответить на женский вопрос?

12.05.2005 0 3662

Рустам Измайлов,
аспирант МГУ им.М.В.Ломоносова

 

Без политики - никуда

 Проблемы, связанные с взаимоотношениями мужчин и женщин, в истории человечества возникали всегда и становились предметом многочисленных бытовых споров, а так же серьезных научных диспутов. Долгое время женщина была лишена многих прав,  что заставило её бороться, отстаивая свои взгляды. В конце концов, это привело к появлению феминизма. Уровняв буквально в правах мужчин и женщин в стремлении вообще стереть всякое различие между ними, феминизм в своем радикальном варианте призвал женщин к тотальной войне за переустройство общества, которое на протяжении всей истории через разные социальные институты угнетало женщину.

 В этой войне должен произойти коренной пересмотр традиционных, "естественных" функций женщин в обществе. Одна из таких функций - деторождение - стала рассматриваться как главная преграда для женщины на пути реализации её прав и одновременно самый серьёзный механизм угнетения со стороны мужчин. С исчезновением традиционной репродукции должна исчезнуть и семья - ещё один, по мнению феминисток, инструмент закабаления женщин и усиления мужского влияния на них. Провозглашенный радикальными феминистками лозунг - "личное есть политическое" - может служить своеобразием сосредоточием их идей, направленных на борьбу с противоположным полом во всех сферах, отрыв женщины от семьи, подчеркивание её независимости с ориентацией на едва ли не полную изоляцию женщин от мужчин.
 На сегодняшний день нельзя сказать, что человечество нашло однозначное решение женского вопроса. Попытки делаются как со стороны женщин, так и со стороны мужчин. Однако в этих поисках нельзя отбрасывать третью сторону, которая говорит не от имени тех или других. Этой третьей стороной, своего рода арбитром в споре, может стать религия. В данной статье мы коснемся некоторых положений мусульманского вероучения.
 Важными особенностями ислама являются его обращение ко всему человечеству и отсутствие противопоставления мирского и религиозного.
 Другими словами, в исламе нет разделения на духовную и повседневную жизнь. Коран регламентирует  поведение мусульманина (мусульманки) не только во время молитвы, но и на работе, и дома. Поэтому нормы ислама - это не узко религиозные законы, а образ жизни, где мужчины и женщины имеют свои права и обязанности.

Женщина тоже человек

 Католический собор ответил на этот вопрос утвердительно только в середине века. В исламе так вопрос никогда не ставился. Но, зачастую, когда затрагивают тему женщины в исламе, говорят о её бедственном и бесправном положении в мусульманских странах, как в прошлом, так и в настоящее время. Даже не просто говорят, а делают акцент на этом. Следует признать, что не все было идеально в жизни мусульманок, однако не стоит связывать это с самим исламом. Проблема здесь не в исламе, а в понимании и применении мусульманами предписаний своей религии. В связи с этим вспоминаются слова исламоведа Ахмедбека Агаева, которые в какой-то мере применимы и к современности: "…в наши  дни ислам переживает свои средние века, современные недостатки относятся к нему так же, как средневековые недостатки в Европе к христианству" (Агаев. А. Женщина по исламу и в исламе. Тифлис. 1901).
 К сожалению, мало упоминается о том перевороте, который совершил ислам в жизни женщин, наделив их массой прав и защитив их  интересы. В доисламские времена женщины, по сути были собственностью мужчин и после смерти мужа могли попросту перейти по наследству. Женщины не имели права наследовать своим мужьям, а также родным мужского пола. Бывали случаи, когда до прихода ислама арабы новорожденных девочек живьем закапывали в песок. Всему этому ислам положил конец, сделав из женщины личность, дав ей всю полноту гражданских прав: право заключать сделки, право голоса, право самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами, право на развод и многое другое.

Если б я был султан и имел трех жен

Отдельно стоит сказать о многоженстве. До появления ислама, в частности на Аравийском полуострове, имела место практически неограниченная полигамия. Ислам, как известно, сократил количество жен до четырех, установив для этого такие серьезные условия, что, скорее, говорит о предпочтении исламом моногамии. В Коране, например, говорится: "… А если боитесь, что не будете справедливы (ко всем одинаково), то (женитесь) на одной…" (Коран 4:3). Таким образом, ислам рассматривает полигамию как возможность, которую должен иметь человек. Почему же все-таки полигамия допускается? Ислам, как универсальная религия, учитывает все возможные обстоятельства, с которыми может столкнуться общество. В большинстве стран мира женщины численно преобладают над мужчинами, и проблема дисбаланса полов приводит к разным решениям. Одни выбирают безбрачие, другие предлагают принять все виды сексуальной свободы: проституцию, внебрачные половые связи и т.д. Полигамия, ограниченная разумными условиями, может помочь решить эти проблемы. На Западе, например, уже появляются социологические исследования, в которых многоженство рассматривается как серьезная альтернатива разводу. Недостаточно хорошо проанализирован потенциал полигамии в послевоенных условиях, когда дисбаланс между мужчинами и женщинами наблюдается вполне явно.

Муж - голова, жена шея

 Ключевым  моментом женской проблемы является вопрос о соотношении прав и обязанностей мужчины и женщины. Сразу надо сказать, что в исламе констатируется, по сути, равенство прав и обязанностей мужчины и женщины. Однако это равенство понимается не как полное совпадение прав и обязанностей, а как сбалансированный компромисс: ислам возлагает основные тяготы по обеспечению семьи на мужчину, причем это вменяется ему в обязанность; основная забота женщины - сохранение домашнего очага и воспитание детей. Эти виды деятельностей не считаются менее значимыми по сравнению с теми, которые приносят финансовый доход семье. При этом женщина имеет право работать и распоряжаться своими деньгами самостоятельно.
 Рассуждения о соотношении прав и обязанностей приводят нас к постановке другого вопроса: "Кто же "выше" - мужчина или женщина?" В семье старшим считается мужчина, но для ответа на этот вопрос ислам вводит критерий благочестия. Кто наиболее благочестив и усерден в добрых делах и молитвах, будь то мужчина или женщина, тот и "выше". Окончательный же ответ на этот вопрос ислам оставляет Богу.

Береги платье снову, а честь - смолоду

 Женский фактор в исламском понимании является гармонизирующим и стабилизирующим общество. Роль женщины как матери и воспитателя, будущих поколений накладывает на неё обязанность быть целомудренной, благочестивой и высоконравственной. А в современном мире существует тенденция рассматривать женщину как эффективное средство для продвижения на рынок своих товаров и услуг.  Редкий рекламный ролик обходится без привлекательной девушки, причем ролики становятся все более откровенными. В огромном количестве кинофильмов, телепрограмм также всячески поддерживается культ тела, эксплуатируется женская красота. Такого рода продукция и другие проявления сексуальной революции постепенно лишают молодежь нравственных устоев. Сегодня, например, уже достаточно обыденным явлением "не скрывать своих чувств" в общественных местах. В любом обществе, которое желает выжить, в особенности у его молодой части, должно быть, понимание рамок свободы, потому что, как известно, свобода предполагает наличие у имеющего её ответственности за свои поступки.

Человек человеку - друг

 Современное общество всё больше и больше впитывает в себя идеи и нормы, разжигающие самые низкие, животные инстинкты в человеке, стимулирующие страсть, но не разум. В условиях неконтролируемого наступления таких идей, подъема культа индивидуальности и кризиса института семьи общество обязано  обратить внимание на те краеугольные камни, которые удерживают от нравственной деградации, за которой неизбежно последует экономический и научно-технический спад. Закончить хочется кораническим аятом: "…верующие мужчины и верующие женщины, они друзья одни другим: они побуждают к добру и удерживают от неодобряемого…" (Коран 9:72). Здесь, на мой взгляд, выражена одна из главных мыслей социального учения ислама о том, что гармоничное существование  общества возможно только при взаимной поддержки мужчин и женщин в их движении к совершенству.

 

(Газета "Оазис", март - апрель 2005 г.)

 

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет