Расширенный поиск
11 Декабря  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Хата – гитчеден.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Хатерли къул болур.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Таукел тауну аудурур.

Концепция отношения мусульман к иноверцам

11.05.2004 1 4369

Мухаммед Саляхетдинов

 

Исламский мир в последние несколько веков переживал упадок, в результате которого в начале XX столетия был утерян последний форпост исламской государственности, а с ней и самостоятельность. Такое обстоятельство способствовало образованию многочисленных исламских движений, которые стали носителями возрожденческих идей.

Под воздействием этих возрожденческих настроений попытки отдельных лидеров, партий или правительств руководствоваться принципами своей веры встречают серьезное противодействие со стороны мировых держав, которые помимо разного рода политического и экономического давления не брезгуют применять для этого свою военную мощь.

Сегодня мусульманский мир стремится преодолеть свое раздробленное состояние через консолидацию и создание своей государственности, которая могла бы защищать интересы мусульман на мировой арене. Встречая противодействие на этом пути, некоторые исламские деятели и отдельные группы прибегают к достаточно радикальным мерам, которые они трактуют как джихад.

Джихад - одно из наиболее неверно понимаемых установлений в исламе. Многие мусульмане не имеют четкого и правильного представления об этом установлении. В основе арабского слова "джихад" лежит корень "джухд" (прикладывать усилия или старание). "Муджахед" - это тот, кто прикладывает усилия для исполнения предписаний Всевышнего. Другими словами, джихад - это усилие, целью которого является совершение благого и противостояние злу, а это означает, что данное слово имеет достаточно широкое значение и будет неправильным относить его лишь к военной тематике.

Учитывая тот факт, что большой ажиотаж вокруг слова "джихад" возникает в связи с вопросом противостояния мусульман с немусульманами, то разберем некоторые важные аспекты, касающееся этой темы, исходя из исламских принципов.

 

ОТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАН К НЕМУСУЛЬМАНАМ

Всевышний говорит: "Не запрещает вам Аллах являть добродетель и справедливость к тем, кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших, ведь любит Он справедливых. Запрещает Аллах вам дружить с теми, кто сражается с вами из-за религии, изгоняет вас из жилищ ваших и способствует выселению вашему. А те, кто заводит дружбу с такими людьми, те - грешники" (Коран. 60: 8-9).

Ислам не только ратует за справедливое отношение к немусульманам (в данном случае к идолопоклонникам Мекки), но и требует быть благодетельными по отношению к ним. Слово "добродетель" (араб. "бирр") в арабском языке имеет широкий смысл и означает больше, чем справедливость. Это же слово мы встречаем в одной из заповедей ислама, которую проповедовал Пророк, быть "добродетельными в отношении к своим родителям". Таким образом, в исламе предписывается быть добродетельными как к своим родителям, так и к иноверцам, которые не враждебны к мусульманам.

 

ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ ПИСАНИЯ

Если ислам не запрещает быть добродетельным и справедливым по отношению к представителям других религий, а в вышеприведенных двух аятах говорится об идолопоклонниках, то соответственно к людям Писания должно быть более благосклонное отношение, независимо от того, находятся они в исламском мире или за его пределами. Коран обращается к ним не иначе, как "О люди Писания" или "О Вы, обладатели Писания", подчеркивая тем самым, что изначально они принадлежали к небесной религии и что они имеют с мусульманами общие истоки, изначально принадлежат к единой религии, которую проповедовали все посланные Всевышним Пророки: "В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Ною, то, что внушили Мы (Мухаммаду) в откровении, то, что заповедовали Мы Аврааму, Моисею и Иисусу (сказав) "Соблюдайте религию и не разделяйтесь" (Коран, 42: 13).

Мусульманам предписано верить во все Священные Писания и посланников Аллаха, поскольку без этого их вера не будет действительной "Скажите: "Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Якову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему" (Коран, 2: 136).

И если люди Писания прочтут Коран, то найдут в нем похвалу своим Священным Писаниям, посланникам и пророкам.

Когда мусульмане дискутируют с людьми Писания, то они обязаны избегать того, что приносит огорчение или способствует вражде: "Если вступаете в спор с людьми Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: "Уверовали мы в то, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Бог наш и бог ваш - один, и предаемся мы Ему" (Коран, 29: 46).

Мы уже видели, что ислам разрешает мусульманам употреблять в пищу то, чем питаются люди Писания и забитых ими животных, а также вступать в брак с их женщинами, что само по себе предполагает жизнь в любви и согласии. Об этом Всевышний говорит: "Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, кому до вас даровано было Писание" (Коран, 5: 5).

Это относится к людям Писания в целом. Однако христиан Коран наделил особым статусом и считает их более близкими для сердца мусульман. "Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: "Воистину, христиане мы". Это оттого, что есть среди них иереи и монахи, что не высокомерны они" (Коран, 5: 82).

 

ДРУЖБА С ИНОВЕРЦАМИ

Возможно, возникнет закономерный вопрос: а необходимо ли проявлять добродетель, любовь и добрые отношения к немусульманам, если в Коране запрещается проявлять любовь и дружбу по отношению к неверным: "О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы с иудеями и христианами: дружат они между собой. Если же кто-либо из вас дружит с ними, то он - один из них. Воистину, не поведет Господь нечестивцев путем прямым. Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться..." (Коран, 5: 51-52)?

Ответом на этот вопрос будет следующее. Вышеприведенные аяты не касаются абсолютно всех иудеев, христиан и представителей других религий, так как такое понимание противоречило бы другим аятам, а также хадисам, которые предписывают относиться с дружелюбием к людям, творящим добро, несмотря на их религиозную принадлежность. То же самое относится и к аятам, в которых разрешается породниться с людьми Писания, вступая в брак с их женщинами. Всевышний, говоря о супружестве, подчеркивает: "И установил Он любовь и благосклонность между вами" (Коран, 30: 21). А, говоря о христианах, Он сказал: "Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: "Воистину, христиане мы" (Коран, 5: 82).

В первом из приведенных аятов говорится о людях, относящихся враждебно к исламу и мусульманам, поэтому недопустимо поддерживать с ними дружеские отношения и оказывать им помощь, чтобы они не выведали тайны мусульман. Такие союзнические отношения навредят мусульманской общине. Об этом Всевышний говорит далее: "О вы, которые уверовали! Не водите дружбы тесной с кем-либо не из среды вашей. Не преминут они вредить вам и радоваться неудачам вашим. Ненависть их - на устах у них, а ненависть, затаенная в сердцах их, - еще сильнее. Разъяснили Мы вам аяты, если бы только вы уразумели! Вот любите вы их, а они не любят вас!" (Коран, 3: 118-119).

Этот аят проливает свет на сущность этой категории неверных, скрывающих в своих сердцах сильнейшую враждебность и ненависть к мусульманам, с языков которых порой срываются признаки такой враждебности. Аллах также говорит: "Не найдешь ты среди уверовавших в Бога и в день Судный людей, которые были бы дружелюбны к тем, кто враждебен Господу и Посланнику Его, если даже отцы это их, сыновья, братья и родственники" (Коран, 58: 22).

Противостояние Аллаху не ограничивается одним лишь неверием в Него (куфр), это еще и враждебность к исламу и мусульманам. Аллах также говорит: "О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы с врагами Моими и вашими. Предлагаете вы им дружбу, но ранее отвергли они Истину, которая явилась вам. Изгоняют они Посланника и вас за то, что веруете вы в Аллаха, Господа вашего" (Коран, 60: 1).

Этот аят напоминает о мекканских идолопоклонниках, которые объявили войну Посланнику Всевышнего и изгнали мусульман из их жилищ только за то, что те говорили: "Аллах - наш Господь". Дружба с подобными людьми недопустима. И несмотря на это, Коран не оставляет надежды, что в один из дней может наступить примирение; в нем не провозглашается полного и окончательного разрыва с этими людьми. Наоборот, выражены чаяния, что верующие смогут повлиять на них, что ситуация и отношения изменятся. Поэтому в той же суре Аллах далее говорит: "Быть может, решит Господь установить дружбу между вами и теми, с кем враждуете вы. Ведь Всемогущий Он, Прощающий, Всемилосердный" (Коран, 60: 7). Тем самым Коран предостерегает от возможного обострения конфликта и вражды поскольку как говорится в хадисе, переданном аль-Бухари, "злейший твой враг однажды может стать твоим другом".

Запрет на дружбу усиливается, если враг обладает силой. Так как в подобных случаях лицемеры и те, сердца которых поражены болезнью, идут на такую дружбу, преследуя свой меркантильный интерес, Всевышний говорит: "Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться с ними и оправдываются: "Опасаемся мы, что постигнет нас беда какая-нибудь". А ведь может случиться так, что дарует Всевышний верующим победу или даст повеление какое-либо от себя. И тогда раскаются (нестойкие в вере) в том, что таили они в душах своих" (Коран, 5: 52).

"Так 'обрадуй' же лицемеров вестью, что уготовано им наказание мучительное, - тех, кто дружит с неверными, а не с верующими. Уж не в дружбе ли с ними хотят обрести они величие? Воистину, все величие - у Аллаха" (Коран, 4: 138-139).

 

ОБРАЩЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬЮ К НЕМУСУЛЬМАНАМ

Нет ничего зазорного в том, что мусульмане обращаются за помощью к немусульманам (будь то частные лица или организации) в решении дел, не касающихся их внутрирелигиозных отношений, например, в области медицины, производства или сельского хозяйства. Хотя предпочтительней, чтобы мусульмане могли решать подобные вопросы самостоятельно.

Мы видим из жизни Пророка (мир ему), как он взял в качестве своего проводника Абдуллу Ибн Урайкита (идолопоклонника) во время своего перехода (хиджры) из Мекки в Медину. Отсюда ученые сделали вывод, что обозначение "неверный" не ведет к полному недоверию к нему, так как что могло быть более рискованным для Пророка, чем довериться проводнику при таком опасном переходе.

Более того, ученые утверждают, что руководитель мусульман может обращаться за военной помощью к немусульманам (в частности, к людям Писания), делясь при этом полученными трофеями.

Аз-Зухри передает, что Посланник Аллаха (мир ему) пользовался помощью иудеев, когда вел войну, при этом делился с ними трофеями. А Сафван Ибн Умайа участвовал в битве при Хунайне на стороне Пророка (мир ему), будучи идолопоклонником.

Условием, при котором можно обращаться за помощью к немусульманину, является его доброе отношение к мусульманам. Если же он не заслуживает доверия, то нельзя к нему обращаться за помощью, поскольку нельзя этого делать даже по отношению к ненадежным мусульманам.

Мусульманину разрешается дарить и принимать подарки от немусульман. В данном случае достаточно упомянуть, что Пророк (мир ему) принимал подарки от правителей различных государств, хотя они и не были мусульманами. Исследователи хадисов утверждают, что во многих из них содержатся сообщения о том, что Пророк (мир ему) принимал подарки от немусульман, а Умм Салама, жена Пророка, рассказывала, как Посланник (мир ему) сказал ей: "Я подарил ан-Наджаши (правителю Эфиопии) одеяние и кусок шелка…".

Ислам уважает человека только лишь за то, что он человек. И почему он не может не уважать людей Писания? Однажды мимо Пророка (мир ему) проследовала похоронная процессия, и он встал перед ней. После чего кто-то заметил: "О Посланник Аллаха, это хоронят иудея". Пророк (мир ему) ответил ему: "А разве он не человек?!". Так что каждому ислам проявляет свое уважение и предоставляет особое место.

(Газета "Современная мысль", №5, май 2004г.)

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    marita
    04.05.2012 10:29:33
    спасибо за статью. по-моему, это одна из наилучших публикаций на этом портале.