Хадж во имя Господа миров
На протяжении одиннадцати лет Назир (Хабибуллах) Ахматов сопровождает паломников из Кабардино-Балкарии, совершающих Хадж в священную для каждого мусульманина Мекку. Во время последнего Хаджа Ахматов возглавлял группа из 111 человек. Как прошло паломничество, какие новшества и трудности ожидали правоверных мусульман на пути Аллаха? На эти и другие вопросы газеты "Ислам в Евразии" отвечает директор фонда "Мир" имам-хатыб Назир Ахматов.
- Насколько мне известно, каждый год, выезжая в Мекку, Вы везли с собой флаг Кабардино-Балкарии, однако в этом году его заменил флаг Российской Федерации. Почему?
- Группа, которую я возглавил, была многонациональной. В нее вошли наши земляки, мусульмане из других регионов, в том числе Адыгеи, Чеченской, Ингушской республик, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ставропольского края. Одним словом, со всего Северо-Кавказского федерального округа, да еще и Южный федеральный округ в лице Адыгеи. Поэтому и было решено выезжать с флагом России, чтобы никому не было обидно. Вылетали мы из аэропорта города Беслана 31 октября, 1 ноября были в Медине. Там пробыли три дня, а затем выехали в Мекку, чтобы совершить ритуалы Хаджа.
- В день отъезда вас было 111 человек, однако вернулась группа, скажет так, в расширенном составе…
- Так случилось, что женщина из делегации Карачаево-Черкесии заболела в пути. Её пришлось поместить в больницу в Медине. Остальные не могли отложить Хадж из-за неё. Врачи обещали привезти ее на 9 день на гору Арафа, где проходит основной ритуал. У неё обнаружили тромб лёгкого, и ей не рекомендовали возвращаться наземным транспортом. Руководитель делегации Карачаево-Черкесии, мой хороший знакомый, попросил забрать ее с нами. К нам ещё присоединился незрячий мусульманин Азамат Биттиров. Он великолепно читает Коран, обучает слепых мусульман чтению Священной Книги. Парень второй год стремился в Хадж. В этом году Чеченское духовенство обещало ему помочь. Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров выделил 30 льготных путёвок Духовному управлению мусульман КБР для желающих совершить Хадж, но Азамат не попал в эту группу. Однако духовенство Чеченской Республики посчитали делом чести помочь незрячему мусульманину. Для него изыскали дополнительные средства. Мы же договорились, что возьмем его в свою группу. Так нас и стало 113.
- Назир Хамзатович, как проходит процедура оформления поездки? Несомненно, для встречи и размещения миллионов людей требуется скрупулезная подготовка.
- Мы покупаем полный продукт от туроператора. Фирма аккредитована в РФ и в министерстве по Хажду и Амре Саудовской Аравии. На территории России всего 4-5 компаний имеют право обслуживать паломничество - организовывать проезд, бронировать места в гостинице в Саудовской Аравии, оформлять визы. Они же решают вопросы, связанные с транспортом. В смету можно заложить всё, начиная от питания, заканчивая экскурсионными поездками. Мы традиционно покупаем продукт, в который входит трёхразовое питание, экскурсии в Медине и Мекке по местам, связанным с историей становления ислама и жизнью пророка Мухаммеда (С.А.С).
- Длительный перелёт, смена климата и часовых поясов не могут не сказаться на здоровье паломников. Как решаются вопросы медицинского обслуживания, ведь зачастую в нелёгкий путь отправляются люди старшего поколения.
- На протяжении семи лет нас сопровождает врач Атмир Хамурзов. Не сказать о нём отдельно было бы неправильно. Он богобоязненный, терпеливый, компетентный человек, практикующий врач. Атмир Магилович долгое время работал в республиканской больнице, он хирург-реаниматолог. Перед вылетом составил список медикаментов, изучил болезни, которые могут возникнуть в пути. В этом году мы вывезли с собой 4 огромные коробки медикаментов разного назначения, от капельниц, до систем вентиляции лёгких. В полевых условиях наш врач был в состоянии оказать любую помощь нуждающимся. По милости Аллаха, проблем со здоровьем у паломников не было. Но кто бы не обратился к Атмиру Магиловичу, он никому не отказал в помощи, несмотря на то, из нашей он делегации или нет. Пусть Аллах воздаст ему за его труды.
- Насколько мне известно, некоторые регионы приняли решение о ротации групп. Это связано с тем, что в паломничество из года в год отправляются одни и те же люди.
- До нынешнего года со мной ездил определенный костяк. В этом же году группа процентов на 80 обновилась, еще она очень помолодела. Приятно было видеть молодых мусульман, которые, невзирая на все испытания и трудности в пути, оказывали всемерную помощь и поддержку старшим.
- Тот факт, что число мусульман из года в год увеличивается неоспорим. Соответственно желающих совершить Хадж тоже становится больше. Какие меры предприняты властями Саудовской Аравии для минимизации рисков здоровью паломников?
- Я иногда представляю, как бы мы на целый месяц приняли у себя миллион человек. Что с нами произойдёт, боюсь даже подумать. В Саудовской Аравии подготовку к следующему Хаджу начинают сразу же после отъезда делегаций. А в этом году Хадж совершили на миллион человек больше, чем в прошлом. В общей сложности Саудовскую Аравию посетили 7-8 миллион человек. Мы говорим, что ислам религия чистоты, уважения к старшим и младшим. Но мы не можем гарантировать, что все паломники воспитаны в этом духе. Совершить Хадж съезжаются люди со всего мира, из стран со своими обычаями, культурой. В некоторых регионах местная культура превалирует над канонами ислама и соответственно воспитание совсем другое. Все проблемы, связанные с гигиеной, с нормами санитарии, которые порой сами паломники не соблюдают, с питанием, размещением решает встречающая сторона. Удовлетворить все требования людей с разными вкусами непросто. Но все запросы решаются, делается всё возможное, а порой даже невозможное, за что в адрес организаторов Хаджа можно выразить только удивление и благодарность.
В Саудовской Аравии реализуется важный проект - планируется запустить метро, который соединит города Джидда, Мекка и Медина. Таким образом, будут связаны три главные точки, где совершаются основные ритуалы Хаджа - Мина, Арафа и Мусталифа. Это снизит загруженность дорог. Сейчас вся тяжесть, связанная с перевозками лежит на общественном транспорте. По дорогам передвигаются десятки тысяч автобусов, работающих на дизеле. Двигатели не заглушаются даже при остановке, чтобы работали кондиционеры. Поэтому на дороге стоит такой смог! Это сказывается на здоровье паломников, жителей Медины и Мекки, на экологическом состоянии городов. Метро снимет множество проблем. Небольшой его отрезок - 24 километра - уже введен в эксплуатацию. В течение 3-5 лет вопрос, думаю, будет снят.
- Годами ранее были зафиксированы несчастные случаи, в которых пострадали большое количество паломников. Как сейчас решается вопрос безопасности людей во время совершения ритуалов?
- Да, был эпизод, когда в тоннели в большой давке пострадали до тысячи паломников. Там встретились два потока людей, идущих навстречу друг другу. Был случай, когда сгорел палаточный городок, в котором готовили пищу. Сегодня же риски сведены до минимума. При изготовлении палаток применяются огнеупорные материалы, в них размещены кондиционеры. В тоннели установлена заградительная полоса, выставлена сетка, которая делит потоки людей, построен второй тоннель. Большая часть несчастных случаев происходила при ритуале забрасывания камней. До обеда 3-4 миллиона человек должны были попасть в один из трёх столбов, диаметр каждого не более метра. Когда ты целишься, ни на кого не смотришь. Люди толкаются, пихаются. Теперь же столбы заменены стенами длиною около 20 метров. Решение принял совет Улемов. Это не нарушает условий хаджа. Такие меры облегчили доступ к местам исполнения ритуалов.
- Вернуться из столь сложного путешествия, наверное, сложнее, чем отправиться в путь. Домой одновременно вылетают миллионы людей.
- Выезжая в Хадж, мы беседовали с паломниками, объясняли, что нас ожидают непредсказуемые, неординарные события, и вполне вероятно, что дата возвращения может быть изменена. Но, с соизволения Всевышнего, никаких эксцессов не произошло. Была небольшая задержка, но на то были объективные причины. Аэропорт Медины задействован на 20 процентов, идут ремонтные работы. Вся нагрузка легла на Джидду. Аэропорт функционировал в режиме один самолёт в одну минуту. Думаю, нет возможности работать интенсивнее. Мы были четвёртыми в очереди на вылет, но самолёт немного задержался, вылетели 3-го декабря, а не 2-го, как планировалось ранее. Но эту небольшую задержку люди восприняли как подарок, ведь они имели дополнительную возможность помолиться в священной мечети Аль-Харам, каждый намаз в которой приравнивается к 100 тысячам намазов.
В конце беседы я бы хотел выразить огромную благодарность оргкомитету по хаджу при Правительстве КБР, который отслеживал всю ситуацию, начиная с первых дней, и до нашего возвращения. Особая признательность министру транспорта и связи за предоставление автобусов для проезда до Беслана и обратно и начальнику УГИБДД по КБР Арсену Кудаева за обеспечение сопровождения группы до аэропорта. Всемерную поддержку оказало Министерство по делам молодёжи и работе с общественными объединениями. Все вопросы, которые входят в компетенцию Роспотребнадзора так же решались своевременно и в нужном русле. Отдельная признательность главному врачу и коллективу Поликлиники №1 города Нальчика, где мы на протяжении многих лет проходим вакцинацию и главному врачу инфекционисту доктору Омару Баобад. Безусловно, без поддержки органов власти провести на высоком организационном уровне Хадж невозможно. У нас уже сложился конструктивный диалог с властными структурами. Все службы реагировали на определенные ситуации молниеносно. Может, я кого-то упустил, пусть они меня простят, я признателен всем, кто содействовал нашей поездке.
Хочу отдельно сказать о самих паломниках. Все они понимали, что этот путь они совершают ради Аллаха, представляли всю серьезность мероприятия. В нашей группе были не только религиозные деятели, но и бизнесмены, пенсионеры, госслужащие, учителя. Одним словом, представители всех слоёв общества. Они стали для меня не просто знакомыми, а по настоящему близкими людьми. Благодарен Всевышнему, за то, что они оказались полны благих намерений, я готов выйти с ними не только в очередной Хадж, но в более трудный путь. Надеюсь, они такого же мнения о нас. Все воспринимали трудности на пути Аллаха как милость Всевышнего, за что я им благодарен. Пусть милость Аллаха пребудет с ними.
Интервью подготовила Фатима Тикаева
Комментариев нет