Расширенный поиск
2 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Кийим тукъум сордурур.

Женщины и бизнес

15.01.2009 0 986

Мусульманская бизнес-леди. Для многих это словосочетание покажется странным, если не сказать абсурдным. При чем тут бизнес, скажете вы, если мусульманка, покрытая вся с головы до ног, с утра до вечера занятая хозяйством, многочисленным потомством, выполнением приказов строгого мужа, просто не в состоянии думать о чем-либо еще? И потом, как она может заниматься бизнесом с ее-то уровнем образования и существующими религиозными табу? Ответить на эти вопросы и понять, в чем заключается парадокс, казалось бы, несовместимых вещей, поможет краткий экскурс в историю и учение ислама.

Еще до того, как Пророку Мухаммаду была вверена пророческая миссия, он был нанят на службу состоятельной уважаемой женщиной из рода курайшитов - Хадиджей бинт Хувейлид. Эта работа состояла в том, чтобы водить торговые караваны из Хиджаза в Сирию и управлять торговыми сделками, приносящими прибыль. Видя коммерческий успех своего управляющего, предпринимательница Хадиджа была поражена в то же время его честностью, порядочностью, верностью обещаниям - качествам, которых так не хватает людям, занятым в подобного рода делах. А после того, как Пророку Мухаммаду были ниспосланы божественные откровения, Хадиджа, ставшая его супругой, распорядилась своим имуществом во благо призыву, который вел ее муж. Это стало возможным потому, что ислам провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины, и наделил ее неотъемлемым правом самой распоряжаться своим имуществом, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы.

Во время Пророка многие женщины занимались, если сказать современным языком, малым бизнесом. Кто-то шил одежду, кто-то выделывал кожу, кто-то был кормилицей и воспитательницей детей, кто-то вел торговлю. И это было почти пятнадцать веков тому назад! Кто у кого должен учиться, если известно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине XIX века, а работать и иметь собственное дело еще позже.

Роль женщины-мусульманки обширна и не ограничивается только ее домом, семьей и домашним хозяйством. При желании женщина с согласия мужа или родственника, который несет ответственность за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария и т.д. Женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д.

Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) "с головой уйти" в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться "на ней". Для того чтобы женщина могла более равномерно распределять свое время между работой и семьей, некоторые специалисты предлагают "материнский" путь профессионального роста и продвижения по службе. Он представляет собой такой путь карьеры, в котором сочетались бы гибкий график работы, неполная рабочая неделя, возможность тратить больше времени на семью, пусть даже и при более медленном продвижении по службе.

Запад и Восток

С каждым годом доля женщин в бизнесе, управлении, государственной службе непрерывно возрастает. Женщины занимают все более высокооплачиваемые сферы занятости и профессии. Но, несмотря на достигнутый прогресс, женщины в развитых странах продолжают зарабатывать существенно меньше мужчин, работающих в той же области. Другая распространенная проблема, с которой сталкиваются работающие женщины в современном мире, - это проблема сексуальных домогательств. Как показывают социологические исследования, в США четыре из десяти женщин сталкиваются на работе с той или иной формой домогательств. Однако только 5% женщин предавали это огласке. Более того, пятеро мужчин из десяти признают, что они говорили или делали что-то, что могло быть воспринято коллегами-женщинами как сексуальное домогательство.

В этой связи интересен опыт Саудовской Аравии, особенно в сфере занятости, где женщины работают в основном отдельно от мужчин, например, там трудно встретить женщину-секретаря, если руководитель - мужчина. Предусмотрены также специальные учреждения, обслуживаемые только женщинами и предлагающие свои услуги также женщинам, например магазины и службы быта. Женские офисы в исламских банках наглядно демонстрируют, что муж и жена, как правило, раздельно ведут свои счета, и каждый самостоятельно управляет собственными финансами. Источником пополнения счета женщины может стать доля наследства согласно закону о разделе имущества между прямыми наследниками или заработная плата, а также доход от личного бизнеса.

Учитывая положительные стороны саудовского опыта, российским организациям можно позаимствовать меры по обеспечению комфортных, благоприятных условий для работающих женщин, в особенности мусульманок, как, например: 1) правильная организация рабочего (офисного) места с соблюдением частного пространства, к примеру, установление перегородок; 2) введение общих требований к одежде; 3) гибкий график работы.

<...>

Условия занятости мусульманки

Напомним, что ислам уважает право женщины на труд - труд созидательный, на благо семьи и общества. В исламе нет абсолютного запрета на женский труд, но, принимая во внимание особенную природу женщины, шариат определил несколько условий, обеспечивающих работающей женщине защиту ее чести, здоровья и безопасность:
Женщина, пожелавшая работать, должна получить согласие со стороны своего мужа, родственника (махрама) или опекуна.
Женщина должна, по возможности, работать в раздельном от мужчин помещении.
Труд не должен отрицательно сказываться на физическом и духовном состоянии женщины.
Женщинам рекомендуется приложить свои усилия в тех областях, где это было бы наиболее эффективно и целесообразно, например: сфера воспитания и образования; сфера здравоохранения, особенно гинекология; сфера производства женской одежды; сфера консультационных услуг в области бизнеса, психологии, дизайна; писательская деятельность; интернет-технологии.
Работа не должна занимать слишком много времени. Женщине необходимо уделять время себе, детям и мужу.
Женщине следует соблюдать требования шариата в поведении и в одежде: носить хиджаб, не пользоваться косметикой и парфюмерией вне дома, вести себя перед посторонними как подобает истинной верующей.

В России не так просто найти работу соответствующую вышеприведенным требованиям. Однако примеры профессиональной деятельности саудовских женщин даже в более жестких условиях, но другого полюса, говорят о том, что российским мусульманкам, вынужденным или пожелавшим работать, не стоит идти по пути меньшего сопротивления, жертвуя своими религиозными убеждениями (например, снимая хиджаб) при устройстве на работу, а искать возможности халяльного (разрешенного) заработка.

И в заключение хотелось бы процитировать слова одного поэта, который сказал: "Мать - это школа, которая готовит к жизни благородный народ". От женщин во многом зависит религиозность и нравственность следующих поколений. На них возложена великая миссия сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Плоды этого труда не сравнятся ни с каким доходом от бизнеса, карьерного роста, профессиональной деятельности, хотя последнее и имеет право на существование.

(muslima.ru)

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет