Расширенный поиск
30 Октября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.

Мечети Карачаево-Черкесии

31.01.2007 0 6206

 

Если Татарстан может позволить себе сооружение импозантных мечетей и мусульманских культурных центров не только в столице (Казани), но и в других городах республики, то материал, собранный нами (к 1999 году - "Э.") о строительстве современных мечетей в Карачаево-Черкесии, свидетельствует о гораздо более скромных возможностях местных зодчих и мусульманских общин.

Строительство новых мечетей составляет основной объем современной культовой карачаевской архитектуры. Нельзя сказать, что мы имеем в этой области какие-либо выдающиеся шедевры. Массовое строительство идет по типовым проектам, имеющим одинаковое хождение на всем Северном Кавказе. Чаще всего это строгие, лаконичные, почти аскетичные по формам наружного декора кирпичные сооружения симметричной композиции с акцентированным порталом и обычно одним минаретом, вплотную примыкающим к зданию строго по центру его фасада. Невысокие глухие башенки по бокам, не имеющие функционального назначения, фланкируют сооружение, придавая рисунку его фасада компактную цельность и завершенность. Окна, очерченные прямоугольными, полуциркульными или "мавританскими", щипцовыми арками, располагаются, как правило, в два яруса, обеспечивая двухсветное освещение молельного зала и освещение примыкающих к нему служебных помещений.


Мечеть в г.Карачаевск

В организации пространства интерьера доминирует двухчастная композиция, состоящая из просторного, высокого притвора-прихожей с лестницами, ведущими отсюда на балкон (на женскую половину мечети) и на башню минарета, и открывающееся за двустворчатой дверью большое, светлое помещение молельного зала. Элементы внутреннего декора (ковровое покрытие пола, живописная и пластическая отделка михрабной ниши, вид точеного мимбара, цветные стекла в окнах и т. п) зависят от индивидуальных возможностей, заказов, приобретений привозных изделий или работы местных мастеров разных мусульманских общин.

Среди наиболее значительных новых построек можно отметить Соборную (Джами) мечеть Малокарачаевского района в поселке Учкекен, построенную в 1995 году. Это двухэтажное (двухсветное для большого молельного зала) здание из красного кирпича с высоким прямоугольным порталом. Утопленная в этом портале высокая ниша и низкий дверной проем обрамлены "мавританскими" арками, форма которых повторяется в верхнем ряду окон. Основной высотный акцент формирует трехъярусная минаретная башня под куполом, расположенная по центральной оси, проходящей от портала к михрабу. Небольшие башенки под куполами поднимаются вверх по четырем углам здания подчеркивая центричность и компактную собранность композиции.

Очень похожа на мечеть в Учкекене построенная совсем недавно (летом 1998 года отделочные работы еще не были завершены) двухэтажная кирпичная мечеть в поселке Терезе Малокарачаевского района. Здесь центричность композиции еще более усилена главным куполом сферической формы на многогранном барабане с окнами, обеспечивающими дополнительное верхнее освещение просторного молельного зала. Четыре круглые в плане угловые башенки, как и высокий много ярусный минарет, возвышающийся над михрабом, увенчаны куполами подобными луковичным куполам православных церквей.

Единого стиля современной культовой архитектуры в Карачае нет, однако в отдельных районах сооружаемые вблизи друг от друга обычно одними и теми же строительными бригадами и проектировщиками мечети часто бывают не только однотипны, но похожи друг на  друга, как близнецы. В Малокарачаевском районе это очевидно на примерах мечетей в Терезе и Учкекене.
В Карачаевском районе мечети выглядят иначе: они заметно меньше, скромнее (обычно одноэтажные, односветные), не имеют ни высоких многоярусных минаретов, ни угловых башен, ни длинной анфилады окон (по 6 - по 8 окон в каждом ряду, как в мечетях Малокарачаевского района).


Кува-Баши 

Строительным материалом в Карачаевском районе служит бетон (глухие заборы, фундаменты) и кирпич светло-серебристого оттенка, который гармонирует с жестяным покрытием кровли и куполов. По светлой окраске "белые" маленькие мечети Карачаевского района внешне броско отличаются от "красных" кирпичных крупных мечетей Малокарачаевского района. Карачаевские строители довольно успешно экспериментируют с формами куполов, стараясь придать им более близкий к восточной архитектуре характер (тюрбано-образные, вытянутые, каплевидные, грушеобразные и другие формы куполов) и проявляют особенную искусность в изготовлении ажурных решеток.

 

Для балконов-шефре (мечеть у выезда из города Карачаевска), а порою и для целых фантастических ажурных конструкций, заменяющих сплошные стены барабана, поддерживающего купол (мечеть в поселке Джингирик, строительство которой ведет исключительно на личные средства местный житель Хаджимурат Эбзеев).

Распределение мечетей по районам Карачаево-Черкесии крайне неравномерно, Так, в  древнейших опорных пунктах карачаевской культуры - селах Карт-Джурт, Учкулан, Хурзук мечети не строятся (в Хурзуке сохранилась древняя башня, мечеть разбита и не восстанавливается); во  всем  Зеленчукском районе, где сосредоточены главные очаги древней аланской цивилизации, в том числе и самые ранние памятники мусульманской культуры (Архыз), мы обнаружили всего одну мечеть в Даусузе; причем внешний облик отдельных мечетей, встречающихся на дорогах (одна из них, например, стилизована под цирк-шапито с огромным куполом), настолько не нравится самим карачаевцам, что они стараются не показывать их приезжим.


Усть-Джегута 

В то же время некоторые сооружения возводятся с претензией на большой архитектурный стиль. Такова, например, еще строящаяся (летом 1998 года) мечеть в районном центре Усть-Джегута имеет сферический купол, имитирующий (формой и цветом) синие купола средневекового Самарканда, мощные угловые башни, фланкирующие трехчастный портал, причем лестничные пролеты внутри этих башен имеют наружное обрамление в виде сплошных высоких и узких окон с цветными стеклами-витражами. Довольно редкий архитектурный тип представляет собой отделенный от основного массива здания, примыкающий к его фасаду с северо-западной стороны, придающий асимметричный характер всей композиции высокий круглый минарет.

Всего, по данным ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, на территории, находящейся под контролем этого Духовного Управления, зарегистрировано 157 мечетей (мусульманских общин, из которых группируется вокруг определенной мечети). Это не значит, однако, что существует такое количество мечетей в виде произведений современного зодчества или памятников старины, обладающих архитектурной выразительностью и историко-культурной ценностью.


Бывшая мечеть в Хасауте. Фото В. Айвазова

В особенно плачевном положении находится дело с обеспечением сохранности, научным исследованием и реставрацией сравнительно немногочисленных старинных памятников, сохранившихся на территории Карачая. Так, например, прекрасная каменная Хасаутская (Схауат-ская) мечеть лежит в руинах, и никаких работ по ее восстановлению не ведется, и даже научной атрибуцией этого памятника, от которого остались фундамент и мощные стены, никто не занимается. По записанным нами рассказам местных жителей, для строительства этой мечети в конце 18 или начале 19 века были приглашены мастера из Дагестана, работа длилась долго, каждый камень точили вручную и за каждый отточенный камень сельчане должны были заплатить по одному барану.

(С.М. Червонная. "Все наши боги и за нас". - М., 1999)

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет