Расширенный поиск
11 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Зарда марда джокъ.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?

Чаша Бекболата или балкарский Ибн Сина

25.05.2008 0 1474

Ильяс Теппев
Нальчик

По многим признакам сегодня настало время, когда малые народы должны четко ответить себе на вопрос о способах выживания в современном, стремительно глобализирующемся мире. Специалисты не зря бьют тревогу. И чаще всего обращают внимание на ускоряющийся темп жизни и фантастические объемы информации, которую человеческий мозг не в состоянии адекватно переварить.

Это уже сложившаяся на сегодня система. Где на самом мелком уровне находятся стрессы, неврозы, самоубийства и алкоголизм. Ступенью выше - отсутствие душевного комфорта, "поиск себя", усталость от бесплодных попыток найти свое место в этом мире и т.п. Еще одна сфера - самая низкопробная форма индивидуализации жизни, всеобщего разобщения и расслоения. В то время как в глобальном масштабе речь идет об исчезновении целых народов и культур. Иногда физическое, но большей частью духовное. Хотя, не стоит обольщаться. Вирус под названием "манкуртизм" гораздо хуже физической смерти.

Понятно, что мы не можем изменить мир. Но никто не отнимет у нас право искать ответы на вопросы, поставленные жизнью. И мне, как представителю малочисленного народа, не хотелось бы рассказывать своим будущим внукам о старом добром времени, когда еще жили балкарцы. Которые умели разговаривать на своем языке, петь народные песни и даже соблюдать некоторые обычаи.

Сказанное не означает, что у других народов дела обстоят лучше. К примеру, многомиллионный русский народ испытывает сейчас те же проблемы. Но если есть трудности у такого большого народа (с его огромными возможностями и резервами) то, что говорить о балкарцах, численность которых равна населению небольшого городка.

Такую проблему не решают "дипломированные специалисты". Не смогут. О чиновниках - "управленцах" и говорить не хочется по причине их безнадежности. А те, кто преподносит себя как "интеллектуальную элиту нации" могут только создавать возню и вряд ли оставят после себя что-нибудь более ценное, чем испорченный воздух.

Могу ошибаться, но сегодняшняя наша жизнь - не более чем костюмированное представление, где каждый играет свою роль. Оглядываешься вокруг и не видишь ничего настоящего. Все выполняют какие-то странные ритуалы, и никто не хочет назвать вещи своими именами. Хотя, тут нечему удивляться. На самом деле человечество всегда было таким. Из истории мы знаем, что по-настоящему умные и честные (от слова честь, я полагаю) люди были немного в стороне от всего мирского. Трудно представить себе Сократа на светской тусовке. Чаще всего их не понимали, а иногда даже убивали (или сжигали). Но когда приходила беда и мир ритуалов рушился, только они знали, в какую сторону плыть. Потому что всё остальное, привыкшее жить в иллюзорном, придуманном мире, не имело ни малейшего понятия о том, как действовать в новых условиях, так сильно отличающихся от всего того, к чему они привыкли.

Тогда и вспоминали о людях, которые не любят носить розовые очки, гнуть спину перед властителями, петь в общем хоре или называть черное белым. Во время войны бежали за помощью к опальным полководцам (вспомните случай с Александром Невским). Во времена смуты жизнь сама выталкивала из неизвестности настоящих патриотов и люди шли за ними, потому что кроме них никого и не было (классический пример - Минин и Пожарский).

Была и другая категория сильных людей, которых (условно) можно назвать философами и учителями. Определение, повторим, весьма условное, а речь идет о высокодуховных и в высшей степени мудрых людях. Их советы помогали находить выход из сложнейших ситуаций. Их знания помогали выигры-вать войны. Наследие, оставленное ими, становилось главным ориентиром для многих поколений. Таких людей иногда называют хранителями.

Для Кавказа эта тема очень близка. В трудные времена горцы всегда обраща-лись к своим хранителям, к лучшим людям народа и их наследию. Как в древних сказаниях, это наследие представляется в виде легендарной чаши с огнем. Так вот, были люди, которые несли эту чашу. Имена их мы знаем. Это Басият Шаханов, Кязим Мечиев, Кайсын Кулиев и некоторые другие.

Был еще один интереснейший человек, но о нём, как часто бывает, мало, кто слышал. Его имя - Атакуев Бекболат Исламович (1849 - 1939). Просветитель, которого по праву можно поставить в один ряд с лучшими людьми, ко-гда-либо жившими на нашей земле. Басият Шаханов открыл для нас Россию, а за ней Европу и Запад. Это как бы одна половинка целого. К которой Бекболат Атакуев присоединил вторую половинку, познакомив свой народ с ты-сячелетней мудростью Востока.

Сегодня каждый новый день приносит очередную порцию "открытий" о прошлом Кавказа. Но в этом потоке "новых фактов" (чаще всего основанных на чьем-то больном воображении) редко можно встретить что-то стоящее. Много лишней информации, поэтому и неудивительно, что некоторых из наших предков нам только предстоит открыть.

Сведений о Бекболате немного. Фотоаппараты тогда уже были, но он принципиально не хотел фотографироваться. Но даже из той скудной информации, которая у нас есть, можно узнать о нем как о человеке и просветителе. О его стиле жизни и мировоззрении.

История Бекболата Атакуева - нечто особенное. Не в том вопрос, чтобы просто рассказать о нем, хотя и это было бы нелишним. Гораздо важнее, что на многие трудные вопросы современного мира ответы уже есть и искать их надо в прошлом. Согласен с мнением, что в истории философии, при желании, можно найти многое, созвучное взглядам Бекболата. Дело в другом. Бекболат принадлежит к нашему народу, и это очень важно. Каждая нация прошла свои этапы развития. И "по умолчанию" считается, что если есть то, до чего мы не дошли сами, то можем просто воспользоваться чужим опытом. Например, почитать Аристотеля, Шопенгауэра или Ницше.

Благодаря таким как Бекболат дело принимает другой оборот. Выясняется, что и у нас были свои Сократы и Сенеки. Что многое из достижений человеческой мысли было известно и нам. Мы тоже дошли до этого своим умом и через свой собственный опыт. И, при всем уважении к Сократу, Бекболат гораздо ближе, поскольку как никто другой знал, как лучше донести свою мысль до своих соплеменников.

Родился он в 1849 году селении Эль-Тюбю (Верхний Чегем), где до сих пор сохранились развалины его дома. Переехал в Кёнделен, построил большой дом, обзавелся семьей. Однако, все эти моменты в его жизни носили второстепенный характер. На первом месте стояло образование. Понятно, что в тех условиях он не мог расчитывать на многое. Проблемой было получить хоть какие-то знания, а у Бекболата были фантастические запросы. Задача была решена "методом Ломоносова". Бекболат отправился в Стамбул. И несколько следующих лет жил в режиме цейтнота. Он был, что называется, в своей родной (научной) стихии. Учился в одной школе, потом бежал в другую. Изучал языки, встречался с видными учеными. Брался за все и везде успевал. И никак не мог насытиться знаниями.

Вспоминает педагог-пенсионер Отаров Мустафир Сеидович:
"По пути в Сирию мы останавливались в Турции. В одном из музеев Стамбула я лично слышал рассказ экскурсовода о Бекболате Атакуеве, как об одном из грамотнейших людей. В медресе, в котором он учился, есть специальная доска с именами лучших выпускников. Есть и надпись о том, что Атакуев Бекболат сын Ислама - один из самых одаренных учеников".

Бекболат одновременно изучал медицину, экономику, географию, историю, арабскую и персидскую литературу и еще несколько наук. Как и всякий ученый, он не переставал учиться до конца своих дней. Но в тот момент, когда его официальное образование было завершено, он считался энциклопедически образованным человеком и одним из самых грамотных молодых ученых. Владея несколькими языками, он побывал во многих странах, священных для мусульман местах, культурных и научных центрах Востока.

Нет никакого сомнения, что он преспокойно мог остаться на чужбине и стать уважаемым и обеспеченным человеком. Но он слишком любил свою родную землю и торопился поделиться своими знаниями. Приехав домой, он построил маленькую школу и организовал занятия с детьми. Учил тому же, что знал сам: Коран, математика, естественные науки, основы медицины и т.д. Вскоре о нем узнали. Ученики стали приезжать со всего Кавказа. Карачаевцы и кабардинцы, чеченцы и дагестанцы и многие другие.

Если учесть, что у многих его учеников были свои школы поблизости (например, в Дагестане), то, видимо, было в школе Бекболата что-то особенное, раз к нему могли приезжать с другой стороны Кавказа.

Есть и еще один момент. Коммунистические байки о поголовной неграмотности и забитости горцев как-то не вяжутся с действительностью, когда узнаешь о некоторых фактах. Дело в том, что благодаря одной только школе Бекболата количество грамотных людей исчислялось сотнями. Это не сравнить, конечно, с советской системой всеобуча, но и сказать, что была поголовная неграмотность - тоже неправильно. Смежная тема - забитость. Здесь трудно спорить, поскольку туземцев среди нас и сейчас навалом. Кстати говоря, еще древние заметили, что процент грамотных людей всегда оставался одним и тем же. Другими словами, у Бекболата учились те, кто хотел учиться. Практика показала, как это ни печально, что всеобщая система обучения, в общем-то и не нужна. Правда, это мое личное мнение.

Сегодня в Кабардино-Балкарии есть много известных кёнделенских фамилий, представители которых добились успехов в науке, культуре, искусстве и общественной жизни. Отцы и дедушки многих известных сегодня людей учились в школе Бекболата и приобретали в ней не только знания, но и саму привычку учиться, которая, в свою очередь, прививалась их детям и внукам. Среди учеников Бекболата были Балаевы, Батырбековы, Атмурзаевы, Бичекуевы, Текуевы, Теппеевы, Жолаевы, Хочуевы, Настуевы, Чеченовы, Отаровы, Малкондуевы, Махиевы, Элекуевы, Черкесовы, Шахмурзаевы и многие другие.

Бичекуев Ахмат Махаевич вспоминает:
"Я был самый младший в семье, а мой старший брат обучался в медресе у Бекболата, и я иногда приходил с ним на занятия, что не запрещалось, а скорее, поощрялось учителем. Я на всю жизнь запомнил седого белобородого старца в белом одеянии с головным убором эфенди красного цвета, которую носят в средней Азии, а на его столе была стопка разных книг, счёты, таблицы. Мой брат больше никогда и нигде не обучался, кроме медресе, а всю жизнь проработал счетоводом в колхозе.

Работой в школе Бекболат не ограничивался. В общественной жизни он тоже принимал активное участие. Часто встречался с теми, кто совершал хадж в мусульманские святыни. Одним из самых любимых своих гостей он считал Кязима Мечиева. Вдвоем они могли уединиться у костра и целую ночь беседовать о религии, о жизни, о судьбе своего народа. А когда начинался новый день, Бекболат приступал к своим обязанностям, круг которых расширялся день ото дня.

Атакуев Ахмат Магометович (внук, 80 лет):
"С самых малых лет я был свидетелем его деятельности как просветителя и имама села. К нему на прием приходило много людей по самым разным вопросам. Часто приезжали люди, которым была нужна медицинская помощь. Многим в селе известен случай с Нохом Черкесовым, который смертельно отравился корнем какого-то растения, приняв его за морковку. Бекболат спас его жизнь с помощью настоев и отваров.

О Бекболате рассказывал и мой дед, Салах Теппеев:
"В 10 лет пошел в медресе к Бекболату Атакуеву. Он был потрясающей чистоты человек, очень добрый, мудрый и терпеливый. Ни у кого не взял деньги. А людей было много. Одновременно на занятиях могли присутствовать 25 и более человек. Он производил впечатление святого, не от мира сего. Коран я освоил довольно быстро и уже помогал отстающим на правах старшего ученика. Бекболат умел похвалить, поставить в пример другим. Например: "Кёремисиз, Салахчыкъ къалай окъуйду" - с удовлетворением говорил он, обращаясь к детям, а моя душа в этот момент словно поднималась к небу.

Поговаривали, что он ясновидящий и лечит от многих недугов. Но мне совершенно ясно, что он был настоящим доктором. В возрасте 13 лет я на собственном опыте убедился в его целительских способностях. У меня фактически отнялись ноги и я не мог самостоятельно передвигаться. Только с костылями. Отец повез в Ростов, Тифлис, Баку - безрезультатно. Тогда мать повела меня к Бекболату Атакуеву. Три раза за одну неделю он принимал, давал что-то выпить, возился со мной. После третьего посещения он сказал: "Костыли тебе больше не понадобятся". И я действительно встал и пошёл. Это было чудом, не поддающимся объяснению.
Это был момент, когда о Бекболате уже начали ходить легенды. Из уст в уста передавали, что он был ясновидящим и обладал чудодейственной силой. Есть несколько рассказов о нем, которые вряд ли заслуживают доверия с точки зрения атеистов и им подобных. Но если в Конце Времен все же выяснится, что наш мир не так уж и материален, как нам казалось, то как мы отнесемся к таким вот рассказам о Бекболате:
 
"Несколько человек в разное время видели как Бекболат во время намаза отрывался от молитвенного коврика и как бы зависал в невесомости. Естественно, что он никому не хотел этого показывать. Получалось всегда неожиданно. Дом просветителя всегда был полон людей. Было несколько случаев, когда кто-то без предупреждения входил в комнату, когда Бекболат совершал намаз и, видя это чудо, уходил потрясенным".

Однако главное чудо Бекболата состояло не в том, что о нем говорили, а, скорее в том, что говорил он сам. В его мировоззрении, в его жизненной позиции. В своей просветительской работе он никогда никому не навязывал своего мнения. Редкий случай, но он и религию никому не навязывал. Фундаментальная основа его учения и всей его просветительской работы состояла из двух частей.

Первая заключалась в образовании как таковом. "Перед грамотным человеком, умеющим читать, открывается огромный мир, целая вселенная знаний, без которых человек не может считать себя полноценной личностью". Это был его первый принцип.
И второе: "Когда ты станешь грамотным и перед тобой откроется вселенная, ты должен уметь выбрать то, что тебе действительно нужно. Ты не должен брать все подряд. Ты не должен верить всему. Ты должен мыслить сам и только сам. Мыслить каждый день, чтобы не превратиться в варвара. Чтобы тобой не воспользовались в дурных целях. Ты должен уметь сказать "нет", когда чувствуешь подвох. Ты не должен становиться рабом удовольствий, будь то женщины или праздный образ жизни. Ты должен судить о людях по их поступкам, а вовсе не потому, что они поклоняются другому богу или принадлежат к другому народу. И, наконец, ты с радостью должен делиться с людьми тем, что имеешь. Аллах не взял с тебя платы за то, что дал тебе талант и какие-то другие способности. Поэтому и ты, сделав что-то для другого, не проси ничего взамен. Только тогда ты сможешь быть достойным уважения человеком".

Это учение Бекболата, если попытаться выразить его в двух словах. Когда открылась первая советская школа, Бекболат закрыл свое медресе. Он считал, что его миссия выполнена. Хотя, на мой взгляд, это единственное, в чем он ошибся. Советская школа давала все, кроме главного - умения быть личностью. И в этом смысле наследие Бекболата будет актуальным всегда. Особенно сейчас, когда после десятилетий коммунистической стрижки под одну гребенку мы заново начали ощущать себя людьми, имеющими свой собственный взгляд на вещи. Подлое наследие ущербной системы, насаждавшей так называемый коллективизм,  поголовное стукачество и примитивное стадное мышление, дает о себе знать и сегодня. С таким "багажом" трудно противостоять новым вызовам 21 века. Когда наследие народа, накопленное веками, рушится под ударами современной "цивилизации". Когда все ценное, что есть в народе, исчезает прямо на глазах, с каждым новым поколением. Не знаю, предвидел ли Бекболат, что наступит такое время, но одно он знал точно: природа человека неизменна, и мудрость, которой он учил, обладает универсальным свойством. И как знать, не есть ли учение Бекболата и сама его жизнь теми самыми ответами, которые ищут сегодня многие из нас?

Как автор этой статьи благодарю всех, кто своим участием помог мне рассказать о нашем великом соплеменнике. Прежде всего, Бичекуеву Розу Ахматовну. Выражаю также глубокую признательность Отарову Мустафиру Сеитовичу, Бичекуеву Ахмату Махаевичу и Атакуеву Ахмату Магометовичу.
Особая благодарность - Махмуду Локмановичу Батырбекову.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет