Расширенный поиск
25 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Тамчы таш тешер.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.

Строительство святыни как потребность души…

26.06.2006 0 4061

Магомет Салпагаров,
Черкесск


О том, что предприниматель Азрет-Али Кочкаров финансирует строительство мечети в селе Хасаут Греческое, а работы на объекте ведутся под руководством его двоюродного брата эфенди Анзора Кипкеева, мне рассказал заместитель директора Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Рамазан Тебуев. Его родственники живут в этом населенном пункте, и он часто там бывает. Ученый был в восторге от мечети и людей, которые ее возводят. Именно Рамазан мне и предложил рассказать об этом жителям республики. Такого мнения были и члены республиканского оргкомитета по созданию советов - тере в населенных пунктах с компактным проживанием карачаевцев Керам-хаджи Хубиев и Ибрагим-хаджи Шидаков. Естественно, мне очень захотелось увидеть строящуюся мечеть.

Недавно такая возможность представилась. Мы отправились в Хасаут Греческое для подведения итогов выборов членов совета - тере, причем я поехал на своей машине. Сидящие в салоне Тебуев, Хубиев и Шидаков вели разговор о долгой и нелегкой работе, которую предстоит выполнить членам "Тере". Тем временем мы въехали в село.

По обе стороны дороги тянулись небольшие дома, по обочинам бродили выпущенные из сараев дойные коровы и молодняк селян. Опавшую с деревьев прошлогоднюю листву разгребали куры. Привычная картина ранней весны, когда еще не ведутся работы на приусадебных участках.
- А теперь посмотри налево, - услышал я за спиною голос Ибрагима, и, бросив взгляд на небольшое возвышение, в полном смысле слова обомлел. Резко нажал на тормоза и остановил машину. На фоне горного склона красовалась еще недостроенная мечеть. Она была сложена из белого облицовочного кирпича. Шатрообразную крышу венчал центральный купол со шпилем из нержавеющей стали с позолоченным полумесяцем.

Второй купол возвышался над правым передним углом крыши здания. Всего же будут пять куполов, четыре по углам, пятый самый большой в центре, а также минарет. Картину немного портили зияющие проемы окон без рам и еще не облагороженный фундамент здания.
Мы вошли в мечеть и увидели там эфенди села Анзора Кипкеева. Он рассказал нам, как началось и идет строительство.

Азрет-Али и Фатима давно мечтали возвести мечеть в своем селе.  Желание Кочкаровых можно было объяснить тем, что их родители были глубоко верующими людьми. Дед Азрет-Али Ибрагим в тридцатые годы работал директором начальной школы в ауле Красный Карачай и одновременно был эфенди. Тогда еще допускалось совмещение этих видов деятельности. Умер Ибрагим в ссылке от тоски по родине и учащимся, которых обучал родному языку и очень любил. Отец Азрет-Али Алимурат тоже был учителем и коммунистом - веление времени.

В 1957 году карачаевцам было разрешено вернуться на родину. От аула Красный Карачай не осталось и следа, поэтому Кочкаровы поселились в селе Хасаут Греческое, так как у Алимурата там было много друзей. Один из них Харлампий Харибов даже дом свой освободил для многодетной семьи Кочкаровых, а сам с женой Александрой поселился во времянке. Прокормить и учить девятерых детей, Алимурату и его жене Айшат было нелегко. Заработок у учителя начальной школы был небольшой, и чтобы как-то сводить концы с концами держали скот. Но и здесь были препоны. Семье разрешалось иметь лишь одну дойную корову, теленка и четыре овцы.

Если появилась телочка, ее можно было вырастить взамен стареющей коровы с последующей ее продажей, а бычка в годовалом возрасте нужно было зарезать или продать. Пересчет животных, содержащихся на подворье селян, проводился сразу же после первого снега, чтобы проверяющие могли узнать по следам, где спрятаны "сверхплановые" овцы и молодняк крупного рогатого скота. На какие только ухищрения не приходилось идти людям!
Молока, полученного от одной коровы, не хватало девятерым детям, поэтому вторую корову Алимурат записывал на имя своей матери Ханимсат, которая жила с ними.

В 1976 году Кочкаровы переехали в поселок Мирный Ставропольского края.
Как трудно ни было, Алимурат и Айшат дали высшее образование всем своим детям. Азрет-Али окончил Московский кооперативный институт, а потом, став коммунистом, это было необходимо для продвижения по службе, окончил еще университет марксизма-ленинизма. Работал в сфере торговли, одним из первых в Карачаево-Черкесии создал кооператив по выращиванию скота на мясо в Урупском районе, а в 1997 году открыл фирму "Аксаут" по заготовке и переработке шерсти. Работает фирма в Калмыкии, Ростовской области и Ставропольском крае. Вот тогда-то и зародилась в душе супругов Кочкаровых мечта о строительстве мечети. Об этом они рассказали Анзору, и тот горячо поддержал их идею. А вот где?
- Построй в селе, которое очень любишь - предложила Фатима.
Азрет-Али выбрал Хасаут Греческое, о котором у него сохранились самые добрые детские воспоминания.

Когда карачаевцы вернулись на родину, Азрет-Али было пять лет. В Хасауте Греческом у него появились первые друзья - мальчишки-греки. С ними он пошел в первый класс.  Переехав в поселок Мирный, он о "своих" греках не забыл, часто приезжал к ним в гости.
- Построим мечеть в Хасауте Греческом, - сказал он жене и брату.
Фатима и Анзор с ним согласились. А в каком месте?

Обычно храмы, будь то иудейские, православные или мусульманские, возводятся на самом удобном месте - на возвышении, чтобы их было видно издали. Долго ездили по селу Азрет-Апи, Фатима и Анзор. Когда они проезжали мимо сельского магазина, жена попросила остановить машину. Оглянувшись назад, мужчины увидали, что Фатима пристально смотрит на старый обветшалый домик за магазином.
- Там место мечети, - произнесла она тихим голосом и опустила глаза, стыдясь своей смелости.

В тот же день Азрет-Али купил участок с домиком-развалюхой, снес его и приступил к строительству мечети. Проект здания разработал Ахмат Шаманов. В мечети не будет колонн, поддерживающих крышу. Она шатрообразная, держится на стенах. Вход в здание для мужчин и женщин отдельный. И тем, и другим будут созданы все условия для совершения ритуала омовения. Предусмотрены и душевые. Намаз мужчины будут совершать в зале, а женщины в бельэтаже. С восточной стороны к мечети примыкает красиво отделанный навес, под которым можно и помолиться в теплое время года, и послушать проповедь эфенди, и принимать пищу в дни совершения хаит-намаза, и курман-байрама. Планируется оборудовать площадку для машин и коновязь для верховых лошадей.

На строительство Кочкаровым уже выделено 2,5 миллиона, рублей. Требуется еще 1,5 миллиона. Все работы ведутся под наблюдением эфенди Анзора Кипкеева.
- Когда я захожу в мечеть, сразу же ощущаю прилив физических и душевных сил. Целый день нахожусь на ногах и не чувствую усталости, - говорит он.

В строительство многие внесли и вносят свою лепту: бизнесмен из Нижнего Новгорода Казбек Батчаев, Шамиль Тамбиев, Хамзат Кочкаров, начальник районного ДРСУ Анатолий Чотчаев, Магомет Гочияев, Мурат Абайханов, осетин Славик Кесаев. Три световых дня работали на объекте экскаватор и самосвал Абдула Чомаева. 20 тысяч рублей дали на строительство мечети Рамазан Тебуев и родственники его жены. А 80-летний Нерчук Кипкеев при ручной разгрузке облицовочного кирпича не уступал молодым. Оказали финансовую поддержку сыновья Василия Кузнецова, а Харлампий Филимянов узнав о том, что в селе Хасауте Греческом будет построена мечеть, сказал такие слова:
- У нас есть церковь. Хорошо, что будет построена и мечеть. Два этих храма оградят нас от всех несчастий. С богом, дорогие мои.

Осенью текущего года строительство мечети в селе Хасауте Греческом будет завершено. Состоится большой праздник, на котором будут представители не только карачаевского народа, но и греки. К сожалению, не будет Фатимы Кочкаровой, которая 20 января умерла после тяжелой болезни.
Приедут все родственники Кочкаровых и, конечно же, дочери Азрет-Али и Фатимы  Наира, и Мадина.
- Я знаю, что в священном хадисе есть такое изречение пророка Мухаммада: "Кто построит мечеть, тому Аллах построит дворец в раю", - говорит Азрет-Али Кочкаров. Знала об этом и покойная мать моих дочерей. Но мы стали возводить дом Аллаха не для того, чтобы Всевышний построил нам дворец в раю. Мы знали, что это самое богоугодное дело. И оно будет самым главным в моей жизни.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет