Расширенный поиск
6 Марта  2021 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Хата – гитчеден.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.

Разъяснение того, как следует воспитывать детей в раннем возрасте и способствовать улучшению их нравственных качеств

26.06.2003 0 3961

Знай, что методы воспитания детей относятся к числу важнейших дел, ибо ребёнок является тем, что отдано на хранение его родителям, а его чистое сердце есть драгоценная жемчужина, на которой нет никаких изображений. На нём можно нарисовать что угодно, и его можно склонить к чему угодно, и, если ребёнка приучат к благому и научат, как это следует делать, он вырастет с этим и будет счастлив в обоих мирах, а его награду разделят с ним его родители и все те, кто учил и воспитывал его. Если же приучать ребенка к дурному и не уделять ему внимания, будто это не человек, а животное, он будет злосчастным и погибнет, а бремя греха за это понесёт тот, кто был обязан следить за ним, ведь Аллах Всевышний Сказал:

"О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня..." (Священный Коран, Сура "Запрещение", стих 6).

Как бы ни старался отец уберечь своё дитя от огня мира этого, уберечь его от огня мира вечного всё же важнее. Добиться этого можно, если отец будет воспитывать своего ребёнка, прививая ему достойные нравственные качества, оберегая его от плохих товарищей, не приучая его к роскоши и не внушая ему любвовь к украшениям этой жизни и всевозможным удобствам, ибо это приведёт к тому, что, повзрослев, он потратит всю свою жизнь на то, чтобы добиться этого, и погибнет навеки, а поэтому должный контроль за ним необходимо осуществлять с самого начала.

К осуществлению контроля за ребёнком необходимо приступать сразу же, как только начнёт формироваться его разум, признаком чего служат первые проявления стыда. Когда ребёнок начинает стесняться и прекращает делать некоторые вещи, это указывает на пробуждение в нём разума, в свою очередь являющееся радостной вестью о том, что его нравственные качества пришли к гармонии, а сердце очистилось. Ребёнку, который уже испытывает стыд, необходимо уделять внимание и оказывать помощь путём воспитания в нём чувства стыда и умения отличать хорошее от дурного.

Что касается качеств, то прежде всего в ребёнке просыпается жадность к еде, и следует приучать его к тому, чтобы он брал пишу только правой рукой, произнося при этом слова "С именем Аллаха" /Би-сми-Ллях/, брал то, что лежит рядом с ним, не начинал есть раньше других, не смотрел пристально ни на еду, ни на тех, кто сидит за столом, не торопился, хорошо прожёвывал, не хватал один кусок за другим и не пачкал руки и одежду. Кроме того, ребенка надо приучать иногда довольствоваться только хлебом, чтобы он не считал, что хлеб всегда обязательно есть только с чем-то ещё, и внушить ему отвращение к употреблению слишком большого количества пищи с помощью сравнения объедающихся с животными, порицания в его присутствии таких детей, которые делают это, и похвал по адресу тех из них, кто проявляет умеренность в еде. Кроме того, ребёнка следует приучать к тому, чтобы он делился своей едой с другими, поменьше думал о еде и довольствовался грубой пищей, какой бы она ни была.

Кроме того, мальчикам следует внушать любовь к одежде, сшитой не из шёлка, постоянно объясняя им, что такая одежда предназначена только для женщин, а мужчины считают ношение её зазорным для себя. Если же мальчик наденет на себя шёлковую одежду, ему необходимо выразить порицание и его следует удерживать от общения с плохими товарищами.

На определённом этапе нужно заняться обучением ребенка, чтобы он познакомился с Кораном, хадисами и рассказами о благочестивых, и любовь к праведным людям запала ему в душу. Когда же ребёнок станет проявлять признаки благонравия и совершать достойные поступки, его необходимо вознаграждать за это тем, что принесёт ему радость, и хвалить его в присутствии других людей, а если он один раз поступит вопреки этому, не надо ни замечать, ни раскрывать этого перед другими, особенно в том случае, когда сам ребёнок старается утаить это, ибо указание на то, что он сделал, может привести к тому, что ребенок осмелеет и перестанет опасаться огласки. Если он совершит нечто подобное ещё раз, ему следует выразить порицание тайно, постараться внушить, что он совершил серьёзный проступок, и сказать: "Ни в коем случае больше не делай ничего подобного, ибо, если об этом узнают люди, ты осрамишься перед ними!" Вместе с тем, не следует каждый раз порицать его слишком долго, поскольку это может привести к тому, что порицание и совершение неподобающего станет казаться ему чем-то незначительным, а слова перестанут оказывать воздействие на его сердце.

Пусть же отец всегда обращается к нему определённым образом и порицает его лишь изредка; что же касается матери, то она должна внушать ребёнку страх перед отцом и удерживать его от всего неподобающего. Кроме того, необходимо удерживать ребёнка от всего, что совершается им тайком, поскольку он не стал бы таиться, если бы не считал свой поступок дурным; когда же он привыкнет к тому, что его удерживают от подобных вещей, то перестанет совершать дурное.

Определённую часть дня обязательно нужно заставлять его двигаться и заниматься какими-нибудь упражнениями, чтобы им не овладевала лень. Кроме того, не следует допускать, чтобы он похвалялся перед товарищами чем-либо из того, чем владеют его родители, или же своей едой и одеждой, приучая его к проявлению смирения, уважению и вежливости с каждым из тех, с кем он общается. И необходимо запрещать ребенку отбирать что-либо у других детей, объясняя ему, что возвышает человека то, что он дарит, а не то, что он берёт, и что брать у других низко, поскольку так ведет себя и собака, которая виляет хвостом в ожидании куска, который могут ей дать.

Короче говоря, ребёнку следует внушать отвращение к стяжанию золота и серебра и предостерегать его от этого чаще, чем детей предостерегают от змей и скорпионов, ибо бедствие любви к золоту и серебру не только для детей, но и для взрослых хуже того вреда, который может причинить им яд. 

Кроме того, ребёнка следует удерживать от многословия, объясняя ему, что оно является признаком бесстыдства и что такое качество свойственно низким людям. И его следует удерживать от клятв независимо от того, правдивыми они являются или ложными, чтобы он не привыкал к этому с детства. И его следует приучить внимательно слушать всё то, что говорят старшие, а также проявлять уважение по отношению к ним. И его следует удерживать от пустословия, сквернословия, произнесения проклятий и ругани, а также от общения с теми, кто часто говорит подобные вещи, поскольку это может исходить только от плохих товарищей, а основным в процессе воспитания детей является недопущение их обшения с плохими товарищами.

Кроме того, необходимо приучить ребёнка слушать и уважать своих родителей, учителей, воспитателей, а также всех родственников и чужих людей, которые старше его по возрасту. Когда ребёнок будет уже всё хорошо понимать, нельзя позволять ему пренебрегать омовением и молитвой. Ему следует велеть соблюдать пост в некоторые дни рамадана и учить его необходимым заповедям шариата, внушая ему страх перед воровством, употреблением в пищу запретного, вероломством, ложью и всем непристойным; когда же он повзрослеет, можно будет говорить с ним об этом более подробно.

(Из книги Абу Хамида Аль Газали (1058 - 1111) "Наставление верующим", М., 2002 г.)

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет