Расширенный поиск
27 Июля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Ата – баланы уясы.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Билим – акъылны чырагъы.

Исламские банки

01.05.2003 0 7559

Вклад мусульманского права в мировую правовую культуру сложно переоценить. И сегодня это активно развивающаяся правовая система. Институты, создаваемые на основе принципов мусульманского права, в конкурентной борьбе доказали свою жизнеспособность. Одним из наиболее загадочных институтов являются так называемые "исламские банки". Банк, не берущий ссудный процент, не занимающийся спекулятивными операциями и ... получающий прибыль, сравнимую с показателями классических банков. Это кажется парадоксом. Некоторое время назад первый исламский банк открылся ...в Москве (http://www.fortebank.ru/).

На вопросы российского правового журнала "Коллегия" о мусульманском праве вообще и об исламских банках, в частности, отвечает признанный специалист в этой области профессор Леонид Рудольфович Сюкияйнен.

"Коллегия": Леонид Рудольфович, вряд ли кто-либо будет спорить, что мусульманские страны являются традиционными торговыми партнерами Россия. Не могли бы Вы кратко охарактеризовать особенности правовых систем этих стран?

Леонид Сюкияйнен: К мусульманским относятся страны Арабского Востока, Иран, Пакистан, Афганистан, Турция, бывшие среднеазиатские республики СССР и Казахстан. За исключением Турции и бывших советских республик, где шариат в принципе не влияет на правовую систему, необходимо отметить, что ни в арабских странах, ни в Иране, Пакистане или даже Афганистане шариат не является единственной действующей правовой системой. Такого не было даже во времена Халифата: уже тогда наряду с нормами шариата применялось обычное право, племенное право и т.д. Таким образом, исламские страны можно условно разделить на три группы: с превалирующим влиянием норм шариата на правовую систему (Саудовская Аравия, Иран, Йемен, Судан), со сбалансированным влиянием шариата и светского права (ОАЭ, Кувейт) и с подчиненной ролью шариата в правовой системе (например, Тунис).

"К.": В обывательском сознании шариат ассоциируется с паранджой, отрубленными руками и Усамой бен Ладеном... Что представляет собой шариат на самом деле?

Л.С.: Шариат - очень емкое понятие. Он состоит из трех элементов. Во-первых, религиозная догматика, а именно представления об Аллахе, сотворении мира, Коран и т.д. Во-вторых, это нормы религиозной этики, касающиеся внутреннего мира мусульманина. В-третьих, это правила внешнего поведения. В свою очередь, правила внешнего поведения разделяются на религиозные правила, касающиеся, например, религиозных обрядов, и нормы мирского поведения (семейные, политические, экономические, социальные). Необходимо учесть, что если по религиозным вопросам в шариате содержатся окончательно сформулированные ответы, то по вопросам мирского поведения таких жестких норм мало. И в большей части нормы шариата в этой области развивались юристами путем толкования Корана и сунны Пророка. Таким образом, в зависимости от правовой школы нормы могут варьироваться, в том числе и в области регулирования деловых отношений. Хотелось бы отметить, что вклад исламского права в мировую юридическую культуру - это отнюдь не экзотические, с точки зрения европейца, нормы, касающиеся, например, внешнего вида, а базовые, основополагающие правовые принципы. К ним относится и идея непричинения вреда и избежания затруднений. Эта идея - сквозная для шариата. Помимо того, европейское право в средние века испытывало значительное влияние со стороны шариата. Именно из мусульманского права пришли институты векселя, морской аварии, правового статуса военнопленных. И это не удивительно, ведь по степени своего развития в то время шариат уступал, пожалуй, лишь римскому праву. И сегодня особый интерес вызывают некоторые исламские правовые конструкции, в том числе и исламское банковское право.

"К.": Какова история возникновения исламских банков?

Л.С.: Первые исламские банки появились в конце 60-х годов прошлого века. Первый опыт был неудачным. Однако с начала 70-х исламские банки стали постепенно развиваться. Организация Исламская конференция объявила о создании Международного исламского банка развития. Открывались и национальные исламские банки. В Дубае была создана Международная Ассоциация исламских банков, которая, кстати, сегодня издает журнал "Исламские банки и экономика". Отношение к этим банкам менялось. Изначально их считали не более чем пропагандисткой акцией, финансировавшейся за счет нефтедолларов. Многие аналитики предрекали крах исламских банков при прекращении финансирования. В наши дни уже всем очевидно, что исламские банки - это серьезный коммерческий проект. Они существуют не только на Востоке, но и в Великобритании, Люксембурге, на Багамах. Традиционные банки начинают открывать так называемые "исламские окна" (подразделения, занимающиеся банковской деятельностью согласно нормам мусульманского права).

"К.": Чем, помимо шариата, регулируется деятельность исламских банков?

Л.С.: Исламский банк должен координировать нормы светского законодательства с нормами шариата. На практике банки в основном создаются в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Это справедливо и для исламских банков. Соответственно, они регулируются нормами корпоративного права, действующим в стране банковским законодательством. В некоторых странах существуют также специальные нормы, например, законы об исламских банках или, как в Египте - президентские декреты. Конечно, существуют и внутренние акты: положения, уставы, акты об учреждении. Кстати, многие исламские банки учреждаются специальными законами или декретами. Таким образом, ничего особенного в исламских банках нет. Собственно исламская специфика видна из операций банка.

"К.": Эта специфика, очевидно, основана на запрете ссудного процента (рибы) и намеренного риска (гарара). Таким образом, классические для западных банков операции - процентное кредитование и спекулятивные операции на фондовых и валютных рынках запрещены?

Л.С.: Да, это так. Ссудный процент запрещен в двух случаях - при несвоевременном погашении долга и при обмене. Причем обмен понимается очень широко - это и обмен товара на товар, денег на деньги и т.д. Иначе говоря, если я взял сегодня тонну риса, то через определенное время обязан вернуть тоже тонну риса. Тем самым заем покрывается понятием мены. Проблема состоит в том, что деньги должны работать. Это не противоречит шариату. Запрещено лишь взимать процент. Таким образом, деньги должны быть включены в проекты, которые приносят прибыль. Соответственно шариат требует известную долю личного участия. Этим определена и специфика операций исламских банков.

"К.": Какие основные операции проводят эти банки?

Л.С.: Назову три основных. Во-первых, это мудараба. Это договор, согласно которому клиент банка передает деньги банку для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности. Прибыль, полученная в ходе реализации проекта, делится в оговоренной пропорции. Итак, мудараба представляет собой аналог пассивной банковской операции - привлечение денег. Специфика в том, что клиент знает, куда идут его деньги. Так, банк не может вкладывать деньги в некоторые запрещенные виды деятельности, например, производство и продажу алкоголя, организацию игорных домов и домов терпимости. Кроме того, мудараба исключает получение процентов в чистом виде. Второй операцией является мурабаха. Мурабаха - разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя маркетинг, организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. Если банк привлекает деньги посредством мударабы, то размещает он привлеченные средства через операцию мушарака. В рамках мушараки банк кредитует определенный проект. Фактически речь идет о специфическом виде проектного финансирования. Когда мы говорим о мушараке и мударабе, надо понимать, что по своей сути эти операции сводятся к товариществу. Это объясняется историей возникновения рассматриваемых институтов. Своими корнями они уходят в караванную торговлю, когда одни купцы предоставляли товар, а другие брались доставить товар до места назначения и выгодно продать, а потом доставить выручку назад.

"К.": А работают ли исламские банки с ценными бумагами?

Л.С.: Конечно, но эта работа строится на тех же принципах. Исламские банки выступают, скорее, акционерами, нацеленными на получение дивиденда.

"К.": Поскольку исламский банк работает по схеме совместной деятельности, что произойдет, если по какой-либо причине заемщик не сможет вернуть долг, ведь при совместной деятельности стороны делят убытки.

Л.С.: В принципе, если проект, в который вложены средства, не принес прибыли либо вообще оказался убыточным, то сторона, которая предоставила деньги, несет убытки. Однако существуют системы страхования. Кроме того, при выборе проектов банк ограничен также запретом намеренного риска (гарара) при выборе проекта. Исламские банки очень серьезно выбирают проекты для финансирования и тщательно следят за целевым - использованием средств и развитием проекта. Следует учесть, что вкладчики исламских банков в достаточной степени защищены. Так, помимо риска невозврата кредита, существуют и инфляционные издержки. Эти издержки также учитываются и страхуются путем привязки к твердым валютам или индексам.

"К": Возвратимся еще раз к вопросу нормативной базы, на основании которой строится деятельность исламских банков. Получается, что банк должен проделать двойную работу: организовать свою деятельность не только в соответствии с национальным законодательством, но и с нормами шариата?

Л.С.: Именно так. Во многих исламских банках есть специальные отделы, занимающиеся разработкой видов операций, договорной работой, координацией норм национальной правовой системы и норм шариата. Эти отделы проводят очень серьезную работу. Часто они привлекают консультантов из академической среды.

"К.": Что можно сказать о конкурентоспособности исламских банков?

Л.С.: За последние несколько лет по некоторым показателям исламские банки даже смогли обогнать классические финансово-кредитные институты. Этому есть два объяснения. Первое - исламские банки накапливают опыт работы, в том числе и с западными партнерами (кстати, вовсе необязательно быть мусульманином, чтобы стать клиентом исламского банка). Во-вторых, роль играет и нравственная сторона. Для мусульманина очень важно знать, что его деньги используются на богоугодные дела. Именно такую гарантию и дает исламский банк.

"К.": В России проживает около 10 миллионов мусульман. В СССР эта цифра была еще больше. Насколько серьезное внимание уделяет отечественная наука изучению исламского банковского права?

Л.С.: Начиная с 70-х годов, на русском языке стали появляться работы, посвященные этим вопросам. Однако проблемами исламских банков занимались в основном экономисты. В Институте государства и права Академии Наук и в Университете дружбы народов было написано несколько кандидатских диссертаций по исламской экономике. Надо учесть, что в советские времена исламская экономика подвергалась жесткой, часто неоправданной критике. Сегодня ситуация изменяется.

Операции

Мушарака - совместное предпринимательство

Мудараба - финансирование на основе участия в прибыли

Мурабаха - финансирование торговли иджара - сдача в аренду (аналог лизинговой операции)

Иджара ва-иктина - лизинговое соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить оборудование, строения и другие объекты, когда последовательно накапливаемые выплаты достигают уровня, соответствующего согласованной цене продажи

Истисна - финансирование банком производства специализированного оборудования или продукции при вкладе, сделанном клиентом на базе согласованной цены.

Словарь

Ариэ - ссуда - обязательство, по котором)- одно лицо предоставляет другому собственное имущество для пользования и извлечения плодов, с обязательством возвратить то же самое имущество по требованию собственника или в оговоренный срок

Риба - любое неоправданное приращение капитала при займе или торговой сделке (любой ссудный процент)

Гарар - намеренное и неоправданное превышение риска (любая спекулятивная операция)

Факты 

На сегодняшний день, по разным данным, общее число исламских банков превысило 200, а их совокупные активы - 160 миллиардов долларов США. 

Исламский банковский сектор в течение последних нескольких лет развивается в странах Ближнего Во-стокаболее динамично, чем неисламский сектор. Ежегодные темпы прироста активов превышали 10 %.

Исламские банки выходят на мировой финансовый рынок, устанавливая партнерские отношения с крупнейшими мировыми банками, а также осуществляя финансирование некоторых приемлемых проектов за рубежом. ·

Крупнейшие мировые банки (Deutsche bank, Citibank, HSBC) открывают специальные исламские департаменты, что еще раз показывает интерес к исламской финансовой системе. ·

По данным Международной ассоциации исламских банков, сегодня в 35 странах (включая Россию) функционируют приблизительно 200 исламских кредитных учреждений. ·

Верховный суд Пакистана запретил банковский процент во всех формах и потребовал от республиканской партии (ныне правящей) полностью перейти на беспроцентную систему банковского дела с июня 2001г.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет