Расширенный поиск
28 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Таукел адам тау тешер.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.

Карачаево-балкарская диаспора в США

03.01.2012 1 24197  Ф. Борлакова
Фатима Борлакова,
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева


Проблема кавказской диаспоры за рубежом является одной из наиболее активно разрабатываемых в современной отечественной исторической науке, особенно в ее региональном сегменте. При этом, большинство исследователей обращают свое внимание на диаспору в Турции, где сосредоточено более 4 миллионов потомков переселенцев с Кавказа. В то же время большое количество кавказцев (в том числе карачаево-балкарцев) проживает в странах Европы, Австралии и США.

Складывание карачаево-балкарской диаспоры в Соединенных Штатах относится ко второй половине XX в. До этого периода сведений об эмигрантах из Карачая и Балкарии не имеется, и, даже если они были, то их количество достигало максимум несколько десятков человек. Именно в 1950-1990-х гг. шло активное переселение карачаево-балкарцев из Турции в европейские страны, Америку и Австралию.

В Соединенные Штаты переселялись как потомки мухаджиров (переселенцев конца XIX – начала XX в.), так и представители второй (1920-е гг.) и третьей (1943 г.) волн эмиграции.

Эмигранты, в силу различных обстоятельств покинувшие родину в годы Великой Отечественной войны, одной из главных причин своего переезда в США называли опасения прихода к власти в Турции левых партий и возможной выдачи их СССР, где большинство из них, несомненно, ждали лагеря и тюрьмы. Причем, переселялись они не только в США, но и в Австралию, Новую Зеландию. Именно представители третьей волны эмиграции стали основателями американской карачаево-балкарской диаспоры. Около 40 семей в конце 1950-х гг. с помощью Толстовского фонда (гуманитарной организации, созданной Александрой Львовной Толстой (1884-1979) – дочерью великого писателя) переехали в Нью-Йорк, откуда уже расселились в различных городах [1].

В последующем, община довольно быстро увеличивалась, как за счет естественного прироста (традиционно довольно высокого), так и за счет прибытия эмигрантов из Турции – потомков мухаджиров дореволюционного периода. Причинами переселения последних явились, в основном, экономические условия. К настоящему времени численность карачаево-балкарцев в США колеблется, по разным оценкам, от 3 до 5 тысяч.

Большинство карачаевцев и балкарцев поселились компактно в небольшом городке Патерсон в штате Нью-Джерси, где живут также представители других кавказских народов. Кроме того, они проживают в крупных городах: Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Майами, Вашингтоне [2].

В последующие десятилетия представители диаспоры довольно успешно интегрировались в американский социум, заняв свое достойное место в различных сферах: образовании и культуре, бизнесе и медицине, спорте и науке. В качестве примера можно привести несколько персоналий. Махмуд Дудов (1908-1980) – ученый-фольклорист, филолог, журналист, правозащитник. Последние годы жизни (1973-1980) он провел в США. Внес большой вклад в дело объединения карачаево-балкарской диаспоры, налаживанию связей с общественными организациями различных диаспор, общекавказскими эмигрантскими организациями [3].

Садык Тууганович Дуда (Дудов) (1925 г.р.) – ученый – филолог, работник образования. В 1960 г. в Германии защитил кандидатскую диссертацию, посвященную образу ислама (мусульман) в германском рыцарском эпосе XII-XIII вв. В 1961 г. эмигрировал в США. Работал доцентом на кафедре немецкого языка и литературы и кафедре русского языка и литературы в университете Дук (г. Дурхэм, Северная Каролина). В 1971 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную отображению темы Кавказа в русской литературе. В 1971-1973 гг. – профессор русского языка и литературы, немецкого языка и литературы на философском факультете Государственного университета Северной Каролины (ГУСК); в 1973-1986 гг. – профессор, заведующий кафедрой иностранных языков в ГУСК. С 1986 г. и до ухода на пенсию в 1993 г. возглавлял факультет гуманитарных наук в колледже Св. Августина (один из филиалов университета Дук в г. Ралей). С. Дуда принимал активное участие в работе различных научных обществ. С 1964 г. он – член Американской ассоциации преподавателей германских языков и литератур, с 1965 г. – член Американской ассоциации преподавателей славянских и восточно-европейских языков, с 1968 г. – член Американской ассоциации университетских профессоров. С. Дуда участвовал в различных научных семинарах, филологических конференциях и методических дискуссиях. В 1975 г. специальной академической комиссией департамента образования США был избран «Выдающимся педагогом Америки» [4].

Хаджи-Мурат Муссаевич Хубий (Хубиев) (1945 г.р.) – ученый-математик, лингвист, поэт-переводчик. Эмигрировал вместе с семьей в США из Турции в 1960 г. Получил образование в Технологическом институте Нью-Джерси (1971 г.). В течение нескольких лет работал инженером на различных предприятиях. В 1982 г. успешно защитил докторскую диссертацию, посвященную математическому моделированию электромагнитных волн. С 1983 г. – на преподавательской работе в Государственном университете Монт-Клер (Нью-Джерси). Профессор факультета информатики колледжа естественных и математических наук. Х.М. Хубий – автор многих статей и публикаций, член различных научных обществ. Помимо работ по основной специальности, занимается исследованиями на стыке лингвистики и математического моделирования. Им написаны следующие работы: «Математическая и компьютерная лингвистика», «Карачаево-балкарский словарь и протурецкий язык», статья «Карачаевцы и балкарцы» для американской энциклопедии «Народы Кавказа» и др. Кроме того, пишет стихи на английском и родном языках, переводит на карачаево-балкарский и турецкий языки произведения Омара Хайяма и других восточных поэтов. Х.М. Хубий активно сотрудничает с творческими и научными учреждениями на исторической родине, принимает участие в работе культурно-просветительских организаций карачаево-балкарской диаспоры [5].

Среди карачаево-балкарцев за последние десятилетия выдвинулись довольно крупные бизнесмены. В том числе: Ахья Семенов – владелец ресторана на 320 мест, кондитерской фабрики, мясоперерабатывающего завода; Фехми Берк (Батчаев) – владелец текстильной фабрики, персонал которой насчитывает более 40 человек; братья Джашар и Эрол Тамби (Тамбиевы) – владельцы фирмы по продаже авиабилетов; братья Юсуп, Ибрахим и Мурат Батчаевы – владельцы крупнейшего мясокомбината в Нью-Джерси, обеспечивающего более 30% потребления жителей штата, сети магазинов; Тургут Окуевич Кочкаров – владелец автосалона, автозаправочной станции, продуктового магазина и другие.

Есть в среде диаспоры и известные спортсмены: капитан олимпийской сборной США по футболу, участник Олимпийских игр 1984 г., в настоящее время известный адвокат, Казбек Тамбий, чемпион США по дзюдо, член национальной сборной Джамал Алиев [6].

Еще с начала 1970-х гг. отдельные представители диаспоры по туристическим визам посещали СССР, в том числе приезжая на родину в Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию, где встречались с родственниками. Визиты эти проходили под контролем сотрудников советских органов госбезопасности и грозили принимающей стороне неприятностями. Тем не менее, поездки не прекращались, а с началом в СССР перестройки количество их увеличилось в несколько раз. Стали налаживаться экономические и культурные связи между диаспорой и исторической родиной.

Вследствие этого, с конца 80-х гг. ХХ в. в среде диаспоры возникла идея создать общественную организацию для сохранения и развития национальных традиций и культуры в условиях интеграции диаспоры в американское общество. Этой организацией стала Американская Карачаевская благотворительная ассоциация (АКБА) (в оригинале The American Karachay Benevolent Association /A.K.B.A./).

АКБА была официально основана в октябре 1989 г. в г. Патерсоне. Ее основателями стали представители местной интеллигенции и деловых кругов: Фехми Берк, Фахреттин Джангоз, Кемал Джатто, Юсуф Дирил, Бирол Калебек, Ахмет Карачай, Джихат Кулаксыз, Эрол Тамби и Джашар Тамби. Именно они, при поддержке большего числа добровольцев, приложили все усилия для того, чтобы АКБА стала действительным центром культуры и просвещения карачаевцев и балкарцев в США. Возглавляет организацию в настоящее время Осман Бахче [7].

Необходимо отметить тот факт, что ассоциация получила название «Карачаевской», что связано было не только с численным преобладанием карачаевской части этноса в среде диаспоры, но и с тем, что в среде эмигрантов в Турции, откуда и переселяются в основном карачаево-балкарцы, они до последних лет все именовали себя карачаевцами. Под этим же именем они известны и представителям других диаспор.

В настоящее время только официально в состав АКБА входит более 500 семей карачаево-балкарцев, причем, численность членов ассоциации растет с каждым годом.

Источником финансирования организации являются добровольные пожертвования граждан. Штаб-квартира находится в Патерсоне, в двухэтажном здании на Крукс-авеню, которое было приобретено в 1995 г. и получило название – «Центр и концертный зал АКБА» /A.K.B.A. Center and Performance Hall/. На первом этаже здания располагаются офисы ассоциации, редакции газеты и журнала АКБА, сайта www.akba.org. Здесь же проводятся различные семинары, курсы, дискуссии, встречи и т.п. На втором этаже располагается концертный зал, в котором проходят репетиции фольклорного ансамбля, а также различные торжественные мероприятия.

В 2001 г. ассоциация оказалась под угрозой потери центра из-за отсутствия финансовой возможности его дальнейшего содержания. Но необходимые средства (более 360 тысяч долларов) с помощью общины были собраны, а АКБА выполнила все свои финансовые обязательства [8].

В настоящее время организация входит в официальный список зарегистрированных организаций некоммерческого профиля федерального значения Соединенных Штатов.

В самом начале создания ассоциации ее лидеры заявили о своих главных целях и задачах, большинство из которых по-прежнему актуальны.

Целью АКБА является объединение карачаево-балкарской диаспоры в США и сохранение национальной культуры в условиях дальнейшей интеграции общины в американское общество.

К своим задачам АКБА относит: 

1) увеличение источников финансирования с целью организации новых услуг для членов диаспоры;
2) углубление познаний о родной культуре, знакомство с ней представителей других народов, чему должно способствовать проведение различных мероприятий, в частности:
а) проведение Дня охраны культуры, на котором дается представление для членов других диаспор об истории и культуре Карачая и Балкарии;
б) организация как можно большего числа обучающих семинаров, курсов, на которых вновь прибывшие эмигранты могут ознакомиться с основными законами и правилами, регламентирующими пребывание в США;
в) вовлечение в работу ассоциации молодежи путем организации встреч со старшим поколением, участия в подготовке мероприятий;
3) организация разнообразных мероприятий для групп различного возраста: молодежи, лиц среднего возраста, пожилых людей;
4) установление связей и развитие партнерских отношений с национальными организациями других общин;
5) информирование диаспоры о важнейших мероприятиях через ежемесячный бюллетень и ежегодный журнал;
6) расширение штаб-квартиры ассоциации в Паттерсоне [9].

Ведущую роль в деятельности ассоциации играет деятельность по сохранению родного языка, национальной культуры и обычаев. Для этой цели в одном из офисов открыты курсы по их изучению, которые посещаются, в основном молодежью, а также взрослыми, слабо владеющими родным языком. Помимо уроков, как таковых, они прослушивают записи спектаклей, песен на родном языке, читают художественную литературу [10].

Большое место в жизни диаспоры занимает религия. Члены общины самостоятельно изучают арабский язык (для чтения Корана), выполняют, по возможности, все предписанные религиозные обряды, совершают пятикратную молитву (намаз). У общины есть своя мечеть, получившая название Ullu Jami (Уллу Джами) – «Главная мечеть», в которой по пятницам собираются верующие на еженедельную молитву (джума-намаз), где с проповедью (хутбой) выступает имам. Здесь же проходят праздничные службы в дни главных мусульманских праздников – Курман-байрам (праздник жертвоприношения) и Ораза-байрам (праздник разговения после месячного поста). В дни поста (ораза) по вечерам в мечеть приходят прихожане для разговения и проводят ночь в молитвах. В вечер последнего дня поста ассоциация устраивает для всех прихожан праздничное угощение. Большую роль играет имам общины и во время проведения похоронных и свадебных обрядов в общине [11].

АКБА много времени уделяет знакомству диаспоры с лучшими представителями культуры Карачая и Балкарии, для чего организуются их творческие вечера и концерты в США. Так, уже в 1990 г. с ошеломляющим успехом выступил с концертами в Нью-Йорке, Паттерсоне и Атлантик-Сити известный поэт, певец-бард, ныне заслуженный артист РФ и Народный поэт КЧР Альберт Узденов. Вместе с ним выступал известный поэт и писатель Дахир Кубанов, встречи которого с общественностью диаспоры прошли также с большим успехом. В последующие годы по приглашению АКБА с концертами в США выступили такие популярные исполнители, как заслуженная артистка Абхазии и КЧР Лидия Батчаева, Государственный ансамбль танца КЧР «Эльбрус», группа «Учкекен», танцевальный ансамбль «Минги-Тау» и другие [12].

В то же время надо отметить, что ассоциация с самого начала ориентировалась на создание собственного ансамбля, вследствие чего в 1993 г. был создан «Музыкально-танцевальный ансамбль АКБА» (AKBA Music and Dance Ensemble). Поначалу обучение шло с помощью энтузиастов из среды самих эмигрантов, но в 1996 г. на должность руководителя был приглашен известный хореограф из Карачая, солист и художественный руководитель ансамбля «Эльбрус» Чора Узденов. В течение 5 лет ансамбль АКБА под руководством Ч. Узденова неоднократно становился лауреатом различных фольклорных фестивалей, выступал с гастролями как в Нью-Джерси, так и в других штатах[13]. В настоящее время ансамблем руководит Тимур Джатто, выпускник Манхэттенской школы музыки. Занятия проходят три раза в неделю, юные артисты разделены на три возрастные группы: 5-7 лет, 8-14 лет и от 15 и старше. В течение года ансамбль выступает в различных залах как перед представителями кавказских диаспор, так и перед другими зрителями, а каждое лето проводится отчетный гала-концерт (последний состоялся 7 июня 2008 г.). Музыкальное сопровождение танцевальной группе оказывает оркестр национальных инструментов, участники которого – взрослые члены общины. Записи выступлений ансамбля распространяются на видеодисках и пользуются большим спросом. Все средства, вырученные от продажи билетов и дисков, идут на приобретение костюмов и аппаратуры для ансамбля [14].

Для сплочения общины АКБА ежегодно проводит несколько массовых мероприятий. Летом устраивается фестиваль, на который собираются карачаевцы и балкарцы со всех штатов. На нем с концертами выступают ансамбль ассоциации, приглашенные из КЧР и КБР артисты, проходят соревнования по национальным видам спорта (борьбе, метанию камня, лазанию по канату и т.п.), конкурсы на знание языка, народных обычаев и традиций, на исполнение национальных танцев [15].

Помимо фестиваля АКБА проводит небольшие пикники для членов ассоциации в окрестностях Паттерсона, которые проходят примерно по той же программе, что и фестиваль. Традиционно в апреле проводится «Et hicin kece» «Эт хычын кече» («Вечер мясных пирогов»), на котором женщины соревнуются в кулинарном искусстве. Заканчивается это мероприятие также национальными танцами [16].

Проводятся в центре АКБА и траурные мероприятия, посвященные трагическим датам в истории карачаевцев и балкарцев – дню депортации, 2 ноября и 8 марта соответственно.

Отмечаются и такие праздники, как День Матери, национальные праздники США (День Независимости, День благодарения) и т.д.

Деятельность ассоциации находит отражение в учрежденных ею изданиях. Например, 1-2 раза в год выходит полноцветный журнал «АКВА». Содержание журнала состоит из статей об истории и культуре Карачая и Балкарии, сегодняшней жизни в КЧР и КБР, истории диаспоры, достижениях ее представителей в различных областях (спорте, культуре); обсуждение произведений как известных поэтов и писателей, так и начинающих авторов. Более оперативную информацию, сведения об предстоящих мероприятиях, организуемых АКБА, а также отчеты о уже проведенных, предоставляет ежемесячная газета («Бюллетень АКБА»), которая распространяется бесплатно между жителями города как карачаево-балкарцами, так и представителями других народов. Газета и журнал публикуют материалы на английском, турецком и карачаево-балкарском языках [17].

Кроме того, с середины 1990-х гг. функционирует собственный сайт ассоциации в глобальной информационной сети интернет. На нем размещены фотоотчеты о проведенных мероприятиях, объявления о вновь предстоящих событиях в жизни диаспоры, различные материалы. В то же время следует отметить, что по информационной насыщенности сайт уступает печатным органам АКБА [18].

Основная нагрузка по подготовке журнала, газеты и обслуживанию сайта лежит на плечах сотрудников ассоциации и добровольных помощников. В их числе: Урал Яшил, Аюб Севинч, Хилал Табакчы, Ахмет Карачай, Хатича Узбек, Фиген Табакчы, Эргун Таулан, Хакъал Акбай, Ислам Къарча, Хабибе Карачай, Мустафа Чинар [19].

Решая одну из своих заявленных задач, ассоциация поддерживает связи с большинством культурных центров национальных диаспор как Патерсона, так и штата Нью-Джерси в целом. В рамках культурного обмена проводятся фестивали национальных культур, на которых члены общин знакомятся с обычаями своих соседей, представители АКБА принимают участие в мероприятиях других диаспор, приглашают их представителей для участия в своих праздниках и т.д. Особенно крепкие связи у АКБА с представителями северокавказских диаспор, в частности, адыгов, чеченцев, дагестанцев [20].

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день АКБА является крупнейшим культурно-просветительским центром карачаево-балкарской диаспоры в США, усилия которой способствуют сохранению национальной идентичности и традиционной культуры.

Мы полагаем, что малочисленная карачаево-балкарская диаспора в США за прошедшие полвека успешно интегрировалась в американское общество, заняв свою нишу. Несмотря на все угрозы глобализации, в среде общины сильно этническое самосознание, сохраняются традиционные обычаи и обряды, высока степень религиозности, в том числе и в среде молодежи. Большую роль в сохранении духовной культуры диаспоры играет общественная организации АКБА, благодаря деятельности которой общине удается сохранить свою национальную самобытность в условиях многонационального американского общества.


Источник: Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 15. – с. 9-15



Примечания


1. Лайпанланы Билял. Америкада къарачайлыла. Ас-Алан. 2001. №1. С. 158-171.
2. Письмо Ченгиза Чагара от 25. 08.2005 г. / Личный архив автора.
3. Кипкеева З.Б. Карачаево-балкарская диаспора в Турции. Ставрополь. 2000. С.80.
4. www.akba.org
5. Ийылмаз Невруз. Дудаланы Махмуд. Ас-Алан. 2001. № 1. С. 140-152.
6. Къагыйланы Назифа. Дудаланы Садык. Ас-Алан. 2001. № 1. С. 152-158.
7. www.elbrusoid.org
8. Лайпанланы Билял. Указ.соч.
9. www.elbrusoid.org
10. About us. AKBA. 2007. № 2. P. 3.
11. www.akba.org
12. About us. AKBA. Указ.соч.
13. Семенланы Аминат. Исси салам бередиле. Къарачай. 2003. № 92-93.
14. Там же.
15. Лайпанланы Билял. Америкада къарачайлыла. Указ.соч.
16. Аппаланы Билял. «Къарча» джарыкъ джолда. Къарачай. 22 июля 2005.
17. Tim Norris. Dancing through history. Herald News. 6 июня 2008.
18. Семенланы Аминат. Указ.соч.
19. www.akba.org
20. Журнал да чыкъгъанды. Къарачай. 18 сентября 2008.
21. www.maxpages.com, www.akba.org.
22. Семенланы Аминат. Указ.соч.
23. About us AKBA. 2007. № 2. P. 3.


(bc-kavkaz.org)


(Голосов: 6, Рейтинг: 3.83)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    ilmizi
    04.01.2012 08:07:23
    Интересно а в других странах нет диаспоры? например в Великобритании?