Translit
Представления о мире у наших предков
13.12.2011
2
4827
Балкарцы и карачаевцы считали, что весь космос представляет собой гигантское дерево - Золотую Иву (Алтын Тал).
Когда рождается человек, на дереве вырастает листок, когда он умирает, листок падает с дерева.
Когда рождается человек, на дереве вырастает листок, когда он умирает, листок падает с дерева.
Олицетворение
Олицетворение является важным элементом религиозных верований. Смысл его состоит в том, что предметы или явления природы наделяются свойствами живых существ, часто даже людей - способностью мыслить, чувствовать, говорить, обликом животного или человека и т.д.
Но прежде чем люди стали придавать явлениям природы такие образы, они долгое время полагали, что они сами по себе являются живыми существами. Например, балкарцы и карачаевцы верили, что ночью на какое-то мгновение вода в ручьях и реках застывает, "засыпает", чтобы отдохнуть. Огонь считали самым чистым существом, поэтому запрещали плевать в него, бросать в очаг мусор, даже топили огонь только чистыми дровами. Чтобы не разгневать огонь, нельзя было и перешагивать через него.
Таким же чистым существом считалась земля. Нельзя было ночью выливать кипяток на землю - она спит, и ошпарив ее, спящую, человек может навлечь на свою голову проклятие земли. По древнему мифу, когда люди впервые начали пахать поле, земля мучилась, исходя потом от боли. Наконец она взмолилась к верховному богу Тейри, прося защитить ее от людей, Тейри ответил земле: "Ты будешь вечно терпеть эту боль, и кормить людей, но зато потом ты же будешь поглощать их, и все твое будет возвращаться к тебе же".
Живым существом считался и ветер. По народному верованию, если в вихрь бросить ножом, на нем останутся капли крови.
Представление о том, что природа делится на 4 великие стихии, является в карачаево-балкарской мифологии главнейшим и важнейшим. Человек, который начал познавать окружающий мир, должен был очень дорожить своим открытием - он сумел понять и дать название элементам - огню, воде, земле и воздуху - из которых состоит мир. Поэтому, видимо, запрещалось смешивать их с чем либо иным, "загрязнять" их, например, выливать в воду молоко или гасить огонь водой. Эти запреты вызваны страхом забыть, потерять достигнутое в мысли, порядок, который воцарился в сознании на основе такого "широкого обобщения.
Только лишь затем начался процесс олицетворения - стихиям и предметам, временам суток и т. д. стали придавать облики животных и растений, людей. Например, день и ночь олицетворяли в образах двух баранов - черного и белого, которые бьются между собой, обходя при этом всю землю.
Здесь нужно сделать одно важное замечание. Когда мы говорим об олицетворении, например, о только что приведенном, не следует думать, что люди той древней эпохи действительно думали, что день и ночь - это два барана. Нет, конечно, у них было точно такое же зрение, как и у нас, они знали, что день и ночь - не два барана, но их язык, речь отличалась от нашей тем, что свои знания они выражали другими терминами, теми словами, которые выражали то, что было им близко и понятно. Отсюда и родилось олицетворение, и смену света и мрака они обозначили через борьбу белого и черного баранов. Короче говоря, их мышление было таким же, как у нас, но язык, которым оно выражалось, было мифопоэтическим.
Могучие стихии природы - земля, огонь, вода, ветер - были олицетворены нашими предками в образах быков. Верили, что если нырнуть в воду, можно иногда услышать рев "быка воды" (суу ёгюз). В большинстве карачаево-балкарских загадок об огне фигурирует бык. Например:
Бир къызыл ёгюзюм барды да,
Басхан жери къара болады.
Есть у меня красный бык,
Где он ступит - все чернеет.
Быком представлялся и ветер, земля же - коровой. Отсюда и бытующее по сей день выражение: "Жер бугъасы - желди" - Бык земли - ветер.
Отсюда же появилось представление о том, что земля стоит на трех быках. Когда они устают стоять неподвижно, начинают переминаться, происходят землетрясения.
Олицетворяли не только конкретные силы природы, но и, например, времена года. Так, перед новым годом и сейчас иногда говорят: "Жыл къартайды" - Год состарился. При наступлении новолуния говорят: "Жангы ай тууду" - Новый месяц родился и т. д.
Представления о мире
Эти представления наших предков, зафиксированные в различные мифах и гимнах, системах гадания и т.д., весьма многообразны. Нет возможности перечислять их все, поэтому остановимся на самом главном.
Согласно самому позднему мифу, Тейри создал мир из своей плоти, вдохнув в живые существа свою душу: сначала появились созданные из тела, костей, крови и волос божества, земля, моря, скалы и растения, затем птицы и звери (и уже против воли Тейри из его желчи возникли драконы и эмегены). Чтобы не дать им властвовать на земле, Тейри создал из кусочка своего сердца (солнца) Золотого Дебета, у которого было 19 сыновей. Они и положили начало человеческому роду.
Было также два других, более древних варианта происхождения мира. Богиня-лебедь, нырнув в воды мирового моря, достала со дна землю, которая, разбухая, превратилась в мировую .гору (Эльбрус, по карачаево-балкарски Минги Тау - "Вечная Гора" или Алтын Тау "Золотая Гора"). В месте с землей она достала со дна раковину, из которой появились два первочеловека - Адам и Хауа. У них было 25 девочек и 25 мальчиков. Они и положили начало человеческому роду.
Еще по одному мифу, мир возник из плоти гигантского быка, растерзанного еще более громадным орлом.
Весь окружающий мир наши предки представляли состоящим из трех ярусов (юч къат), вместе составляющих подобие огромного яйца. В каждом из этих миров своя жизнь, ничем не отличающаяся от жизни в других мирах - нашем, среднем, мире людей, верхнем, небесном и нижнем, подземном одинаковая природа, там и там живут люди, звери, птицы, драконы и т. д. В каждом из трех миров свои луна и солнце, свои звезды. Посреди каждого мира протекает Срединная река (Ара суу), которая делит их на мир живых и мир мертвых, Таким образом, получается шесть миров - три мира живых и три мира мертвых.
Границей между миром живых и миром мертвых, кроме того, по понятиям балкарцев и карачаевцев, является и радуга ("тейри къылыч" - небесный меч, божественный меч, другое название - "жан къылыч" - меч жизни). Потому говорят, что человек, перепрыгнувший через радугу, меняет свой пол: девушка становится юношей и наоборот. Точно так же человек, живым перебравшийся на другой берег Срединной реки, и даже животные, меняют свой пол, Почему? Потому что в мире мертвый все наоборот, все иначе, чем у нас. Человек или животное, попадают туда после смерти, поэтому сохраняют свой пол, а живые, сумевшие или случайно туда попавшие, меняют его.
Посредине каждого из трех миров возвышается своя мировая гора (вечная, золотая). Все три мира окружены кольцом высоких, ограждающих их гор (Къап Таула - "ограждающие горы, горы - ограда"). Время в мире мёртвых, согласно мифу, течет гораздо быстрее, чем в мире живых - если здесь проходит несколько часов, там несколько лет.
Кроме того, много данных, показывающих, что балкарцы и карачаевцы считали, что весь космос представляет собой гигантское дерево - Золотую Иву (Алтын Тал). Когда рождается человек, на дереве вырастает листок, когда он умирает, листок падает с дерева.
Олицетворение является важным элементом религиозных верований. Смысл его состоит в том, что предметы или явления природы наделяются свойствами живых существ, часто даже людей - способностью мыслить, чувствовать, говорить, обликом животного или человека и т.д.
Но прежде чем люди стали придавать явлениям природы такие образы, они долгое время полагали, что они сами по себе являются живыми существами. Например, балкарцы и карачаевцы верили, что ночью на какое-то мгновение вода в ручьях и реках застывает, "засыпает", чтобы отдохнуть. Огонь считали самым чистым существом, поэтому запрещали плевать в него, бросать в очаг мусор, даже топили огонь только чистыми дровами. Чтобы не разгневать огонь, нельзя было и перешагивать через него.
Таким же чистым существом считалась земля. Нельзя было ночью выливать кипяток на землю - она спит, и ошпарив ее, спящую, человек может навлечь на свою голову проклятие земли. По древнему мифу, когда люди впервые начали пахать поле, земля мучилась, исходя потом от боли. Наконец она взмолилась к верховному богу Тейри, прося защитить ее от людей, Тейри ответил земле: "Ты будешь вечно терпеть эту боль, и кормить людей, но зато потом ты же будешь поглощать их, и все твое будет возвращаться к тебе же".
Живым существом считался и ветер. По народному верованию, если в вихрь бросить ножом, на нем останутся капли крови.
Представление о том, что природа делится на 4 великие стихии, является в карачаево-балкарской мифологии главнейшим и важнейшим. Человек, который начал познавать окружающий мир, должен был очень дорожить своим открытием - он сумел понять и дать название элементам - огню, воде, земле и воздуху - из которых состоит мир. Поэтому, видимо, запрещалось смешивать их с чем либо иным, "загрязнять" их, например, выливать в воду молоко или гасить огонь водой. Эти запреты вызваны страхом забыть, потерять достигнутое в мысли, порядок, который воцарился в сознании на основе такого "широкого обобщения.
Только лишь затем начался процесс олицетворения - стихиям и предметам, временам суток и т. д. стали придавать облики животных и растений, людей. Например, день и ночь олицетворяли в образах двух баранов - черного и белого, которые бьются между собой, обходя при этом всю землю.
Здесь нужно сделать одно важное замечание. Когда мы говорим об олицетворении, например, о только что приведенном, не следует думать, что люди той древней эпохи действительно думали, что день и ночь - это два барана. Нет, конечно, у них было точно такое же зрение, как и у нас, они знали, что день и ночь - не два барана, но их язык, речь отличалась от нашей тем, что свои знания они выражали другими терминами, теми словами, которые выражали то, что было им близко и понятно. Отсюда и родилось олицетворение, и смену света и мрака они обозначили через борьбу белого и черного баранов. Короче говоря, их мышление было таким же, как у нас, но язык, которым оно выражалось, было мифопоэтическим.
Могучие стихии природы - земля, огонь, вода, ветер - были олицетворены нашими предками в образах быков. Верили, что если нырнуть в воду, можно иногда услышать рев "быка воды" (суу ёгюз). В большинстве карачаево-балкарских загадок об огне фигурирует бык. Например:
Бир къызыл ёгюзюм барды да,
Басхан жери къара болады.
Есть у меня красный бык,
Где он ступит - все чернеет.
Быком представлялся и ветер, земля же - коровой. Отсюда и бытующее по сей день выражение: "Жер бугъасы - желди" - Бык земли - ветер.
Отсюда же появилось представление о том, что земля стоит на трех быках. Когда они устают стоять неподвижно, начинают переминаться, происходят землетрясения.
Олицетворяли не только конкретные силы природы, но и, например, времена года. Так, перед новым годом и сейчас иногда говорят: "Жыл къартайды" - Год состарился. При наступлении новолуния говорят: "Жангы ай тууду" - Новый месяц родился и т. д.
Представления о мире
Эти представления наших предков, зафиксированные в различные мифах и гимнах, системах гадания и т.д., весьма многообразны. Нет возможности перечислять их все, поэтому остановимся на самом главном.
Согласно самому позднему мифу, Тейри создал мир из своей плоти, вдохнув в живые существа свою душу: сначала появились созданные из тела, костей, крови и волос божества, земля, моря, скалы и растения, затем птицы и звери (и уже против воли Тейри из его желчи возникли драконы и эмегены). Чтобы не дать им властвовать на земле, Тейри создал из кусочка своего сердца (солнца) Золотого Дебета, у которого было 19 сыновей. Они и положили начало человеческому роду.
Было также два других, более древних варианта происхождения мира. Богиня-лебедь, нырнув в воды мирового моря, достала со дна землю, которая, разбухая, превратилась в мировую .гору (Эльбрус, по карачаево-балкарски Минги Тау - "Вечная Гора" или Алтын Тау "Золотая Гора"). В месте с землей она достала со дна раковину, из которой появились два первочеловека - Адам и Хауа. У них было 25 девочек и 25 мальчиков. Они и положили начало человеческому роду.
Еще по одному мифу, мир возник из плоти гигантского быка, растерзанного еще более громадным орлом.
Весь окружающий мир наши предки представляли состоящим из трех ярусов (юч къат), вместе составляющих подобие огромного яйца. В каждом из этих миров своя жизнь, ничем не отличающаяся от жизни в других мирах - нашем, среднем, мире людей, верхнем, небесном и нижнем, подземном одинаковая природа, там и там живут люди, звери, птицы, драконы и т. д. В каждом из трех миров свои луна и солнце, свои звезды. Посреди каждого мира протекает Срединная река (Ара суу), которая делит их на мир живых и мир мертвых, Таким образом, получается шесть миров - три мира живых и три мира мертвых.
Границей между миром живых и миром мертвых, кроме того, по понятиям балкарцев и карачаевцев, является и радуга ("тейри къылыч" - небесный меч, божественный меч, другое название - "жан къылыч" - меч жизни). Потому говорят, что человек, перепрыгнувший через радугу, меняет свой пол: девушка становится юношей и наоборот. Точно так же человек, живым перебравшийся на другой берег Срединной реки, и даже животные, меняют свой пол, Почему? Потому что в мире мертвый все наоборот, все иначе, чем у нас. Человек или животное, попадают туда после смерти, поэтому сохраняют свой пол, а живые, сумевшие или случайно туда попавшие, меняют его.
Посредине каждого из трех миров возвышается своя мировая гора (вечная, золотая). Все три мира окружены кольцом высоких, ограждающих их гор (Къап Таула - "ограждающие горы, горы - ограда"). Время в мире мёртвых, согласно мифу, течет гораздо быстрее, чем в мире живых - если здесь проходит несколько часов, там несколько лет.
Кроме того, много данных, показывающих, что балкарцы и карачаевцы считали, что весь космос представляет собой гигантское дерево - Золотую Иву (Алтын Тал). Когда рождается человек, на дереве вырастает листок, когда он умирает, листок падает с дерева.
(Из книги Махти Джуртубаева "Духовная культура карачаево-балкарского народа")
Комментарии (2)
Фортуна Фиделя
Группа:
Эльбрусоиды
Регистрация:
13.12.2011
Анкета
Блог
Фото
Tinsirme
Группа:
Эльбрусоиды
Откуда:
Tinsir
Регистрация:
27.12.2011
Анкета
Блог
Фото
Вспомнилось детство, мне 8 лет. Иду в школу, а день пасмурный
и на дороге в одном месте очень скользко(прошел дождь) и
слякоть. Несколько раз падаю, озираясь нахожу палку и ею раза
четыре-пять в "гневе" бью это место, даже стараюсь колоть.
Когда иду из школы также подскользнулся, но устоял. Прихожу
домой и все это рассказал матери. А она говорит что бить землю
это большой грех, ей больно и все что мы едим выросло на земле
и мы должны любить ее. Иначе она может проклясть и даже проглотить....
А теперь главное: Во второй день подхожу к этому месту с опаской
и более добротной палкой. Земля подсохла и не так скользко. Исследую и нахожу место куда меня скорее всего она кинет, а если
начнет разверстаться - куда надо бежать. Стою на этом месте
минут 3-5(ну очень долго!), ничего не происходит. Приседаю,
палкой осторожно сглаживаю какие-то неровности, потом с силой
и возмущением(на себя и палку) кидаю ее в сторону. Затем
ладошкой несколько раз ,еле касаясь(не хочу пачкаться) глажу
ее, встаю и медленно ухожу. Наверное дней 10 в этом месте
замедлял шаг и мысленно как бы извинялся.