Карачаево-балкарская зарубежная диаспора: история и культура
Научная картина истории и культуры балкарского народа не будет полной без хотя бы краткого описания зарубежной диаспоры дальнего и ближнего зарубежья. Диаспора дальнего зарубежья сосредоточена в основном в Турции и Сирии, а ближнего - в Казахстане и Киргизии. Эти диаспоры возникли в разные эпохи и в силу разных причин. "Практически любые диаспоры, в том числе и самые древние - почти всегда следствие неблагополучия народа на своей родине, этнических конфликтов, воин, экономического упадка, голода и прочих бедствий",- пишет С. А. Арутюнов.
У карачаевцев и балкарцев, оторванных от исторической родины, не произошло этнического размежевания. Наоборот, у них ощущается полное осознание этногенетической общности. Поэтому мы вправе рассматривать их здесь как группу с единым этническим самосознанием, что проявляется у диаспоры дальнего зарубежья и в самосознании "къарачайлы". В нашем исследовании мы будем пользоваться термином "карачаево-балкарская диаспора".
Карачаево-балкарская диаспора дальнего зарубежья образовалась в результате исхода части населения во второй половине XIX - начале XX в. (так называемое мухаджирство) в пределы Османской империи. Диаспора ближнего зарубежья - следствие сталинской депортации балкарцев и карачаевцев в Казахстан и Среднюю Азию в период Великой Отечественной войны.Численность диаспоры дальнего зарубежья в настоящее время составляет около 35 тыс. чел., а ближнего зарубежья - 5 тыс. чел. В Турции карачаевцы и балкарцы живут компактно в сел. Баппок, Килисе, Язылыкая, Агасар, Белпынар, Доглат. Но эти населенные пункты расположены дисперсно в разных частях страны. Вследствие оттока населения из сельской местности многие жители этих сел перебрались в города Стамбул, Анкара, Измир, Конья, Афьон, Эскишехир. В Сирии карачаевцы и балкарцы живут на окраине Дамаска. В последние годы многие представители диаспоры уезжают в Германию, США и Австралию. Мухаджирство, давшее начало диаспоре, было чревато для карачаево-балкарцев не только демографическими катаклизмами, но и повлекло за собой также ряд глубинных трансформаций традиционных форм организации жизни двух разобщенных частей этноса. Это стало естественной угрозой такому феномену, каким является самоценная культура карачаево-балкарского народа - органическая составляющая субкультуры северокавказского региона.
Депортация карачаевцев 2 ноября 1943 г., а балкарцев - 8 марта 1944 г., по замыслу вдохновителей и исполнителей этих варварских актов, должна была обречь эти народы на вымирание. К счастью, основная масса карачаевцев и балкарцев после реабилитации депортированных народов Указом Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. вернулась на историческую родину. Ту часть карачаево-балкарского народа, которая до сих пор остается в местах переселения - Казахстане и Кыргызстане - следует считать диаспорой со всеми вытекающими последствиями, характерными для группы этноса, оторванной от основного этнического ядра и находящейся в иной этнокультурной и экологической среде. Ю. И. Семенов, рассуждая об этносе, нации и диаспоре, пишет, что "об этнической диаспоре речь может идти только в случае, когда члены того или иного этноса живут, причем дисперсно, на территории, основное население которой принадлежит к иной этнической общности. ...Люди, живущие за пределами своей этнической территории, обычно подвергаются ассимиляции и рано или поздно растворяются в среде преобладающего на данной территории этноса: постепенно теряют родной язык, а затем и чувство прежней этнической принадлежности. Этот процесс обычно завершается только в последующих поколениях. И когда люди приобщаются к иному языку и иной культуре, то часто единственное основание продолжающего сохраняться чувства прежней этнической принадлежности - память о родине: для первого поколения иммигрантов - память о реальной родине, для последующих - память о родине предков".
Замечания Ю. И. Семенова относительно сущности диаспоры и этнической потенции этой группы, оторванной от этнического ядра и исторической родины, применимы и к карачаево-балкарской диаспоре как дальнего, так и ближнего зарубежья. Многие годы карачаево-балкарская диаспора в Турции и странах Ближнего Востока была обойдена вниманием исследователей за исключением отдельных авторов. Тема геноцида балкарцев, карачаевцев и других народов из идеологических соображений вообще была закрыта. Строительство гражданского общества, на что нацелена Россия, и формирование новых межгосударственных отношений со странами, где рассеяны диаспоры народов Северного Кавказа, расширили каналы связей и сделали возможным изучение истории, процессов происходящих в традиционной и современной культуре зарубежной карачаево-балкарской диаспоры. Свою лепту в популяризацию сведений вносят энтузиасты из интеллигенции диаспоры. Расширению связей способствуют различные фестивали, взаимные визиты родственников и деловых людей.
Возникновение и существование диаспоры, ее этнические интересы, социально-культурные различия между странами исходной среды и новыми странами, где живут карачаевцы и балкарцы, и другие проблемы приобретают особую актуальность в наше время, когда каждый этнос, каждый регион рассматривают итоги пройденного пути, осмысливают то, что входит в коллективную сокровищницу человечества, - его культуру. Общеизвестно, что "реальность национального - только в культуре". Изучение диаспоры, проживающей за пределами исторической родины, дает уникальный материал самоидентификации этноса в новых исторических условиях, вне ареала исконного расселения. В Институте гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук изучение зарубежных диаспор стало приоритетной проблемой. По ее исследованию составлена программа, охватывающая все стороны сложного, подчас противоречивого процесса переселения части горцев за пределы исторической родины и последующей судьбы групп переселенцев. Составным элементом этой программы стали экспедиции в районы компактного проживания адыгов, карачаевцев и балкарцев в Турецкой Республике, Сирии и Иордании. Для реализации этой программы были организованы комплексные экспедиции в ноябре 1991 г. В Сирию, а с 12 августа по 15 сентября 1994 г.- в Сирию, Иорданию и Турцию. Автору этих строк довелось участвовать в работе обеих экспедиций. С принятием в 1989-1991 гг. ряда законодательных актов, особенно закона "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 г., стало возможным изучение вопросов, связанных со сталинской депортацией, жизни балкарского народа в период пребывания в местах переселения. Сохраняется интерес к той части этноса, которая в силу многих обстоятельств, в том числе и материальных, не вернулась на исконную родину, тем самым пополнив список диаспор. Организация комплексного исследования балкарской диаспоры в странах Центральной Азии (она сосредоточена в пригородах Алма-Аты и Бишкека) - научный и государственный долг перед репрессированным балкарским народом. Ниже мы будем апеллировать чаще к фактам, касающимся диаспор в Турции и Сирии, так как они дают достаточные основания для научных выводов о тенденциях эволюции эмигрантов, покинувших этническую родину 100-150 лет назад и составивших карачаево-балкарскую (самоназвание - къарачайлы - М. К.) диаспору - часть северокавказской внешней диаспоры, известной в науке под общим именем "черкесская".
Цель данного исследования - на основе архивных и полевых материалов, собранных во время экспедиций; показать причины исхода части населения Балкарии и Карачая из исторической родины; дать картину культурных процессов в самой диаспоре, оказавшейся в иноэтническом окружении; попытаться определить, каким образом сохраняется иммунитет против нивелирующего действия на соционормативную систему балкарцев и карачаевцев иной культурно-языковой среды; выявить некоторые основные, характеристики национальной самобытности, еще сохраняющиеся в новых реалиях: языка, культуры, самосознания; ожидания наших соотечественников зарубежом в исторической перспективе.XIX в. стал эпохой предопределения исторической судьбы народов Северного Кавказа в составе Российской империи. Сам процесс административно-политического обустройства края и закрепления нового статуса кавказских народов под юрисдикцией Российской империи был полон военно-политическими событиями. Карачаевцы и балкарцы в силу их малочисленности, относительной географической замкнутости и удаленности от театра боевых действий не могли оказать решающего влияния на общий ход Кавказской войны. Кроме того, среди этих народов не были распространены идеи мюридизма. Оценив политические и исторические перспективы, осознав неизбежность включения в состав Российской империи, карачаевцы и балкарцы сделали единственно возможный в тех условиях дипломатический шаг - приняли подданство России. Балкария в 1827 г., а Карачай - в 1828-м (после героического, но безуспешного сопротивления народного ополчения войскам Эмануэля у горы Хасаука) подписали присягу о подданстве российскому престолу. Эти политические акты имели место в разгар Кавказской войны. Несмотря на российское подданство, карачаевцы и балкарцы никогда не участвовали в военных действиях русских против кавказских народов. Наоборот, в критические моменты они оказывали им посильную помощь или соблюдали дружественный нейтралитет (В песне "Уллу Хож" с большой эмоционально-художественной силой передается трагическая картина разорения царскими войсками адыгейских аулов на р. Ходзь; выражена моральная поддержка и симпатия к горцам, восхищение их героизмом). Основными условиями, выдвинутыми таубиями (горскими князьями) от имени местного населения при даче присяги на верность России, были сохранение древних обычаев, власти социальных верхов, включая права на земельную собственность, и действующих норм шариата.
Принятие российского подданства Балкарией и Карачаем предотвратило вступление в дальнейшем на их территорию частей регулярной царской армии с целью покорения. Таким образом был использован шанс избежать неминуемых потерь и без того малочисленного населения в неравной борьбе с царизмом. Позиция балкарцев и карачаевцев в той исторической ситуации была, безусловно, дальновидной, и она отражала традиционную тактику защиты этими народами себя и своей территории при помощи мирной дипломатии от притязаний извне. После завершения Кавказской войны, когда северокавказский регион, в том числе Балкария и Карачай, оказался в составе Российской империи, а позиции царского самодержавия стали укрепляться во всех сферах миропорядка окраин, его обещания, данные горцам, были нарушены. Усиление позиций царизма на Северном Кавказе сопровождалось изменением сложившихся веками отношений экономического, политического, общественного характера. Царское самодержавие разрушало привычные формы быта горцев, привносило общероссийские черты хозяйствования и политико-административные изменения. Наряду с новациями этот процесс вызывал глубокий внутренний кризис традиционного сознания. Он подталкивал отдельные группы населения к неординарным действиям. Подобное становилось характерным явлением для новой истории многих народов Северного Кавказа.
Следствием внутреннего социально-культурного кризиса, вызванного продвижением России на Кавказ, стало мухаджирство - массовая миграция кавказского населения в Османскую империю. Российское самодержавие, в свою очередь, было заинтересовано в оттоке горцев с их этнических территорий.На фоне общекавказского мухаджирства карачаевцы и балкарцы не были втянуты в массовое переселение. Для них переселение скорее означало раскол или внутренний разлом, превративший тысячи людей в мухаджиров. Подобное явление - тяжелое испытание для любого народа, а для таких народов, как карачаевцы и балкарцы, - это еще и демографическая, этнокультурная катастрофа.Не оспаривая точку зрения авторов, рассматривавших мухаджирство в контексте Кавказской войны и видевших в ней одну из основных причин северокавказских миграций, мы вместе с тем хотели бы обратить внимание и на другие побудительные мотивы этого явления относительно карачаевцев и балкарцев, исконно оседлых народов, для которых горы и ущелья всегда являлись "пространством их духовных ценностей" (термин Я. В. Чеснова).
Карачаевцы и балкарцы, проявляя солидарность и взаимопомощь, осознавая общность исторических судеб, как сказано выше, нередко поддерживали соседние народы, боровшиеся с карательными отрядами российских генералов. Однако Карачай и Балкария не были втянуты в Кавказскую войну.С завершением политического покорения северокавказского региона царское самодержавие принялось за реализацию программы установления административного режима. Наиболее эффективным для распространения своего влияния оно считало воздействие на обычно-правовую сферу жизни окраин. Для регулирования отношений между центром и новыми территориями здесь распространялись российские законы. В то же время разбирательства по семейно-бытовым вопросам могли осуществляться по нормам адата и шариата. Но и в эти вопросы была внесена определенная регламентация. Шариату отдавалось предпочтение при разборе бракоразводных и наследственных дел, адату - гражданских споров. Царизм не учитывал фактора реальности правовых норм: ко второй половине XIX в. ислам укрепился настолько, что адаты и шариат были уже довольно тесно переплетены. Ситуация, когда существовал полиюридизм, усугублялась еще и тем, что в целях сбалансирования и унификации политики в центре и на окраинах царизм стал устанавливать новое административно-территориальное управление с чиновничьей иерархией в противовес местному самоуправлению, трансформируя общинные органы (Тёре, Народные собрания и т. д.).
Ситуацию крайне осложнила крестьянская реформа, проведенная в 1867 г. на Северном Кавказе. Отмена крепостного права кардинально изменила социальную организацию общества в Карачае и Балкарии. Многие таубии, традиционно эксплуатировавшие труд крестьян, после реформы не сумели приспособиться к ведению собственного хозяйства и постепенно разорялись. Впрочем и бывшие зависимые крестьяне, получив личную свободу за выкуп, остались без средств к существованию. И тех и других объединяла полная растерянность. Эти слои общества пополняли ряды мухаджиров. Обанкротившихся феодалов как бы влекло колесо фортуны, обедневших крестьян - поиск лучшей доли. Таким образом, в традиционном карачаевском и балкарском обществах, где ранее существовала своя феодальная лестница с довольно четким определением прав и обязанностей сословий, образовались новые стратификационные группы, импульсивно ориентированные на иноземную, в данном случае - исламскую, систему жизнеобеспечения и мироощущения. Согласно концепции Н. Гумилева, подобные группы в любом обществе можно причислить к пассионарному слою этноса с присущей ему активностью. Пассионарную группу этноса не останавливали уже консервативные привычки и спонтанное чувство патриотизма - то, что впитывалось с молоком матери и считалось высшей нравственной категорией для каждого карачаевца и балкарца, чтивших прежде всего родину и землю отцов. Представители этой группы стали теперь проще относиться и к другому непреложному закону горцев: выказывать при любых обстоятельствах фамильную солидарность и не посягать на фамильные реликвии. Ее решительное желание испытать удачу в чужих краях пересилило любовь к Отечеству и родовую солидарность. Такая солидарность явно подрывалась материальными интересами отдельных представителей рода. Разбогатевшие семьи той или иной фамилии стремились превратить общефамильную землю в личную собственность, чтобы укрепить свое индивидуальное хозяйство, увеличить количество скота, табуны лошадей. Многие обычаи (например, обязательное согласие всех членов рода в случае отчуждения или продажи земельной собственности), утратив прежнюю безапелляционную силу, не могли уже быть серьезной преградой для посягавших на целостность фамильной собственности. Таким образом, в пореформенный период наблюдается новая, необычная для горской действительности картина, наиболее характерными признаками которой выступали не только социальные противоречия, но также конкуренция и соперничество между разными патронимиями (атаулами) и более близкими родственниками за престиж и наследственные привилегии. Этот процесс не был откровенно антагонистическим. Однако разногласия стали возникать довольно часто, выходя за рамки семейных разбирательств. Разлад нарушал адатные установки и выталкивал отдельных членов фамильной организации за пределы клана. Такого члена фамилии не удерживало уже энергетическое поле родственного коллектива. Теперь чужбина импонировала ему больше, чем роль вынужденного изгоя своего клана на земле отцов.
Кризис социальных и напряженность родственных отношений усугублялись скудостью полезного земельного фонда в Карачае и Балкарии. Земля здесь всегда считалась исключительной ценностью. В руках владельца земля составляла основу благополучия и престижа. В пореформенных Карачае и Балкарии земля, превратившись в самый дорогой товар, сосредотачивалась, как правило, в руках тех, кто мог ее купить и организовать рентабельное хозяйство. Вследствие такого положения дел шло перераспределение земельного фонда таким образом, что происходила новая имущественная поляризация. Набирал политическую силу и экономический вес нарождавшийся класс горской деревни - кулачество. Параллельно с этим происходила люмпенизация некоторых членов общества, в среде которых были популярны слухи о райских землях на Востоке, заманчиво доступных для пришельцев, желающих приобрести их там. К переселению подталкивали и отдельные представители социальных кругов протурецкой ориентации, и те, кто протестовал против аграрной политики царизма в Нагорной полосе Северного Кавказа, а также клерикальные круги. Еще в 40-50-е гг. XIX в. для решения земельного вопроса учреждались комиссии и комитеты. В эти годы российское правительство признавало вотчинное право местных владельцев и поддерживало существующие у горцев земельные отношения. Типичными для Карачая и Балкарии были частная феодальная, общинная и общенародная формы землевладения и землепользования, причем правительство обещало закрепить эти права юридически. В прокламациях Μ. М. Воронцова и А. И. Барятинского, обращенных к кавказским народам, обещалось, что земли, на которых они проживают, останутся в их собственности или пользовании. С окончанием Кавказской войны обещания были пересмотрены. Вся деятельность сословно-поземельных комиссий в Терской и Кубанской областях (1863-1888), а также Абрамовской комиссии (1906) была направлена на то, чтобы землям горцев придать статус казенных. Проект о передаче казне и земель Нагорной полосы, куда относились Карачай и Балкария, вызвал единодушный протест во всех слоях карачаевского и балкарского обществ. Поэтому обсуждение аграрного законопроекта продолжалось в Тифлисе и Петербурге. Таким образом, неопределенность правового положения в отношении земельной собственности стала еще одной причиной, подводившей многих к решению скорее переселиться на Восток, чем подвергнуться новой экономической экзекуции со стороны властей.
Настроения некоторых горцев в тот период отчетливо выражены в одном из выступлений видного общественного деятеля Северного Кавказа конца XIX - начала XX в. балкарца Басията Шаханова. По его словам, "попрание вопреки торжественным обещаниям, когда-то данным, не только политических, но и имущественных наших прав, объявление земель, орошенных потом и кровью наших предков - казенными, отдание нас на растерзание отбросам русского общества, нахлынувшим жадной стаей на наивных, доверчивых горцев, из которых одних, к счастью, ничтожное меньшинство, они развратили и обратили в своих приспешников и сотрудников, а других озлобили и замкнули в глухом протесте против всего, что имеет на себе штемпель русского правительства".
Так пореформенная действительность в Карачае и Балкарии, где переплетались сложные экономические, социальные и политические реалии, подвигнула часть населения к переселению в чужие края, представления о которых были довольно смутными.На фоне этих событий была разыграна и конфессиональная карта - приверженность горцев мусульманской вере. Предвидя угрозу потерять ее, если они останутся в пределах Российской империи, мухаджиры стремились к берегам Турции, одного из центров исламского мира. Парадоксально то, что карачаевцы и балкарцы признавали догмы ислама, но они никогда не были религиозными фанатиками, их никогда не влекли идеи газавата (священной войны с неверными - гяурами). За незыблемость мусульманской веры выступал Али Энеев, известный в народе как Али-эфенди. Имея солидное духовной образование, Али-эфенди всегда оставался поборником восточной культуры и морали. Он считал, что пристанищем нравственных ценностей и национальной эстетики для горцев станет мусульманский Восток. Проповеди этого незаурядного человека, большого духовного авторитета в преддверии эволюционных, а позже и революционных перемен в Российской империи, звучали как призыв к спасению веры и национальной сути. Поэтому определенная часть населения, находясь под его влиянием, легче поддавалась агитации переселиться в Турцию. Рассказы по проповеднической и пророческой миссии Али-эфенди, услышанные от первого поколения мухаджиров, еще сохраняются в памяти их нынешних потомков. Они причисляют его к сану мусульманских святых. В Карачае идею исламской солидарности с ориентацией на Турцию особенно рьяно популяризировал среди населения кадий Магомед-эфенди Хубиев. Подобная идея поддерживалась и официальной политикой Османской империи в целях создания численного перевеса на некоторых окраинах мусульманского населения над христианским.
Любопытную трактовку факта переселения дают представители самой диаспоры. Современные представители, за исключением людей, обладающих историческими сведениями, объясняют переселение своих предков предопределением судьбы, т. е. фатальной неизбежностью. Не вдаваясь в исторические реалии, они ссылаются на то, что по воле Аллаха первых мухаджиров сюда привела вода, которую им суждено было здесь испить (татар суулары), земля, где должен был упокоиться их прах (къабыр топракълары). Как видим, для них принципы народной философии, совпадавшие с постулатами ислама, служат мерилом испытания, равно как утешения и примирения с судьбой. Объясняя действия и поступки предков волей Аллаха, повелением следовать судьбе, они все же считают переселение осмысленным и осознанным желанием отцов растить детей под вечным призывом азана. Сакральным местом каждого населенного пункта, по их мнению, является мечеть как символ благодати и ориентир духовно-нравственного состояния.
Всесторонний анализ мухаджирства позволяет ут-верждать, что конфессиональная мотивация выявила истинные причины судьбоносного события. Для час-ти мухаджиров, направлявшихся на Восток, звезда ис-лама действительно стала маяком, но не для большин-ства. Первый балкарский историк Мисост Абаев еще в 1910 г. подчеркивал: "Среди переселенцев есть люди, которых тянет в мусульманское государство и религи-озное чувство, но главную роль играют не эти чувства, а экономические, политические и иные условия". Таким образом, предание забвению условий при-нятия российского подданства Карачаем и Балкарией, внедрение законов российской централизованной государственной системы, крестьянская реформа на Кавказе 1867 г., постреформенные процессы эконо-мического, социального и политического характера, неопределенность аграрных отношений, фискальная по-литика, управленческая структура с чиновничьей иерар-хией, привлечение горцев к отбыванию воинской повинности в совокупности являются, по нашему мне-нию, основными причинами карачево-балкарского мухаджирства. Агитация протурецки настроенных пред-ставителей социальных верхов и клерикальных кругов падала на благодатную почву вследствие политического и духовного напряжения в обществе.
Суть общих и основных причин переселенческого движения народов Северного Кавказа достаточно из-вестна. По утверждению многих авторов, она сводится к следующему объяснению: переселение горцев было выгодно как России, так и Турции. Царская Россия освобождалась от беспокойных и вечно мятежных гор-цев, колонизировала их земли и закрепляла таким об-разом свои завоевания в многолетней и ожесточенной Кавказской войне. Султанское правительство Турции охотно встречало переселяемых и стремилось исполь-зовать воинственных кавказских горцев как боевую силу во внешних и внутренних войнах, в частности, в подавлении национально-освободительного движения христианских народов и арабов, и в то же время их ассимиляция позволяла увеличить долю мусульман-ского и тюркского населения среди христианских на-родов Османской империи на Балканах, в Анатолии и Западной (Турецкой) Армении.
Переселенческое движение горцев, в том числе карачаевцев и балкарцев, началось в середине XIX в. и происходило в несколько этапов: некоторые уехали в Тур-цию лишь накануне Октябрьской революции - 1917 г. (После революции по политическим соображениям Балкарию и Карачай покинуло довольно большое число людей. Ос-новная волна этого переселения падает на 1921 г. Указанный факт любезно сообщил М. И. Баразбиев) Путь в начале был положен паломниками в Мекку. Но, как свидетельствуют архивные данные, для мно-гих намерение совершить хадж помимо мечты о по-клонении святым местам было предлогом получить разрешение у властей на выезд, причем целыми семь-ями.
Основной поток балкаро-карачаевского переселения, судя по письменным источникам, падает на 80-е гг. XIX - начало XX в. Именно этот период чаще всего называли и информаторы во время зарубежной экспе-диции. Точных данных о количестве переселенцев нет. Имеются лишь отрывочные сведения. Так, в посемей-ном списке жителей Чегемского общества, составлен-ном 14 мая 1890 г., желающих переселиться на посто-янное жительство в Турцию значится 88 семейств. Согласно списку, число душ обоего пола достигает 724 чел. В 1900-1902 гг. в Турцию выселился 171 бал-карец, а в 1905 г.- еще 13 балкарских семей. Конеч-но же, это неполные цифры, но достоверно известно, что больше эмигрировало карачаевцев: в 1887-1894 гг. и в 1906 г. число ушедших составило 15 756 чел. Среди них были выходцы из Мары и Теберды - 700 семей из сел. Дуут и Жазлык - 500 семей и т. д. Среди мухаджиров значатся представители фамилий: Газаевых, Энеевых, Гемуевых, Созаевых, Жабеловых, Тохаевых, Гогуевых, Салпагаривых, Батчаевых, Аппаевых, Кипкеевых, Текеевых, Байрамуковых, Хачировых, Кочкаровых, Абаевых, Абайхановых, Барасбиевых, Шакмановых, Теппеевых, Доттуевых, Малкондуевых и др.
В настоящее время в состав немногочисленной карачаево-балкарской диаспоры в Сирии входят пред-ставители 40 фамилий, ушедших с Кавказа. В Турции их во много раз больше. В связи с уходом части насе-ления разрывались старинные карачаевские и балкар-ские фамилии (тукумы), ослабевали наследственные и семейные узы. Целостность родственных структур обес-печивала незыблемость этнического менталитета, общ-ность и общинность умонастроений. Крушение системы единого организма в замкнутых географических условиях Карачая и Балкарии подточило основы мо-рально-нравственного регулирования общественной и семейной жизни, где были взаимоответственны кол-лектив и каждый его член. Те же, кто оказывались на чужбине, испытали вскоре психологическое потрясе-ние вызванное тоской по родине и разрывом привычных связей. Это состояние нашло свое отражение в фольклоре балкарцев и карачаевцев. Для мухаджиров, покинувших родину в поисках рая под чужим небом, потери и лишения, безусловно, были глубже и печаль-нее, чем у их сородичей, оставшихся под сенью род-ных гор.
Местом сбора отъезжающих мухаджиров были Новороссийск и Симферополь. Сюда добирались со скарбом на арбах. От русских портовых городов их доставляли до Стамбула. Из Стамбула всех, кто прибы-вал с Северного Кавказа, расселяли по другим райо-нам Османской империи. Часть переселенцев-балкар-цев и карачаевцев османские власти переправили в Сирию. В первые годы мухаджирства турецкие власти, до-ставив переселенцев в определенный регион, предоставляли иммигрантам выбор места для поселения. Последние старались осваивать места, напоминающие своими природными условиями и климатом Кавказ. Рельеф карачаево-балкрских сел, особенно в Турции, гористый, со следами когда-то обильной растительнос-ти и источниками воды. В числе таких сел можно назвать Белпынар, Язылыкая, Килиса, Доглат, Башюк и др. Во внешнем облике сел и старых построек обнару-живаются аналогии с дореволюционными кавказскими аулами и саклями, так как первопоселенцы повторяли старую планировку и использовали строительные на-выки, приобретенные на исторической родине. Род-ственники, как бывало на родине, селились по сосед-ству. Во время экспедиции в турецкие селения с компактным проживанием карачаевцев и балкарцев нам показывали фамильные кварталы (тийре) Боташевых - в сел. Язылыкая, Кипкеевых - в сел. Башюк, Доттуевых - в сел. Доглат и т. д. По прибытии мухаджиров существенную помощь в строительстве жилищ оказы-вало турецкое правительство. До сих пор сохранились некоторые постройки так называемых султанских до-мов, где жили горцы с Кавказа. О содействии властей обустройству кавказских мухаджиров есть свидетельства и в научной литерату-ре. "Черкесы (черкесами называли всех выходцев из Кавказа - М. К.) и их семьи, прибывшие в Сирию, были временно размещены в некоторых мечетях и медресе. В Дамаске была учреждена постоянная комиссия, на обязанности коей лежало ведение эмигрантского дела".
В 40 км от Дамаска первыми мухаджирами ис-ключительно карачаевского и балкарского происхож-дения было образовано сел. Блей. Две улицы селения носили названия Холам и Безенги. Отдельные се-мьи обосновались в сел. Мардж-Султан и Киссуа. Однако переселенцы не нашли здесь ожидаемого благоденствия. Основная масса столкнулась со всевоз-можными проблемами. Например, трудности для ди-аспоры в Сирии усугублялись языковыми проблема-ми, а также враждебным отношением бедуинов, кото-рые постоянно совершали набеги на сел. Блей, что в Сирии. Охрану селения осуществляло все взрослое мужское население. По свидетельству информаторов, были раненые и даже погибшие в стычках с бедуина-ми.
Оторванные от исторической родины и оказавшись на чужбине, первое поколение мухаджиров испытыва-ло ностальгию по родным местам и близким, лелеяло надежду вернуться на историческую родину. Кстати, кое-кому удалось возвратиться накануне революции. Некоторые балкарцы до революции ездили в Турцию, чтобы повидать своих близких, покинувших родные места. Идеологическая доктрина правительства СССР, от-ношения с Турцией и странами Ближнего Востока прервали на долгие десятилетия всякую связь кавказ-ской диаспоры с исторической родиной. Впервые за много лет наиболее полные и достоверные известия о сородичах на Кавказе карачаевцы и балкарцы полу-чили от ученого Махмуда Дудова, который попал в Тур-цию после Второй мировой войны. Переселение в новые природно-климатические и этнокультурные реалии, несомненно, изменило весь комплекс жизнеобеспечения, сложившийся на Кавка-зе, несмотря на то, что балкарцы и карачаевцы стара-лись обживать гористую местность (в данном случае речь идет в основном о расселении в Турции), близ-кую к природным условиям Кавказа. Однако там нет альпийских лугов, и это отразилось на традиционном отгонном скотоводстве, в первую очередь, на овцевод-стве, служившем основой экономики этноса. Преобла-дающим занятием стали земледелие и разведение крупного рогатого скота. Включившись в новую регио-нальную экономическую систему, диаспора использо-вала и некоторые формы ведения хозяйства на Кавка-зе. Были возрождены кошевые объединения по уходу за крупным рогатым скотом. Переработка продуктов скотоводства и земледелия происходила привычными издавна способами. Таким образом, эволюция системы жизнеобеспечения пришло-го населения проходила под действием регионально-го типа хозяйственной деятельности с использовани-ем некоторых традиционных форм хозяйства. И вслед-ствие того, что ко времени иммиграции кавказских горцев Турция и Сирия оставались аграрными страна-ми, развитие культуры жизнеобеспечения диаспоры проходило в целом органично. Процесс адаптации бытовой культуры к новым условиям шел медленнее, чем изменения в материальной культуре.Материальная культура, как наиболее изменчивый компонент культуры, быстрее и легче подвергалась модернизации. В наши дни предметы национальной одежды в гардеробе ушедших с Кавказа являются ис-ключительной редкостью. В некоторых семьях их хра-нят как реликвии. Рядом с ними можно увидеть ком-плекты традиционного костюма, но уже попавшего к владельцу от сородичей в качестве подарка в после-дние годы. Национальный костюм, как и другие вещи с кавказской символикой, являются ценными подар-ками, атрибутикой гостеприимства, что свидетельству-ет о пробуждении этнической памяти.В отдельных домах сохраняются предметы утвари из дерева и меди, золотые и серебряные украшения, выполненные на Кавказе и принадлежавшие когда-то дедам и прадедам. Но они не играют функциональ-ной роли, а превратились в реликвии почти исчезнувшей там материальной культуры Кавказа. В среде карачаево-балкарской диаспоры как в Турции, так и в Сирии, распространены общеизвестные и общедоступные для жителей этих стран предметы обихода. Если говорить о заимствованиях в одежде, то сле-дует упомянуть о женском головном уборе - белом платке, повязанном так, чтобы прикрывать волосы и шею, оставляя открытым лицо. Его носят замужние женщины всех возрастов. В последние годы в городах и селениях Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черке-сии можно увидеть женщин и студенток духовных учебных учреждений, повязывающих платок на такой же манер, что связано с возрождением ислама. В селах, там, где живут балкарцы и карачаевцы, женщины появляются в длинных турецких шароварах, надетых под платьем. В целом же преобладает современная европейская одежда.
В интерьере дома выделить что-то, напоминающее традиционно кавказское, трудно. Здесь превалирует восточный колорит: гостиная с мягкой мебелью, ков-ры, столь распространенные на Кавказе, не украшают стены и не входят как обязательный элемент в прида-ное. В качестве облицовочного материала, особенно в Сирии, применяется мрамор. Его теплоизоляционные свойства исключают потребность в коврах. Это при-мер того, что сохранение любого компонента матери-альной культуры зависит не только от вкуса, этничес-кого и эстетического пристрастия, но и от географи-ческой, экологической обстановки.
Сложно и своеобразно происходит развитие культурно-бытовых традиций в карачаево-балкарской ди-аспоре. Первое время иммигранты не смешивались с местным населением, особенно это касается сирийских балкарцев и карачаевцев. Они старались держаться особняком и строго соблюдали свои обычаи и тради-ции. Первые поколения мухаджиров оставались при-верженцами кавказского этикета, традиций, одеж-ды, пищи и т. д. Они давали родившимся детям кара-чаево-балкарские имена. Те информаторы, кому сейчас 60-70 лет, застали еще Советы старейшин, колорит-ных мужчин, восседающих на ныгышах (Ηыгыш - место, где обычно собираются мужчины села для отдыха и беседы, а также обсуждения общеквартальных или общесельских проблем, - типичная деталь карачаево-балкарского традиционного быта), а также ста-риков и старух, облаченных в кавказскую одежду. Стар-шие внушали молодежи кодекс правил горского эти-кета (тay адет), который старались соблюдать. Внутрисемейные отношения складывались в соответ-ствии с кавказскими традициями. Функции членов семьи распределялись с учетом пола и возраста. Правда, половозрастная сегрегация не изжила себя до сих пор. В сельской местности она проявляется более отчетли-во, так как здесь еще сохраняются сложные семьи, со-стоящие из трех поколений.С уходом из жизни старшего поколения пересе-ленцев традиции кавказской культуры стали сдавать свои позиции и на селе, за исключением отдельных обрядов и форм внутрисемейных отношений. Напри-мер, в сел. Блей (Сирия) мы общались с женщинами отдельно от мужчин в изолированных комнатах (в жилом комплексе Энеевых имелось помещение типа кунацкой), а в сел. Доглат (Турция) женщины избега-ли встречи с гостями. Безусловно, эти эпизоды харак-теризуют архаику сохранившихся кавказских тради-ций, отягощенных исламскими предписаниями отно-сительно замкнутости образа жизни женщин.
В семьях диаспоры отец - глава семьи, мать - хо-зяйка в доме. Отец и сыновья обеспечивают семью материально. Женщины редко заняты на работе вне семьи. В их обязанности входит воспитание детей и поддержание порядка и уюта в доме. Женщины выс-тупают исполнителями обрядов детского цикла, подоб-ных тем, что и на Кавказе, описанных нами в преды-дущих главах. К ним относятся, например, укладыва-ние младенца в люльку (бешикге салыу), осыпание ребенка вареными зернами кукурузы при появлении зубов (тиш жырна), первая стрижка волос (чач алыу), первый шаг (биринчи атлагъан) и др. Девушки - большие мастерицы в рукоделии. Вы-шитые ими салфетки, наволочки, простыни входят в состав приданого. Карачаевки и балкарки КБР и КЧР не увлекаются подобным ремеслом, что было привыч-ным делом их бабушек и прабабушек. Домашнее ру-коделие - древнее и распространенное занятие жен-щин. Эстетические и художественные вкусы балка-рок и карачаевок воплощались в шитье золотом и серебром. Предметам с вышивкой, кроме практиче-ского и художественного, придавалось большое культо-вое значение. В вышивках и орнаменте воплощались древние пласты религиозного мышления. С постепен-ным свертыванием занятий рукоделием здешние женщины забыли семантику и художественное мас-терство. Женщины диаспоры пользуются новой тех-никой вышивания, не задумываются о семантике на-ционального орнамента. Однако здесь живет тради-ция женского рукоделия, передаваясь из поколения в поколение. Как и на Кавказе, распространена тради-ция вязания шерстяных вещей, но разница в том, что в среде диаспоры, как правило, их включают в состав подарков стороне жениха. Приданое и порядок ком-плектования его самими девушками - атрибутика тра-диционных обычаев, сохранившихся у диаспоры.
Повседневное присутствие хозяйки у семейного очага, высокий и непререкаемый авторитет главы се-мьи создают особый климат в домашней атмосфере. Спокойный тон в обращении родителей с детьми мы наблюдали постоянно во время экспедиций. В семье царят спокойные, доброжелательные отношения ее членов друг к другу. Без особой надобности при при-еме гостей женщины не обслуживают мужской стол, а совместная трапеза мужчин и женщин даже в домах интеллигенции - событие довольно редкое. После за-вершения мужчинами застолья в отдельном помеще-нии угощаются женщины и дети - как приглашен-ные, так и домочадцы. Стандарт поведения в отноше-нии женщин включает элементы кавказских и восточных традиций. Почтительное отношение к женщине, особенно к старшей и к матери, легко заметить во многих ситуа-циях, в том числе и в ритуалах приветствия. Поклон и легкое прикосновение с поцелуем к руке женщины - жест из турецкого этикета, знак особой признательно-сти и вежливости. Почти все употребляют турецкую словесную формулу приветствия и прощания, напри-мер: "Гюн айдын!" (Добрый день!), "Тюн айдын" добрый вечер!)
Представители сирийской диаспоры при-ветствуют друг друга, подобно арабам - приложением щеки и трехкратным поцелуем непременно в обе щеки. Мужчины обмениваются речевой формулой "Мархаба" (Здравствуй).Традиционно-этнические элементы довольно устой-чиво сохраняются в свадебной обрядности. Свадьба включает много инноваций, но заметно функциониро-вание и комплекса обрядов, аналогичных старинным карачаевским и балкарским обрядам. Это - сватов-ство (келечи), калым, приданое (берене); пассивная роль на собственной свадьбе жениха и невесты; избегание ими будущих родственников; табу в период свадеб-ных торжеств на вербальное общение невесты с род-ственниками жениха (тил тутхан), ритуальное противоборство стороны жениха и невесты в момент вы-езда и движения свадебного кортежа, свадебная "Орайда", оформление свадебного поезда ритуальны-ми флагами (байракъ), открывание лица невесты (баш ау алгъан); платок-покрывало снимает старшая жен-щина, а не юноша, как принято здесь по обычаю; дарообмен (сый салыу), а также то, что жених первые дни свадьбы пребывает в отдельном доме (болуш юй). Общепринято сопровождение свадебного торжества национальными танцами (танцует только молодежь), замужние женщины и пожилые люди присутствуют как зрители. Руководит танцами обязательный персо-наж - той башчы. Подобный персонаж на торжествах раньше был престижным и обязательным, но сейчас у здешних карачаевцев и балкарцев его функции не-сколько стерты. У наших земляков за рубежом роль распорядителя танцев важна и четко расписана. На-циональные танцы бытуют и как вид досуга молоде-жи. В хореографии нашей республики богаче пред-ставлены танцы в репертуаре профессиональных ан-самблей. На танцах у зарубежных карачаевцев и балкарцев между девушками и юношами происходят импровизированные соревнования в шутках (лакъырда). Высоко ценится хороший, пристойный юмор.
В обществе строго оберегают, как и в старину, честь и достоинство девушек. Юноша и девушка, если и вы-казывают друг другу симпатии, не особо демонстриру-ют это при людях. Вообще отношения среди молоде-жи безупречно тактичные и уважительные. Молодой человек по отношению к девушке обязан вести себя подобающим образом, не нарушая традиционного этикета. Свадебный стол, как и прием гостей, проходит без употребления алкогольных напитков. В диаспоре за-быты технологии изготовления национальных хмель-ных напитков (боза, сыра). Не всегда и не везде гото-вят традиционные кавказские кушанья. Скорее, их подают гостям, прибывшим с родины, словно стремясь показать, что технология и ассортимент блюд не забы-ты. На свадебном столе чаще всего можно отведать мясо, плов, суп, сладкую воду. Застолье в диаспоре не отягощено соблюдением ритуалов и этикета, как на Кавказе. Здесь людей просто угощают, не выбирая та-мады, не произнося помпезных тостов. Благословение и благопожелание, как правило, произносит эфенди в момент привода невесты в дом жениха и отъезда сва-дебного кортежа со двора родителей невесты. Собрав-шиеся по поводу свадьбы от мала до велика слушают молитву и благопожелания эфенди и повторяют реф-реном: "Аминь". Из-за отсутствия тамады, его тради-ционных тостов (алгъыш), придающих своеобразный колорит событию, несколько затушевывается торже-ственность трапезы и ритуальный момент свадьбы.
В целом, как нам кажется, в диаспоре весьма бережно относятся к традиционным танцам, в то время как на свадьбах редко выступают певцы с репертуаром ста-ринных народных песен. В последнее время в среде диаспоры при заключе-нии браков стали нарушаться принципы экзогамии. Это явление не следствие влияния турок, среди кото-рых кросскузенные браки (браки между двоюродны-ми братьями и сестрами) - обычное явление. Наруше-ние экзогамии, по нашему мнению, вызвано ограни-ченностью брачного круга и является способом избегания межэтнических браков, которые ведут, как известно, к ассимиляции. Брачные запреты ограничиваются кругом близких родственников по отцовской и материнской линии. Этот ряд - единоутробные бра-тья, сестры, тети, дяди, двоюродные братья, двоюродные сестры. Такая степень родства и признается, и почи-тается. В обращении друг к другу в Турции, да и в Сирии пользуются турецкими терминами родства: к отцу обращаются "Баба", к матери - "Анне", к дедуш-ке - "Деде", к бабушке "Нине", к брату со стороны матери - "Тезе", со стороны отца - "Амжа" и т. д. Термины возрастных групп, как и родства, диаспорой заимствованы у турок: взрослые (бююклер), младшие (чежеклер) и т. д.
Разводы у наших сородичей за рубежом крайне редки, поскольку общественное мнение осуждает их. Да и найти брачного партнера вторично, особенно из собственного этнического окружения, довольно труд-но. Желательными все еще остаются мононациональ-ные семьи. При выборе брачного партнера вне своей этнической среды предпочтение отдается представи-телям любой группы кавказской диаспоры. Домови-тость карачаевок и балкарок создает им репутацию желанных невест.
Дружественное расположение друг к другу и единение кавказской диаспоры - один из мощных факторов сохранения каждой национальной диаспорой как своего этнического, так и кавказского менталитета. В последнее время увеличивается коли-чество браков между представителями карачаево-бал-карской диаспоры с турками и арабами. Чаще мужчины-кавказцы женятся на турчанках и арабках, в то же время случаи, когда девушки выходят замуж за турок и арабов, весьма редки. Объективно смешанные браки ведут к деэтнизации карачаево-балкарской диаспоры, как, впрочем, и у других групп.
Похоронные и поминальные обряды в городах и сельских населенных пунктах карачаево-балкарская диаспора исполнят строго по шариату, при обязатель-ном присутствии эфенди. По возможности стараются хоронить умершего на кладбище села, откуда он ро-дом. Как любой верующий мусульманин, представи-тель диаспоры выверяет поступки и деяния постула-тами ислама, склонен совершать богоугодные дела в повседневной жизни. Намаз, уразу соблюдают почти все взрослые, начиная с совершеннолетнего возраста. По мнению наших собеседников из числа представи-телей диаспоры, поминальными расходами после смерти не искупить грехов, и поэтому они отвергают разори-тельные для семьи траты, подобные широко практи-кующим у нас в КБР и КЧР. Поминальные пожертво-вания у наших зарубежных сородичей идут на пользу бедных и мечети. К благодеянию (сууаб) относится и чтение Корана, специально посвященное умершему, что-бы ему зачлись добрые дела, сотворенные при жизни, и были отпущены Всевышним грехи. Таков, по их мнению, добродетельный долг живых перед покойным. Сами похороны бывают многолюдными: съезжаются родственники, друзья, знакомые. В траурные дни родственники и соседи отменяют увеселительные мероприятия. Соболезнующий горю независимо от возраста и служебных регалий подхо-дит к скорбящему со словами сочувствия. Сочувствие горю выражается еще и активным участием в делах, связанных с организацией похорон. Основную заботу на похоронах берут на себя близкие родственники. Но каждое действие они соотносят с желаниями членов семьи покойного и правилами шариата. Показное рве-ние и суета не характерны для похоронных обрядов. Предупредительное отношение к семье умершего в период траура напоминает кавказскую жизнь. Это мож-но объяснить не предписаниями религии, а сохране-нием национальных этических норм и этикетных штрихов в бытовой культуре карачаево-балкарской диаспоры.
Универсальные традиции взаимопомощи, гостепри-имства, трудолюбия, миролюбия широко функциони-руют и обладают "признаками" некоей особости. На-пример, если в какой-либо семье происходит важное событие, скажем, свадьба, прием далекого гостя, соби-раются не только соседи, но присутствуют земляки из других городов и сел, которые оповещаются специаль-но. Однако, по признанию самих информаторов, посте-пенно стираются былые родственные и общинные от-ношения, которые скрепляли единство первых поко-лений. Нет культа кланового сознания. Исконными фамилиями пользуются лишь в общении между собой, да и то не всегда. Некоторые молодые люди и люди среднего возраста затруднялись назвать свою искон-ную фамилию. Это, видимо, объясняется еще и тем, что в официальной документации распространены турец-кие и арабские фамилии, образованные от имени деда и прадеда. Да и детям дают имена большей частью турецкие и арабские, преимущественно мусульманские. Диаспора все больше придерживается этого правила.
Кавказскому менталитету всегда было присуще знание своей родословной. В обязанности старших по возрасту родственников входило ознакомление млад-ших с генеалогией их рода до седьмого - девятого колен. Диаспорой же подобная традиция в целом ут-рачена. Лишь редкие семьи вспоминали фамильные легенды, услышанные от старшего поколения, что свидетельствует об ослаблении трансмиссии традицион-ной кавказской культуры. Это касается и языка - если одни родным языком владеют хорошо, другие - с тру-дом. Национальный колорит проявляется в коллек-тивном празднике пирога с мясом (Эт хичин той), который проводится ежегодно в базовом сел. Башюк, куда съезжаются представители диаспор и из других мест. Праздник устраивается на второй день после Курман-байрама. На этом празднике основным блю-дом является традиционный пирог с мясом. К этому случаю готовят и другие традиционно кавказские ку-шанья. Молодежь демонстрирует знание национальных танцев. В этот день обмениваются сведениями о поло-жении дел в населенных пунктах, выявляются семьи, нуждающиеся в материальной поддержке. Повторяе-мость праздника превратила его в устойчивый повод для встреч и общения. Сбор значительного количества участников в одном месте, общий эмоциональный на-строй создает атмосферу единения и сплочения карачаево-балкарской диаспоры.
В последние годы представители диаспоры полу-чили возможность посещать историческую родину. Туристический и культурный сервис, приглашения и участие в фестивалях (Первый фестиваль карачаево-балкарского народа прохо-дил в сентябре 1994 г. в г. Нальчике), обмен студентами светских и духовных учебных заведений и т. д. заполнили пре-жний информационный вакуум. Эти формы взаимо-действия активизировали интерес диаспоры к истори-ческим корням, к родному языку, к современной этни-ческой культуре. Кроме того, появляется возможность сравнения типов поведения, духовных и эстетических ориентиров двух частей этноса. Это открывает возмож-ность выявить и усвоить то положительное, что имеет-ся у обеих частей этноса, сделать это общим достояни-ем, и неприемлемое - критически осмыслить. Напри-мер, употребление спиртных напитков здешними сородичами осуждается диаспорой, как порок. У зару-бежных соотечественников было бы неплохо перенять и отношение к женщине как хозяйке дома, которая у них освобождена от тяжелой физической нагрузки, добывания средств к существованию семьи. Надо от-метить, что подобная забота возложена на большин-ство здешних матерей и жен. Думается, что стержнем этнической идентифика-ции наряду с традиционными социальными институ-тами - традициями и обычаями - является и ислам, возрождающийся в республиках Северного Кавказа. Не секрет, что атеизм советского периода создавал определенный диссонанс в нравственных и культурных ориентирах балкарцев и карачаевцев, живущих на ис-торической родине, и тех, кто жил за ее рубежами.
В Турции и странах Ближнего Востока кавказская диаспора входит в число граждан страны. Граждан-ский статус представителей диаспоры предполагает право на образование и профессию. Турки и арабы относятся лояльно и терпимо к проявлению свое-образия атрибутов кавказской соционормативной куль-туры в локусе конкретной этнографической группы. Однако нет заинтересованных государственных струк-тур в поддержке и развитии специфических форм культуры национальных меньшинств. Такое положе-ние наряду с географическим и территориальным рас-средоточением выходцев с Кавказа практически сво-дит на нет перспективу полнокровного развития всех систем традиционной кавказской культуры, в том числе языков. Несмотря на отсутствие в названных странах дискриминации кавказских диаспор по этни-ческому признаку, нельзя отрицать того факта, что тен-денция развития их в целом объективно тяготеет к интеграции с титульными народами и к ассимиляции независимо от численности той или иной кавказской группы. Более того, относительно многочисленные группы, на наш взгляд, выглядят несколько индиффе-рентными к своим национальным особенностям.
Из всего вышеизложенного можно сделать следу-ющие выводы:
1. Развитие Карачая и Балкарии, истоки истории которых уходят в глубину столетий, изменило свое направление, когда Северный Кавказ в силу объектив-ных условий оказался под эгидой царского самодер-жавия. XIX в. стал узловым моментом определения карачаевцев и балкарцев в составе Российской держа-вы.
2. Кавказская война и ее последствия, и в еще большей степени - пореформенные преобразования экономического, политического, социального, администра-тивного порядка, породили причины переселенческого движения - мухаджирство. Оформление мухаджирства приобрело религиозную окраску.
3. Карачаево-балкарское мухаджирство не было массовым. Однако его негативные последствия оче-видны. Это - неминуемый демографический дисбаланс в Карачае и Балкарии как результат исхода части на-селения, а также раскол общества, что само по себе было трагедией для этноса.
Тяжелым испытанием через полвека после мухад-жирства явилась для всего карачаево-балкарского на-рода депортация в Центральную Азию, которая грози-ла исчезновением этноса, если бы не произошло ис-правления ошибок советского тоталитарного режима. Анализ реалий настоящего и будущего диаспоры ближ-него зарубежья, думается, еще только предстоит осуществить. Для представителей диаспоры дальнего зарубежья Турция, Сирия и другие страны стали второй роди-ной. Они входят в ритм и стиль жизни в этих странах, вносят свою лепту в их развитие, стали истинными патриотами этих стран. Вследствие этого интеграция в культуру коренных народов стран проживания не-избежна. Она продиктована совокупностью социальных, политических и экономических условий: работой, об-разованием, обучением детей в школах, рычагами рас-пространения урбанизированного образа жизни и куль-туры, государственным языком. Этнические символы отступают на второй план и приобретают камерную роль в узкой этнической среде. Национальный коло-рит, как сказано выше, сохраняется в какой-то степе-ни в бытовой культуре, проявляется в родственной и этнической солидарности. Сохранению подобных ком-понентов национальной культуры способствуют кол-лективные праздники типа Праздник пирога с мясом (Эт хичин той), общественные организации - Дернеги (турец. дернеги - общество).
На сегодняшний день диаспора, сосредоточенная в дальнем зарубежье, особенно в Турции, чувствует себя комфортно и уверенно. Устоявшаяся модель жизни соответствует нравственным и этическим устремле-ниям диаспоры.Это подтверждает и тот факт, что за те годы, когда возвращение на историческую родину стало возмож-ным, вернулись лишь единицы. Другая часть народа занята обустройством исторической родины, исходя из объективных условий среды обитания и политической жизни. Историческая память для тех и других - им-мунитет в выживании народа как этноса.
Карачаево-балкарская диаспора осознает себя час-тью единого народа, корни которого уходят в кавказ-скую древность. Историческая родина является опо-рой для ее морального духа. Интерес к ней неистре-бим, покуда будут существовать загадка генетического кода и зов земли, где зачинался народ. По утвержде-нию С. А. Арутюнова, науке "известен лишь один на-дежный критерий для любых этнических общностей - самосознание через самоосознание, проявляющееся в самоназвании". Указанные факторы пока действу-ют у зарубежной карачаево-балкарской диаспоры. Но вместе с тем там идет и процесс деэтнизации.
(М. Ч. Кучмезова, Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность, Нальчик, изд. "Эль-Фа", 2003)
Комментариев нет