
Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа
Генриетта Хить,
советский и российский антрополог, доктор исторических наук
Предыдущая попытка обобщения кавказских дерматоглифических материалов базировалась на изучении 54 мужских и 53 женских групп. Было выяснено, что население Кавказа, в целом, составляет переход от южных (переднеазиатских) европеоидов к северным (европейским), будучи при этом ближе к первым (Хить, 1983). В связи со значительным увеличением новых, в том числе, неопубликованных, материалов, собранных автором за последние десятилетия, возникла необходимость анализа данных в полном объеме.
Анализируются данные, охватывающие 84 локальные выборки, относящиеся к 51 этнической группе (около 10 тыс. мужчин). Исследованы практически все этносы и субэтносы Кавказа, за исключением шахдагцев и части дагестанских народов. Использованы два независимых метода многомерного анализа (межгрупповой шкалы и главных компонент). Основные результаты сводятся к следующему:
Признаки дерматоглифики широко варьируют в населении региона, не образуя локальных скоплений сходных частот и комплексов, за исключением Северного Кавказа. При отсутствии ощутимых следов инорасовой (например, монголоидной) примеси речь идет о дифференциации массива европеоидных по признакам дерматоглифики популяций в соответствии с вектором Север-Юг.
Население Кавказа неоднородно как на уровне этносов, так и, особенно, на уровне популяций. Этносы и субэтносы, представляя собой различные модификации среднекавказского типа, и, порой, сильно различаясь по доле южноевропеоидного компонента, по результатам многомерного анализа образуют несколько скоплений (кластеров).
В самый крупный по объему кластер входят подавляющее большинство абхазо-адыгов, все тюрки (кроме ногайцев), все картвельские группы (кроме хевсур, пшавов, месхов, джавахов и лазов), а также армяне и талыши.
Во второй кластер включаются нахские народы, осетины, ряд дагестанских групп (аварцы, андийцы, лакцы, рутульцы, и удины) и месхи.
Третий кластер охватывает две адыгские группы (шапсугов и бжедугов) и три южнодагестанские (даргинцев, лезгин и агулов), курдов-езидов, горских евреев, а также джавахов.
Четвертый, самый малочисленный кластер, включает табасаранцев, цахур, пшавов и хевсур.
Различия между кластерами сводятся к возрастанию южноевропеоидного компонента, в направлении от первого и второго к четвертому кластеру. Изолированное положение в этой картине занимают ассирийцы, лазы и ногайцы.
На индивидуальном уровне наиболее тесное сходство, определяемое минимальным дерматоглифическим расстоянием, проявляют следующие народы (в порядке возрастания различий):
Абхазы: кабардинцы, абазины, черкесы, осетины, адыгейцы, балкарцы, чеченцы.
Адыгейцы: кабардинцы, абазины, карачаевцы, азербайджанцы, абхазы, черкесы.
Абазины: балкарцы, абхазы, кабардинцы, карачаевцы, адыгейцы, черкесы.
Черкесы: абхазы, осетины, кабардинцы, абазины, чеченцы, балкарцы, адыгейцы.
Карачаевцы: балкарцы, азербайджанцы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, абхазы, армяне.
Балкарцы: карачаевцы, абазины, азербайджанцы, кабардинцы, армяне, абхазы, черкесы, осетины.
Ингуши: балкарцы, карачаевцы, чеченцы.
Чеченцы: осетины, черкесы, армяне, кабардинцы, абхазы.
Азербайджанцы: карачаевцы, балкарцы, абазины, армяне, адыгейцы, кабардинцы.
Армяне: осетины, балкарцы, чеченцы, кабардинцы, абазины, азербайджанцы.
В масштабе языковых семей наиболее однородны абхазо-адыги, с которыми в этом смысле сходны тюрки. Более гетерогенны иранские и нахские народы. Максимально разнородны дагестанские и, особенно, картвельские группы.
Попытка сопоставить результаты многомерного анализа данных расовой соматологии (по М.Г. Абдушелишвили) и дерматоглифики выявила наличие устойчивого адыгского кластера (адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абазины). По данным дерматоглифики, сюда входят и абхазы, в то время как в соматологическом отношении абхазы вместе с армянами образуют отдельный кластер. Кроме того, тюрки Кавказа (азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы) по дерматоглифике образуют отдельный гомогенный кластер, сливающийся с адыгским. Однако, по признакам соматологии, тесно сходные карачаевцы и балкарцы объединяются с осетинами, чеченцами и ингушами, а азербайджанцы вообще дерматоглифически изолированы во всей системе кавказских народов.
Таким образом, обе системы признаков, помимо существенных моментов совпадения группировок, обнаруживают и серьезные расхождения, что может быть вызвано различными причинами, в т.ч. методического свойства. На популяционном уровне кавказские выборки, как уже говорилось, характеризуются чрезвычайной гетерогенностью, резко выделяясь на фоне остальных регионов Северной Евразии. Картина дифференциации популяций, в целом, сходна с этнической. При этом группы, принадлежащие к разным вариантам, в основном, не образуют компактных скоплений, распределяясь дисперсно. Это свидетельствует о сложности исторических и, как следствие, расогенетических процессов на Кавказе, приведшей к мозаичному распределению сходства популяций в регионе.
(nasledie.org)
Комментариев нет