Расширенный поиск
7 Декабря  2022 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.

Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа

15.04.2011 0 3098

Генриетта Хить,
советский и российский антрополог, доктор исторических наук

Предыдущая попытка обобщения кавказских дерматоглифических материалов базировалась на изучении 54 мужских и 53 женских групп. Было выяснено, что население Кавказа, в целом, составляет переход от южных (переднеазиатских) европеоидов к северным (европейским), будучи при этом ближе к первым (Хить, 1983). В связи со значительным увеличением новых, в том числе, неопубликованных, материалов, собранных автором за последние десятилетия, возникла необходимость анализа данных в полном объеме.

Анализируются данные, охватывающие 84 локальные выборки, относящиеся к 51 этнической группе (около 10 тыс. мужчин). Исследованы практически все этносы и субэтносы Кавказа, за исключением шахдагцев и части дагестанских народов. Использованы два независимых метода многомерного анализа (межгрупповой шкалы и главных компонент). Основные результаты сводятся к следующему: 

Признаки дерматоглифики широко варьируют в населении региона, не образуя локальных скоплений сходных частот и комплексов, за исключением Северного Кавказа. При отсутствии ощутимых следов инорасовой (например, монголоидной) примеси речь идет о дифференциации массива европеоидных по признакам дерматоглифики популяций в соответствии с вектором Север-Юг.

Население Кавказа неоднородно как на уровне этносов, так и, особенно, на уровне популяций. Этносы и субэтносы, представляя собой различные модификации среднекавказского типа, и, порой, сильно различаясь по доле южноевропеоидного компонента, по результатам многомерного анализа образуют несколько скоплений (кластеров).

В самый крупный по объему кластер входят подавляющее большинство абхазо-адыгов, все тюрки (кроме ногайцев), все картвельские группы (кроме хевсур, пшавов, месхов, джавахов и лазов), а также армяне и талыши.

Во второй кластер включаются нахские народы, осетины, ряд дагестанских групп (аварцы, андийцы, лакцы, рутульцы, и удины) и месхи.

Третий кластер охватывает две адыгские группы (шапсугов и бжедугов) и три южнодагестанские (даргинцев, лезгин и агулов), курдов-езидов, горских евреев, а также джавахов.

Четвертый, самый малочисленный кластер, включает табасаранцев, цахур, пшавов и хевсур.

Различия между кластерами сводятся к возрастанию южноевропеоидного компонента, в направлении от первого и второго к четвертому кластеру. Изолированное положение в этой картине занимают ассирийцы, лазы и ногайцы.

На индивидуальном уровне наиболее тесное сходство, определяемое минимальным дерматоглифическим расстоянием, проявляют следующие народы (в порядке возрастания различий):
Абхазы: кабардинцы, абазины, черкесы, осетины, адыгейцы, балкарцы, чеченцы.
Адыгейцы: кабардинцы, абазины, карачаевцы, азербайджанцы, абхазы, черкесы.
Абазины: балкарцы, абхазы, кабардинцы, карачаевцы, адыгейцы, черкесы.
Черкесы: абхазы, осетины, кабардинцы, абазины, чеченцы, балкарцы, адыгейцы.
Карачаевцы: балкарцы, азербайджанцы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, абхазы, армяне.
Балкарцы: карачаевцы, абазины, азербайджанцы, кабардинцы, армяне, абхазы, черкесы, осетины.
Ингуши: балкарцы, карачаевцы, чеченцы.
Чеченцы: осетины, черкесы, армяне, кабардинцы, абхазы.
Азербайджанцы: карачаевцы, балкарцы, абазины, армяне, адыгейцы, кабардинцы.
Армяне: осетины, балкарцы, чеченцы, кабардинцы, абазины, азербайджанцы. 

В масштабе языковых семей наиболее однородны абхазо-адыги, с которыми в этом смысле сходны тюрки. Более гетерогенны иранские и нахские народы. Максимально разнородны дагестанские и, особенно, картвельские группы.

Попытка сопоставить результаты многомерного анализа данных расовой соматологии (по М.Г. Абдушелишвили) и дерматоглифики выявила наличие устойчивого адыгского кластера (адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абазины). По данным дерматоглифики, сюда входят и абхазы, в то время как в соматологическом отношении абхазы вместе с армянами образуют отдельный кластер. Кроме того, тюрки Кавказа (азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы) по дерматоглифике образуют отдельный гомогенный кластер, сливающийся с адыгским. Однако, по признакам соматологии, тесно сходные карачаевцы и балкарцы объединяются с осетинами, чеченцами и ингушами, а азербайджанцы вообще дерматоглифически изолированы во всей системе кавказских народов.

Таким образом, обе системы признаков, помимо существенных моментов совпадения группировок, обнаруживают и серьезные расхождения, что может быть вызвано различными причинами, в т.ч. методического свойства. На популяционном уровне кавказские выборки, как уже говорилось, характеризуются чрезвычайной гетерогенностью, резко выделяясь на фоне остальных регионов Северной Евразии. Картина дифференциации популяций, в целом, сходна с этнической. При этом группы, принадлежащие к разным вариантам, в основном, не образуют компактных скоплений, распределяясь дисперсно. Это свидетельствует о сложности исторических и, как следствие, расогенетических процессов на Кавказе, приведшей к мозаичному распределению сходства популяций в регионе.

(nasledie.org)

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет