Расширенный поиск
24 Июня  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Эл ауузу – элия.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.

Свидетель любви

13.04.2011 0 1398

Жаухар Аппаева,
искусствовед

Кто бывал в верховьях Чегемского ущелья Кабардино-Балкарии, не мог не обратить внимание на памятник архитектуры начала XVII века - Балкарук-кала. По прданию балкарцев, она была возведена по распоряжению одного из горских князей Балкаруковых - Ахтугана. И вот по какому случаю.

Однажды таубий вдвоем с товарищем поехал за Терек, в Аксай, где располагалась зимняя резиденция дагестанского шамхала Айдемира Тарковского. Рядом с ней простирались земли, принадлежавшие Балкаруковым. Именно они были целью поездки молодых людей. Справившись со своими делами, друзья поспешили на праздник - той, устроенный хозяином этого края. Если старших более всего привлекало торжество, то молодежь интересовали лишь танцы, где можно было продемонстрировать свою стремительность и удаль - джигитам и легкость и изящество - девушкам.

Ахтуган сразу заприметил первую кумыкскую красавицу - дочь шамхала и приглашал на танец лишь ее одну. Не осталась равнодушна к нему и его избранница. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда. Объяснение в любви произошло во время одного из танцев. Возмечтав соединить с ней свою судьбу, юноша прекрасно понимал, что могущественный шамхал никогда не отдаст дочь за безвестного балкарского таубия. Тем не менее, он решился на дерзкий шаг, предложив девушке бежать вместе с ним. Не без колебаний она ответила ему согласием. Боязнь навечно потерять избранника сердца (а она уже осознавала, что отныне жизнь без возлюбленного для нее становится бессмысленной) толкнула ее к совершению такого поступка. Лишь только стемнело, как гость, нарушив всякие обычаи, похитил дочь шамхала, и трое молодых людей под покровом ночи спешно тронулись в путь.

Не сомневаясь в том, что его тесть станет преследовать их, вернувшись в родовое село Эльтюбю, Ахтуган тут же решил возвести крепость, пригласив для этого знаменитых на всем Кавказе сванских мастеров-зодчих. Центральное место в архитектурном комплексе, по замыслу владельца, отвели башне - кале, которая имела не только оборонительный характер, а мыслилась прежде всего как мемориальное сооружение, призванное увековечить память о любви Ахтугана и дочери шамхала. Балкарук-кала должна была символизировать чистоту и постоянство их чувства.

Вопреки сложившимся традициям, башня находится на сравнительно пологом месте, а значит, в стратегическом отношении Балкарук-кала занимает не столь выгодное положение. Стремясь придать строению монументальный характер, его вознесли на пятиметровый подиум из камня, выложенного в балкарском стиле. С суровым, аскетичным пьедесталом контрастирует белизна, живописность башни, особенно эффектная на фоне скалистых гор. Удивительной простотой отличаются ее форма и объем. Скромен и архитектурный декор, венчающий башню, парапет, выполненный в традициях сванского зодчества. Все свидетельствует о величии, незыблемости сооружения, которое сродни неизменности чувств ее хозяев.

Не успели возвести крепость, в которую, помимо Балкарук-кала, входил еще ряд архитектурных построек, как жители Эльтюбю услышали весть о приближении войск шамхала. Айдемир Тарковский, напав на след похитителя дочери, пришел отомстить ему за дерзкий поступок. Хозяин крепости оказался в двусмысленном положении. Ему не хотелось ввязываться в бойню, поскольку он прекрасно понимал, что оба исхода были для него неприемлемы. Открыв ворота крепости, он признал бы себя потерпевшим поражение, а затеяв серьезный бой, навеки бы стал заклятым врагом своего тестя. Не хотелось ему напрасно губить и людей. Потому он прибегнул к неординарному решению: как только завоеватели приблизились к Эльтюбю, балкарский князь распорядился, чтобы стреляли в лошадей, а не в людей. Шамхал сразу заметил миролюбивые устремления своего зятя и решил начать с переговоры.

Убедившись в том, что дочь последовала за Балкаруковым добровольно, он снял осаду крепости и был встречен хозяевами по всем обычаям горского гостеприимства. Не желая мешать счастью дочери, шамхал пренебрег законами двора и благословил молодых.

Княгиня Балкарукова как истинная мусульманка всю жизнь пропагандировала ислам среди балкарцев. Благодаря ее усилиям он укрепил в Балкарии свои корни, освободился от языческих наслоений.

Давно уже нет тех людей, но памятник, не подвластный времени, возвышается над обыденностью, свидетельствуя о вечности земной любви. О пребывании в Чегемском ущелье войск шамхала напоминает также название скалы при въезде в Эльтюбю. За ней утвердилось имя "Капчигай" (кожаный мешок), данное ей кумыками. 

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)

  • Нравится

Комментариев нет