Расширенный поиск
4 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Хатерли къул болур.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.

История в камне

28.01.2011 0 1295

Научно-исследовательская работа учащегося МОУ СОШ №1 с. Верхняя Балкария Черекского района Аслана Киштикова
Руководитель: Геляев Чомай Ибрагимович 11

-----

Черекское ущелье - удивительный горный край, где неповторимые горные пейзажи сменяются не менее завораживающими следами жизнедеятельности человека. Что обращает сразу же внимание так это обилие камня. Камень в Балкарии везде. Камень - первое, с чем приходилось сталкиваться человеку в Балкарии. От него приходилось расчищать землю под строительство, очищать пашни и сенокосные угодья, пастбища. Труд многих поколении Балкарии можно и сегодня лицезреть во всей красе и великолепии в нашем ущелье. Это не только развалины старинных селении, башен, склепов. Это и колоссальный объем работ по землеустройству: пашнеобразуюшие, берегоукрепительные, дорожные, ирригационные и другие работы.

Современный ландшафт Черекского ущелья настолько гармонирует с окружающей средой, что несведущему человеку может показаться, что это нетронутая, первозданная природа. На самом же деле в ущелье нет ни клочка земли, который не был подвержен воздействию человека. Больше это касалось камня, от которого очищалась земля. Этот камень сразу шел на возведение оград, стен и других построек. Лишь в местах, где из очищаемого камня не было нужды что-либо строить, его аккуратно собирали в кучи. Строительством из камня решались сразу две задачи: возводились постройки, очищалась от камня земля. Так возникли каменные кучи - ХУРУЛА.

Камень - вечный спутник горца-балкарца. Он видел его всю жизнь. Он строил из него, очищал от него землю. Она же служила ему последним пристанищем. Камень - это дух Балкарии и образ балкарца. Не зря про наш народ соседи говорят: "ташны сыгъып сууун чыгъаргъанла" - что буквально означает - выжимающие из камня воду. Так сказано о народе, который живет в суровых условиях, где всё даётся человеку неимоверным трудом.

Горец многим обязан камню. Камень для него пример. Он учит его мыслить, учит сдержанности, терпению. Он его оберегает. Балкарец делает из камня своё жилище, жернова водяных мельниц, ограды и заборы. Он точит на камне косу, нож, кинжал и другой свой нехитрый инвентарь. Он отдыхает сидя на камне, потому что теплый камень греет его душу и тело. Камень для балкарца не просто неодушевленный предмет и не просто строительный материал. Мухарбий Каркаев, Почётный архитектор России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук говорит: "Наш народ всегда уважительно относился к камню, в то время как у многих других народов камень является олицетворением бездушия. Нужно отметить, что наши предки строили свои жилища не из случайно подобранных камней. Если строителю понравился, какой-либо камень, он делал всё возможное, чтобы перетащить его к себе. Рассказывают, что бывали случаи, когда четыре вола не справлялись с каменной глыбой. Но человек, задумавший перенести камень, не отказывался от него.

В целом архитектура у нас брутальная, эстетические свойства которой определяют грубые, подчеркнуто тяжелые формы, обнаженные конструкционные материалы, первозданность, натуральность и естественность. В то же время она основательна, что во многом показывает менталитет народа. Даже башни, по моему убеждению, строились не только в целях обороны и красоты, но и для того, чтобы утвердить статус той или иной фамилии, рода, человека.

Ленивый народ или народ, который не собирался долго жить на этом месте, не стал бы строить так основательно и монументально. Исключительно высокое мастерство наших каменщиков доказало само время. И это не годы, не десятки лет, а столетия. Это доказала и жизнь, где натуральное всегда почитается больше чем искусственное. Природный камень нельзя маскировать, его нужно оставлять обнажённым, потому что он вполне самодостаточен своей неповторимой фактурностью. С камнем надо разговаривать на "языке камня".

По легенде, нартский богатырь Сосрукъ был рождён из камня. Другой нартский богатырь Ёрюзмек был занесён на землю небесным камнем - метеоритом. В карачаево-балкарском нартском эпосе, да и в литературе много приемов, когда целостный образ народа подается в образе камня. Например, "Раненный камень" К. Кулиева о трагической судьбе нашего народа во время депортации. Образ камня в жизни и поэзии горца - явление совершенно естественное. Это как берёзка в русской культуре. Поэты и путники, охотники и животноводы часто "беседовали" с камнем, вверяя ему свои иногда горькие, а иногда радостные мысли. Горец помнил всегда, что камень - самый древний свидетель всего, что происходило на земле. Хочется отметить, что туристы окрестили наш народ "южными викингами". Каждый ландшафт заставляет людей (субэтнос) приспосабливаться к его особенностям. То же самое можно сказать о способах хозяйствования, особенно в выборе материала для строительства.

Камень - стая, и камень - стадо.
Камень - выход, камень - преграда.
Камень - паства, подпасок, пастух,
Камень - яства, и камень - дух.
Камень - защита, камень - свет.
Камень - мудрость, опыт, совет.
Камень - пламя, камень - огонь.
Камень - всадник, и камень - конь.
Камень - оплот, полёт и орёл,
Камень - подушка, скатерть, стол.
Камень - земля, борона и мотыга,
Камень - таинство, камень - книга.
Камень - каторга, камень - страда,
Камень - ненависть, камень - беда.
Камень - недруг, и камень - друг,
Камень - прадед, и камень - внук.
Камень - арка, купол, порог,
Камень - алфавит, и камень - слог.
Камень - небыль, и камень - быль,
Камень - стиль. Камень - прошлое.
Камень - будущее.
Камень - весы.
Камень - часы.
Камень - МЫ!

Это стихотворение из поэзии вагантов, как нельзя точно выражает стиль и дух моего народа.

Хунала - Стены 

Каменные стены Балкарии бывали в основном двух видов:
1. Стены домов и некоторых хозяйственных построек (кошар, сараев) - Юй хунала
2. Заборы, ограды, подпорные и берегоукрепительные стены.

При строительстве домов, башен, кошар и сараев использовался обработанный камень. Отёсанные камни тщательно подгонялись. Стены были основательными с присутствием некоторых элементов ажурности в виде дверных и оконных арок, настенных ниш и полок. Дома в большинстве имели прямоугольное планирование. Для всех остальных типов хозяйственных построек применялась более грубоватая кладка из необработанного камня.

Стены имели различие по принципу строительства. Были однорядные стены - (тюз хуна). Были двухрядные стены - (улхузу хуна). Были подпорные стены берегоукрепительные, терассообразующие - (цырды хуна). Однорядная стена делалась из тщательно обработанных камней. Двухрядные стены - это две стены параллельно в ряд, срединное пространство которых заполняется мелким булыжником и отходами от обработки камня.

Особая гордость Балкарии - каменьщики (хуначы, таш уста). Плоды трудов многих поколении мы можем видеть и сегодня. Каменных дел мастера делились на две категории: непосредственно мастера, которые и строили стены и те, кто добывал и подвозил камень. Выбор камня для строительства оставался за мастерами строительства. Это касалось его пригодности для строительства по следующим параметрам: наличие лицевой стороны камня, прочность породы, поддаваемость камня обработке, а именно наличие в породе полос и линии по которым можно было отламывать камень, чтобы иметь камень нужной формы.

Инструменты каменьщиков:
• Уллу салта - большой молот
• Гитче салта - малый молот
• Кесиучю чюй - типа зубило
• Жарыучу чюй - клин
• Ылытхын - лом
• Къазыкъ - деревянный рычаг
• Кюрес - волокуша
• Кендир жиб - конопляная верёвка
• Къайиш жиб - кожаная верёвка
• Кюрек,жугар - лопата
• Чёгюш - молоток
• Таш жонган балта - специальный топор по камню
• Цана - сани
• Ёгюз - вол
• Боюнса - ярмо
• Арба - телега, воз, повозка.

Наиболее известные и почитаемые камни:
• Алебастр - акъ таш
• Алмаз - кюнташ, налмаз
• Базальт - къара таш
• Березит - ахлау таш
• Борнит - ала таш
• Гранит - аслан таш, состар таш
• Доломит - от таш
• Все драгоценные камни - асыл таш
• Известняк - тытыр таш
• Изумруд - жаухар таш
• Малахит - эсеп таш
• Мрамор - мермер таш
• Пемза - мамукъ таш, тешик таш, урходук таш
• Плитняк - гыйы таш, къанга таш
• Сланец - къайнар таш
• Стекло - мияла таш
• Кремень - отлукъ таш
• Кресало - отлукъ таш
• Любая руда - магъдан таш
• Каменный уголь - таш кёмюр
• Хрусталь - мелек мияла.

Названия камней по различным характеристикам.
По форме:
• Продолговатый камень - бармакъ таш
• Камень валун, камень глыба - къысыр таш
• Галька - ууакъ таш
• Осколки камня - хузу, таш къыстырыкъ
• Наждачный камень - хыршы таш
• Угловатый, краеугольный камень - мюйюш таш
• Округлый камень - тёгерек таш
• Плоский камень - тыммыл таш
• Опорный камень - къадау таш.
По цвету:
• Белый камень - акъ таш
• Чёрный камень - къара таш
• Голубой и синий камень - кёк таш
• Блестящий камень - алтын таш
• Жёлтый камень - сары таш.

В топонимике Балкарии множество названии связанных с камнем. Это выделяющиеся размером или формой, цветом или какими-либо другими характеристиками камни.
• Айланган таш - передвигающийся камень. При прохождении мимо создаётся впечатление, что камень движется
• Боташ таш - камень Боташевых
• Болат баула таш - камень в местечке Болат баула
• Белги таш - камень метка
• Бийце тепсеген таш - камень на котором танцевала княжна
• Дорбун таш - камень под которым пещера. Таких камней много в горах Балкарии. Чтобы понять где это, ориентируются благодаря названиям местности
• Губуз таш - бородавчатый камень
• Налат таш - камень позора
• Тюкюрюучю таш - камень для плевков (позора)
• Кюц таш - камень силомер
• Улбаш таш - камень Ульбашевых
• Умбаш таш - наплечный камень (как ядро)
• Таш къош - каменная кошара
• Тытыр къолла - балки с известковым камнем
• Сынла - три каменных глыбы, торчащие из земли в форме надгробных плит
• Таш кёфюр - каменный мост
• Тар ташла - огромные валуны с узким проходом между ними.

Очаг

Очаг в разное время занимал разную часть жилища балкарца. Изначально очаг располагали в центре жилища, чтобы тепло равномерно получали все части дома. После улучшения теплозащиты дома, очаг убирают в угол дома. Тем не менее, сама форма очага сохраняется неизменной. Очаг - это отдельное строение внутри жилого помещения. Камень для очага применялся специальный, чтобы выдерживать большие температуры. Это гранит. Форма очага - правильный четырехугольник, выложенный по периметру аккуратно обтёсанными камнями. Площадь очага позволяла изжарить над ним молодого барашку. Очаг смело можно назвать предком камина.

Дороги

Так необходимые жителям гор дороги возводились всем миром. Сильно пересечённый рельеф горной местности требовал колоссальных усилий. Дороги делались серпантинные. В обязательном порядке дорога с верхней и нижней сторон укреплялась подпорными стенами из камня, чтобы не было размыва и обрушения обнажённой породы склонов.

Арыки

Камень шел и на проведение арыков. В местах с песчаным грунтом дно и стены арыка обкладывали камнем, чтобы избежать разрушения арыка и потерь воды. Так как земледелие было орошаемым, то на каждый участок были проведены арыки, следы некоторых мы можем видеть и сегодня. А некоторыми пользуются и по сей день.

В современную жизнь Балкарии камень начинает возвращаться, как главный строительный материал после недолгой уступки индустриальным бетону, цементу и штукатурке. Особенно красивы стены и заборы, отделанные камнем под старину. Камень начали добывать в промышленных масштабах и целях: для изготовления надгробных плит, отделочной плитки, дробят на щебень, отсев и песок и просто используют для строительства как в старину. Как и прежде, каменных дел мастера пользуются большим спросом не только в пределах Балкарии. Для многих строительство и отделка камнем, становятся главным делом в жизни. Как рассказал нам один из лучших и известных мастеров по камню Ногеров Байрамук: "У меня не было как таковых учителей в обычном понимании этого слова. Но стены старинных башен, селений и склепов всегда интересовали и привлекали меня. Они были наглядным примером и учителями. В работе с камнем надо учитывать и то, что похожих, одинаковых камней не бывает. Каждый камень оригинален и уникален по цвету, форме и фактуре. Поэтому, я считаю, каждая работа, каждый метр каменной кладки и отделки - это шедевр. Наиболее интересными и главными своими работами я считаю отделку окрестностей и набережной Голубых озёр и башни в альплагере "Безенги". Хочу отметить работу многих моих односельчан при строительстве и отделке местной мечети. Радует и то, что многие смело, берутся за работу с камнем, и то, что у многих неплохо получается. Мастерство по камню в крови у моего народа".

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки создавались философами и поэтами гор - пахарями, пастухами, каменотесами. Они рождены жизнью. Их главная сущность - правдивость и точность. Они будут жить пока будет жить язык народа и народ. Камень, как неотъемлемая часть жизни горца, занимает в философских изречениях не последнюю роль. Вот лишь часть поговорок и пословиц так или иначе связанных с камнем:
• "Ишлеген ташдан да тирлик алыр" - кто работает и с камней пожнет урожай
• "Сабырлыгъынгы ташха байла" - свою выдержку привяжи к камню
• "Таш бла ургъанны аш бла ур" - если кто кидается камнем, ответь ему хлебом
• "Ташны ата билмесенг, башынга тиер" - неумеючи бросать камень попадешь в свою голову
• "Таш кетсе да жер къалыр" - уберешь камень - останется земля
• "Ауар ташха тыянмагъыз" - не опирайтесь на шаткий камень
• "Таш-таш къалгъын" - чтоб разбросало как камни (ругательство)
• "Къабартыны зарлы этген цалманды" - Кабарда бедна из-за плетёнки. Имеется в виду, что не строят из камня так, чтоб навечно
• "Малкъарлы келсе хунангы къалар, башха келсе юйюнгю бузар" - балкарец придет - стену возведет, другой придёт - дом разрушит
• "Ташны суу бузар, адамны сёз бузар" - вода даже камень разрушит, а слово - человека
• "Ташны къыйынлысы тютюнчюге чакъкъыч болур" - невезучий камень станет огнивом для курильщика
• "Тили - бал, жюреги - таш" - язык - мед, сердце - камень
• "Туугъан жеринги ташы да ариуду" - даже камни на Родине красивы
• "Суу ташсыз болмаз, халкъ къуанчсыз болмаз" - как не бывает воды без камня, так не бывает народа без праздника
• "Суу кетсе, таш керюнюр" - уйдет вод - камень покажется
• "Суу тама-тама турса, ташны да тешер" - капая постоянно, вода и камень разрушает
• "Аман сёз ташны да жарыр" - плохое слово и камень расколет
• "Тепген таш орнуна сыйынмаз" - шаткий камень в своей лунке не уместится
• "Уллу ташны алгъан узакъгъа атмаз" - кто возьмёт камень побольше далеко не бросит
• "Хунаны тюбюн къазсанг юсюнге ауар" - не копай под стеной, если не хочешь, чтобы она на тебя обрушилась.

Заключение

Нам удалось коснуться и осветить некоторую часть темы камня в истории Балкарии, тема эта многогранна и требует продолжения.

Использованная литература:
1. "Къарачай -Малкъар фольклор". г.Нальчик "Эльфа" 1996 г.
2. "Материалы к карачаево-балкарскому словарю природоведения". М.Ч.Кудаев. г. Нальчик 2003 г.
3. Журнал "Эльбрусоид", 2007 г., №4, статья "Чувство камня".
4. Словарь иностранных слов. 15 изд. "Дуэт" 1994 г.
5. "Традиционная культура кабардинцев и балкарцев". Мамбетов. г.Нальчик.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет