Расширенный поиск
25 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.

Карачаево-балкарская диспора в городах Турции

01.02.2010 0 16647
<...> Начиная с 50-х годов, население карачаево-балкарских селений втягивается в процесс урбанизации, охватившей Турцию. Вскоре численность городских жителей в диаспоре стала намного превышать численность сельских. В настоящее время большая часть потомков карачаевских и балкарских мухаджиров проживает в крупных городах: Стамбуле, Анкаре, Эскишехире, Конье, Афьоне, Адане, Измире.

Города

Стамбул. В самой многолюдной столице европейского континента более 10 миллионов жителей. Через город протекает пролив Босфор, соединяющий Черное и Мраморное моря. На берегах пролива стоят живописные дворцы и особняки бывших султанов, сановников-османов, визирей и послов европейских держав. На европейском берегу Босфора расположен дворец Долма-бахче Сарай - последняя резиденция османских султанов. Именно отсюда наблюдал из бинокля султан Абдул-Хамид, как высаживаются с кораблей последние кавказские мухаджиры - карачаевцы и балкарцы. По его личному распоряжению им было предложено остаться на жительство в Стамбуле или самим выбрать любое место во внутренних районах Анатолии. Пожелавших остаться были единицы, в основном это были лица княжеского происхождения, поступившие на военную службу, а также те, кто приехал с целью получить религиозное образование. Небольшая группа переселенцев осела на азиатском побережье Мраморного моря в районе г. Ялова. Остальные отправились в поиски плодородной земли, чтобы основать свои сёла и жить по своим обычаям.

В настоящее время в Стамбуле проживает довольно много карачаевцев и балкарцев, уехавших из сёл для учёбы и работы. Они осели со своими семьями в различных районах города. Так как в Стамбуле проживают потомки мухаджиров всех северокавказских народов, они объединились в общий культурный центр "Кафказьялылар Кюлтюр Дернеги". Он расположен в европейской части на бульваре Февзи-паша. Здесь функционирует ансамбль кавказского танца, в котором молодые люди разных кавказских национальностей обучаются горским танцам. Центр выпускает с 1993 года литературно-общественный журнал "Еди Йилдыз" на турецком языке, редактор - журналист адыгского происхождения Ёмер Айтек Курмел. В Стамбуле, по подсчётам активистов национально-культурного центра, не менее 1000 семей карачаевцев и балкарцев.

Анкара. В столице Турецкой республики, расположенной в центре анатолийского степного плато, на высоте 800 м над уровнем моря, проживает 4 миллиона жителей. Мухаджиры из Карачая и Балкарии прибыли сюда на поездах из Стамбула в 1905 году. На жительство в городе карачаевцы и балкарцы не остались, лишь небольшая группа вместе с переселенцами других национальностей осела в 10 км от столицы, в местечке Гёлбашы.

В настоящее время в Анкаре живет довольно значительная часть диаспоры в основном интеллигенция. В столице Турции издается историко-литературный журнал "Карачай-Малкар" на турецком языке. Редактор и издатель - известный фольклорист Адилхан Адилоглу (Аппаланы). В журнале публикуются материалы об истории народа, о жизни диаспоры, тексты эпоса "Нарты", песни и пословицы, записанные из уст стариков, а также произведения авторов из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Активно участвуют в издании журнала наиболее известные личности в карачаево-балкарской общине столицы: советник министра культуры и образования Хурриет Эрсой (Маршанкулланы), Хусамеддин Коркмаз (Къоркъмазланы), доктор исторических наук Уфук Таукул (Тохчукланы), художник Эрол Батыр-бек, архитектор Селим Итез (Текеланы), адвокат Дилбер Къаншау (Кипкеланы). В Анкаре живет генерал Шакманланы Акай, бывший Главнокомандующий сухопутными войсками турецкой армии, балкарец. Всего в Анкаре известно около 500 карачаевских и балкарских семей, не прерывающих связей с диаспорой.

Эскишехир. В последние годы Эскишехир из провинциального городка в заболоченной местности в бассейне р. Порсук превратился в благоустроенный современный город с развитой инфраструктурой и несколькими университетами, с. почти полумиллионным населением.

В Эскишехире самая многочисленная карачаево-балкарская община, так как сюда переехали большинство жителей близлежащих селений: Якапынар, Язылыкая, Килиса, Белпинар, Долат, Сулемания. Здесь активно работает "Карачаево-балкарский центр культуры и взаимопомощи" под руководством.

Афьон. Город находится в центре западной Анатолии, между Анкарой и Измиром, в горной местности. В городе численность населения всего 350 тысяч. Карачаевцев и балкарцев здесь проживает около 400 семей. Это выходцы из близлежащих селений: Килиса, Долат, Белпинар, Акхисар, Язылыкая.

Конья. Город находится в центре анатолийского плоскогорья, на высоте 1 тыс. метров над уровнем моря. Население составляет более 1 миллиона человек. Конья, один из древнейших городов в мире, уходящий корнями в цивилизацию хеттов, называвших город Куванна. В 1097 году Конья стала столицей турков-сельджуков. Своего расцвета город достиг в 1219 году при султане Аладдине Кейкобаде, который окружил его мощной крепостной стеной со 108 башнями, построил дворцы и мечети. Он же покровительствовал персу Джелаледдину Руми (Мевлана), основавшему секту танцующих дервишей и распространившему суфизм. Гробница Руми и его последователей в монастыре Мевлана, сейчас это Музей исламского искусства, является до сих пор местом паломничества мусульман-мистиков.

Вообще, Конья - большой приверженец традиций, хотя на месте древней городской стены сейчас разбиты зеленые бульвары европейского типа, и здесь действуют престижные университеты. Женщины часто носят традиционное покрывало, магазины полны религиозной литературы и атрибутики. Так как Конья - самый близкий крупный город для карачаевцев из с. Башхюйюк, то в первую очередь сюда они стали посылать своих детей для получения высшего образования. После окончания университетов они оставались здесь работать, создавали семьи, покупали квартиры. Постепенно в Конье осела большая часть выходцев из Башхюйюка, но связи с селом они не теряют. Проводят в селе каникулы, отпуска, выходные. Кроме того, имеют там свои земельные наделы, которые сдают в аренду или нанимают сезонных работников. Например, Февзи Демирджан (Кубанланы) владеет в селе 40 десятинами, Ихсан Къара - Къарча (Алчакланы) - 35 десятининами, Алтай Малконду (Малкондуланы) - 20 десятинами и т.д. В настоящее время карачаевцев в Конье около 400 семей.

Адана. Это четвертый по величине город Турции, с населением более 1 200 000 человек. Древняя столица Киликии, Адана за последние годы из сельскохозяйственного поселка, окруженного плодородной равниной, превратилась в индустриальный город. Здесь одни из лучших в стране университетов и лицеев. Перспективы найти хорошую работу, открыть свой бизнес, дать детям отличное образование привлекли сюда и многих карачаевцев, в основном из с. Башхюйюк.

В Адане и близлежащих приморских городах проживает не менее 100 семей карачаево-балкарской диаспоры. Почти все они имеют свой собственный бизнес. Например, Мустафа Демирджан (Къобанланы) владеет одной из крупнейших на юге Турции строительной фирмой "Джан".

Измир. Измир (античная Смирна) - третий по величине город Турции, после Стамбула и Анкары. Он находится на берегу Эгейского моря, у подножия горы Кадифекале. В одном из районов города - Гюлчешме компактно проживает около 200 семей карачаевцев и балкарцев. Здесь есть Кипкелары, Бытталары, Чомалары, Гюрджюлары, Боллулары и др. Основу общины заложили мухаджиры, которые уехали в Сирию, но, не сумев приспособиться к жаркому климату и пустыне, успели вернуться в Турцию до 1918 года. В диаспоре о них говорят: "Шамгъа барыб иссиден къырылдыла, къайитдыла" (В Сирию уехав, от жары стали вымирать и вернулись). Сирия, получившая независимость после распада Османской империи, запретила выезд из своей страны. Таким образом, карачаевцы и балкарцы оказались разделёнными между разными странами во второй раз.

Карачаево-балкарская диаспора в Сирии

До 1918 года Сирия входила в состав Турецкой империи. Так как главным идеологическим мотивом переселения мухаджиров с Северного Кавказа было стремление попасть на мусульманские земли, совершить "хадж", т.е. паломничество в Мекку, то многие горцы отказались поселиться в предложенных им местах и настояли на продолжении пути в Шам (Сирию). Там они осели и после получения Сирией независимости оказались разделёнными с основной массой кавказской диаспоры.

Карачаевцы и балкарцы, переселенцы 1884-1885 годов, основали в Сирии два села: Блей и Бойдан. Блей (Матых кёу) находится в 40 км от столицы Сирии Дамаска, посреди пустыни. В селе две улицы: Холамская и Чегемская, по названиям ущелий в Балкарии, откуда прибыло большинство переселенцев. Старейшины диаспоры рассказывают, что основателями села были "600 семей из Холама, Чегема и Баксана". Занимались разведением скота, но условия были тяжелейшие. Оказавшись в безводной пустыне, горцы вынуждены были приспосабливаться к совершенно новой для них природе. Кроме того, аборигены этого края - бедуины постоянно нападали на них. Многие успели вернуться в Турцию до развала Османской империи и поселиться в г. Измир, на берегу Эгейского моря.

В 1950-х годах село было заброшено, осталось несколько семей. Основная часть сельчан переселилась в столицу, расположенную в горной местности. В настоящее время они живут компактно в одном из кварталов Дамаска. Численность карачаевцев и балкарцев в настоящее время не превышает 1 000 человек. Разница в культуре и языке привела к тому, что неизбежные для малочисленной диаспоры межнациональные браки ускорили процесс деэтнизации кавказцев в Сирии.

Стремясь противостоять неумолимой ассимиляции, потомки северокавказских "мухаджиров": адыгейцы, черкесы, абазины, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, осетины, чеченцы и ингуши - объединились в общественно-культурную организацию "Хаса". Надо отметить, что всех их в Сирии, как и в Турции, называют "черкесами". Кабардинцы, адыгейцы и черкесы называют себя "адыге". Карачаевцы и балкарцы - "къарачайлы", а друг к другу обращаются "алан". Целью объединения "Хаса" является сохранение национальных обычаев, родных языков, взаимопомощь, а также создание условий для встреч и знакомства членов кавказской диаспоры. По словам одного из руководителей "Хасы" карачаевца Гогуйланы Зияда, в Дамаске проживают представители 40 карачаево-балкарских фамилий. Среди них: Акбайлары, Будуйлары, Будайлары, Газалары, Гебохлары, Гергоклары, Гогуйлары, Огьурлулары и др.

*****

Бесспорно, городские жители диаспоры сильнее подвержены процессам деэтнизации. В условиях большого города разрозненные семьи потомков мухаджиров объединяют только национально-культурные центры. Они играют роль социальных институтов по сохранению родного языка, культуры и самобытности. Говоря о численности карачаево-балкарской диаспоры в Турции, надо отметить, что за последние 10 лет из-за неуклонной ассимиляции её численность не увеличилась. Хотя естественный прирост остается довольно высоким, в среднем каждая семья состоит из 5-6 человек. Другой причиной уменьшения численности диаспоры является увеличение потока турецких рабочих в страны Европы и Америки. Ежегодно в их числе покидают Турцию сотни этнических карачаевцев и балкарцев. В настоящее время в Америке насчитывают около 5 000 карачаевцев. Их объединяет национально-культурный центр в г. Патерсон. В Германии и Голландии выходцев из карачаево-балкарских селений Турции примерно 2 000 человек.

Таким образом, мы можем определить минимальную численность карачаево-балкарской диаспоры в Турции. Не прерывающих родственных связей со своей этнической средой, называющих себя карачаевцами или таулу (балкарцами) насчитывается около 5 330 семей, что составляет примерно 26 650 человек. В настоящее время в Турции карачаевцы и балкарцы проживают в 14 мононациональных селениях: Чифтлик-кёу, Яллыпы-нар, Якапынар (Эртугрул), Белпинар, Язылыкая, Килиса, Доглат, Болвадин (Черкес махале), Эрейли, Башхюйюк, Эйрисоют, Эмирлер, Арпаджи-карачай, Чилехане. Уменьшение численности населения карачаево-балкарских селений привело к тому, что некоторые из них в ближайшее время, вероятно, перестанут существовать. В настоящее время такие сёла, как Язылыкая, Эрейли, Килиса, Чифтлик обитаемы в основном только летом, в период каникул и сбора урожая. Постепенно родственные и хозяйственные связи ослабевают, так как земельные наделы, делясь между наследниками, уменьшаются. Многие их продают, теряя собственность в селе. В настоящее время единственное селение в диаспоре, насчитывающее более 2 000 человек, это Башхюйкж в Конийском вилайете.

Рост благосостояния и образования приводит к тому, что большинство семей предпочитает жительство в городе. Если в начале XX века карачаевцы и балкарцы населяли только внутренние сельские районы Анатолии, то сегодня потомки мухаджиров обитают почти во всех крупных городах Турции. Наиболее многочисленные общины карачаево-балкарской диаспоры на сегодняшний день в Стамбуле, Анкаре, Эскишехире, Копье.

(Из книги З.Б.Кипкеевой "Карачаево-балкарская диаспора в Турции", Ставрополь, 2000 г.)

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет