Расширенный поиск
20 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.

Карачаево-балкарские сёла в Турции

10.02.2010 0 12459

<...> Основой для приблизительного подсчёта численности карачаево-балкарской диаспоры в Турции послужили данные полевого материала, собранного нами с 1989 по 1998 годы в поездках по Турции, в места компактного поселения карачаевцев и балкарцев. Потомки мухаджиров из Карачая и Балкарии живут в настоящее время в 14 карачаево-балкарских селениях. Но за последние десятилетия большая часть семей переселилась в крупные города: Стамбул, Анкару, Эскишехир, Афьон, Конью, Адану и Измир. В этих городах потомки кавказских мухаджиров (переселенцев) объединяются в культурно-национальные центры, способствующие сохранению языка, культуры и этнического самосознания в диаспорах.

Селения

1. Чифтлик-кёу. В Турции часть сельских поселений была образована при помещичьих усадьбах-чифтликах, в которых занимались преимущественно земледелием. Это название сохранилось за селением, основанным северокавказскими мухаджирами. Чифтлик-кёу находится около г. Ялова, на азиатском побережье Мраморного моря. Карачаевцы поселились здесь совместно с большой группой северокавказских переселенцев 80-х годов XIX века. В настоящее время в этом селе действует дагестанский национально-культурный центр, который возглавляет известный журналист кумыкского происхождения Шахабеттин Ёзден. Численность карачаево-балкарского населения в Чифтлик-кёу не превышает 100 семей, так как большинство переселилось в Стамбул. Среди оставшихся в селе карачаевцев свою фамилию помнят: Батчалары, Бокайлары, Биджилары, Хубийлары. Это селение серьёзно пострадало от землетрясения в августе 1999 года. Точных данных о количестве жертв пока нет.

2. Яглыпынар. Название села состоит из двух слов: масляный - яглы (тюрк.), родник - пынар (иран.). Здесь действительно есть источник, в котором вода имеет привкус масла. Яглыпынар находится в 17 км от Анкары, рядом с г. Гёлбашы. В этом селе совместно проживают представители нескольких северокавказских народов. Потомков карачаевских мухаджиров, переселившихся из Тебердинского ущелья в 1905 году, в настоящее время здесь около 100 семей. Молодежь в основном получает образование в Анкаре и остаётся там на жительство.

3. Якапынар. Название села переводится как "берег родника". Яка (джагъа) - берег, пынар - родник. Так его называют местные жители. На картах же село обозначено как с.Эртугрул, это его официальное название. В 100 км от г. Эскишехира в сторону Анкары находится небольшой городок Сиврихисар, если проехать от него 20 км южнее по проселочной дороге, можно попасть в Якапынар. Эта местность известна развалинами античных памятников. Здесь осела часть карачаевских переселенцев 1905 года из аулов Карт-джюрт, Дууут, Джазлык. По распоряжению султана Абдул-Хамида для них было построено 200 домов, выделена ссуда для закупки скота и передано в частную собственность по 10 десятин земли. Основным занятием стало скотоводство и пчеловодство, для интенсивного земледелия не хватало водных ресурсов, тем не менее, поля тщательно обрабатывались. Сеяли пшеницу и ячмень - сельскохозяйственные культуры, известные ещё предкам карачаевцев и балкарцев - аланам. Основатели этого села отделились от основной массы мухаджиров по сословному признаку. Здесь живут потомки довольно знатных фамилий, а именно: Карабашлары, Акбайлары, Борлаклары, Аджилары, Кочхарлары, Сылпагарлары, Лепшоклары, Текелары, Бостанлары, Джанкезлары, Батчалары, Кипкелары. После засухи 1948 года большинство семей переселилось в г. Эскишехир, где они составили основу карачаево-балкарской общины. Но связи со своим селом не прерывают, тем более что там сохраняются их землевладения, обрабатываемые наёмными работниками или сданные в аренду. Например, семья жителя г. Эскишехир Абдуллаха Йелмазтюрка (Акбайланы) владеет в Якапынаре 25 га сабанов, т.е. пахотных земель; Алааттин Башчы (Батчаланы) - 100 га, Аднан Джангёз (Джанкёзланы) -20 га. Земельные угодья распределяются на всех членов семьи, включая и дочерей. Для работы на полях нанимают сезонных работников из турецких сел. Сейчас в селе постоянно живет не более 200 семей.

4. Белпинар. Селение расположено в средней части небольшого горного массива, богатого родниками, об этом говорит и его название: Бел (тюрк.) - средняя часть, пояс, половина и пинар (иран.) - родник. Белпинар находится в 10 км южнее от небольшого городка Чифтеллер, который расположен в 50 км в южно-восточном 66 направлении от г. Эскишехир. Его основали карачаевцы-переселенцы 1905 года в основном из Большого Карачая и Джегуты. Прибывших на корабле из Новороссийска карачаевцев видел из окна своего дворца Долма-бахче султан Абдул-Хамид и, по воспоминаниям стариков, прислал к ним своего визиря с предложением поселиться в Стамбуле, а юношей и девушек прислать к нему во дворец. Но старейшины мухаджиров отказались от военной карьеры для своих сыновей и "гаремного" счастья для дочерей. Они просили для себя только земли, на которой могли бы жить и работать по своим обычаям. Около года карачаевцы, по распоряжению султана Абдул-Хамида, жили в качестве почетных гостей в Анкаре. За это время для них был построен 101 дом в с. Сулеймание в 80 км восточнее г. Эскишехир, куда они переехали по железной дороге в 1907 году. Здесь карачаевцы прожили до 1941 года, когда из-за эпидемии тифа, уносившей в день жизни 10 человек, село в полном составе перебралось на свое нынешнее место. Старейший житель села Сеит Коркмаз, рассказывая нам о тех годах, отметил, что местность эта была уже населена турками. Вся окрестность была ими распахана, но они безропотно уступили свои земли кавказцам, по его словам, "испугавшись их высокого роста и силы". Но, скорее всего, свою роль играло покровительство султана, которым пользовались переселенцы с Северного Кавказа. Надо сказать, что, кроме традиционного скотоводства, в Белпинаре занимаются и обширным земледелием. На просторных полях выращивают пшеницу, ячмень, а так же свеклу. Каждая семья имеет в своей собственности от 20 до 100 га сабанов (пахотных земель) и по три трактора. Здесь живут Лайпанлары, Чотчалары, Коркмазлары, Абайханлары и др. Всего насчитывается около 200 семей.

5. Язылыкая. Название села переводится с турецкого языка как "исписанная скала". Язылы (джазыулу) - исписанная, кая (къая) - скала. Язылыкая находится в 35 км от г. Афьон. Основали его переселенцы из Тебердинского ущелья Карачая. В 1884 году прибывшую группу мухаджиров по приказу султана Абдул-Хамида поселили в районе Кёпрюбашы нынешнего города Эскишехир. В то время это было заболоченное топкое место в бассейне р. Порсук, здесь свирепствовал малярийный комар. Для горцев, родина которых изобиловала чистыми родниковыми водами, перемена климата обернулась трагедией. Люди сотнями умирали от малярийной лихорадки. Тогда мухаджиры отправили всадников исследовать окрестности и найти более подходящее место для поселения. Вот что пишет, по воспоминаниям своего деда, турецкий журналист карачаевского происхождения Яшар Шансы (Текеланы): "Достигнув северных отрогов хребта Каябашы, всадники поразились живописным видом гор, покрытых густым сосновым лесом. Они спешились и с возгласами "Мы нашли наш Кавказ" поклонились этой земле и поцеловали её". Вскоре сюда переселились все карачаевцы из Кёпрюбашы и основали своё село. Таким образом, селение свое они основали на избранном самими местности, замечательной не только своей природой, но и древней историей. О древних насельниках этих мест, хеттах и фригийцах, напоминают археологические памятники: развалины крепости, могильники, каменные жертвенники. В расщелине долины находится хеттский Пантеон с храмом, где совершались жертвенные ритуалы. Сохранились барельефы с изображениями божеств. На скальном святилище остались следы древней письменности. Поэтому эту местность назвали Язылыкая - "исписанная скала". Таким образом, напротив исторического комплекса, на северных отрогах горы Каябашы, образовалось это карачаевское селение. Основной деятельностью было традиционное животноводство и производство молочной продукции: сметаны, сыра, айрана. Благодаря изобилию плодородной земли и родниковых вод, стало возможным заняться и земледелием. Сначала выращивали привычные для горцев культуры: ячмень, пшеницу, кукурузу, но быстро освоили и новые: горох, перец, баклажаны и т.д.

В 1960 году в Язылыкая появились первые туристы, и эта горная местность, благодаря уникальным историческим памятникам и прекрасной природе, становится одним из центров туристического бизнеса в Турции. Прокладываются дороги, проводится электричество, строятся гостиницы. Местные жители вовлекаются в новую для себя сферу деятельности. Занятие земледелием и скотоводством становится нерентабельным. Меняется внутреннее устройство в карачаевской общине, так как ослабевают экономические связи между её членами. В эти же годы начинается отток населения в города Эскишехир и Афьон для обучения детей в школах и университетах. В село ведут две асфальтированные дороги. Одна от районного центра Чифтеллер - 100 км, другая от Сейитгазы - 72 км.

В настоящее время с. Язылыкая - это современный курортный городок с благоустроенными отелями и отличным сервисом. Девственная природа здешних мест ассоциируется с Кавказом, поэтому именно здесь проходит ежегодный национальный праздник "Нартланы той кюню" (праздник нартов). Его проводит карачаево-балкарский культурный центр, созданный в 1993 году в г.Эскишехир. На встречу съезжаются не только потомки карачаевских и балкарских мухаджиров, но и гости из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, Америки и Европы. Постоянно в селе проживает около 120 семей. Это такие фамилии, как: Боташлары, Ёзденлери, Коркмазлары, Сылпагарлары, Байрамуклары, Кочхарлары, Батчалары (Чычханлары), Хубийлары (Котурлары) и др.

6.Килиса. Село основано возле развалин древнего христианского храма, это отразилось в его названии: церковь - килиса (тюрк). Находится это карачаевское селение южнее Язылыкая, в 10 км по направлению к с. Алан-юрт. Его основали переселенцы 1884 года в основном из Тебердинского ущелья и Джегуты. Переселенцев из Джегуты возглавлял Турклюланы Юсюп-эфенди, один из первых религиозных деятелей, получивший теологическое образование в Стамбуле. Другое название села и живописных окрестностей - Гёкчейайла - голубеющие пастбища (тюрк.). Эта местность 20 лет назад попала под государственную охрану, так как нависла угроза истребления ценного леса, растущего на отрогах горных массивов. В целях сохранения природы карачаевцам запретили заниматься традиционным трудом - скотоводством и предложили переехать на новое место жительства. Для тех, кто согласился покинуть эти места, государство построило новый район в г. Болвадин, в трёх часах езды от Килисы. Каждая семья получила новый дом и материальную компенсацию. В настоящее время в Килисе осталось не более 80 семей.

7. Доглат. В названии этой местности сохранилась память об одном из племён кочевавших здесь огузов - туркмен. Село находится в 48 км от г. Афьон, в 26 км севернее районного центра Исчехисар. Селение Доглат основали в 1887 году и первоначально назвали его Бурханийе, в честь брата основателя государства сельджуков Сулеймана, которого звали Бурхан. Село переименовали после свержения султана и установления власти младотурков. Здесь живут потомки балкарцев из Чегема, Былыма, Кёнделена, Нальчика и карачаевцев из Верхней Теберды. Их предки покинули Кавказ в 1884 году. Разлученные с благословенной природой своей родины, они тяжело перенесли переезд и с трудом приспосабливались к непривычному климату Стамбула. Группа переселенцев обратилась за помощью к султану, и он распорядился пропустить их во внутренние районы Анатолии. Об этом пишет турецкий журналист карачаевского происхождения Ведат Балкан: "Его высочество падишах османов Абдул-Хамит объявил: "Прибывшие с Кавказа - мои братья. Они могут поселиться там, где захотят. Их желание - мой приказ". По этому султанскому фирману переселенцы были свободны в своем выборе места для поселения. После долгих поисков более 100 семей мухаджиров осели в горной, лесной местности, напоминавшей родину, и основали село Доглат". 

Село окружают горы, возвышенности которых используются как летние пастбища. В густом лесу, общей площадью 32 650 га, растет дуб, сосна, можжевельник. Здесь изобилие чистой ключевой воды, есть источники минеральной воды. Недостаток пахотной земли не позволяет заниматься обширным земледелием, поэтому карачаевцы заняты в основном отгонным скотоводством. Несколько семей, объединив свои отары, отгоняют их на определенные участки горных плато и пасут совместно. В селе многие имеют свои кошары (къошла). Но перспектив у скотоводства, по-видимому, нет. Остро ощущается нехватка кормов. Кроме того, в последние годы в здешних местах налажена добыча сурьмы, боксита, черного мрамора, которые поставляют на рынки сбыта в г. Афьон. Это способствует переориентации трудовых ресурсов села, обеспечивая работой мужское население. В Доглате есть мечеть, начальная школа, кафе, магазины, аптека. Действуют курсы для обучения ковроткачеству.

В медресе (мусульманская школа) дети учатся чтению Корана и религиозным обрядам. Нет проблем с электричеством, телефонной связью, водоснабжением. Тем не менее, население села сокращается из года в год. Чтобы дать образование детям, семьи переселяются в города. По подсчетам активистов карачаево-балкарского культурного центра в г. Анкаре, в 1960 году в Доглате было около 500 человек в 70-80 дворах, в 1985 году осталось 283 человека в 45 дворах м. Выходцы из этого села живут в основном в городах Эскишехир, Афьон и Измир. Родовые фамилии, которые хорошо помнят люди старшего поколения, подтверждают преобладание балкарцев в группе мухаджиров, основавших село Доглат. Приведем их: Атаккулары, Балалары, Баразлары, Батчалары, Байчеккулары, Байказылары, Джанатайлары, Джебеллары, Чеченлары, Эбзелары, Энейлары, Гебеклары, Гонайлары, Къайталары, Къысхалары, Къочхарлары, Къудайлары, Сайбарлары, Сюйдюмлары, Шауалары, Таб-басханлары, Топчулары, Тохалары, Тёппелары. Но большинство семей в настоящее время проживает в Афьоне, приезжая в село только летом. В Доглате постоянно живут около 70 семей.

8. Болвадин. Находится в горной местности Эмирдаглары, недалеко от озера Эбергёлю, в 40 км к востоку от г. Афьон. Карачаевцы переселись сюда из района Гёкчейайла, объявленного государственным заповедником в целях сохранения реликтовых лесов. Так как жителей ограничили в занятии скотоводством, многие покинули с. Килиса и воспользовались предложенной им помощью в переселении. На окраине городка Болвадин для них были построены дома и выделены в частную собственность земли под пастбища.

Свой район карачаевцы называют так же, как и прежнее место жительства - Гёкчейайла или Акхисар, а жители г. Болвадин знают своих новых соседей как "черкесов" и называют их квартал "Черкес махалле" (черкесский квартал). Карачаевцы продолжают заниматься скотоводством. Но, надо сказать, в последние годы мужское население все чаще устраивается работать на американскую фармацевтическую фабрику, вся продукция которой идет за границу. Дешевая рабочая сила привлекает в Турцию западных инвесторов. И в первую очередь здесь создаются опасные, вредные для здоровья человека производства. Один из жителей Болвадина, карачаевец Юсуп Ишбилир (Семенланы), говорил, что вынужден работать на этой фабрике, как и большинство здешних мужчин, чтобы прокормить семью из пяти человек.

Единоличное или кошевое скотоводство - совсем не прибыльное занятие в Турции, изобилующей дешевыми продуктами питания. Поэтому пристрастие потомков горцев к содержанию больших отар и стад есть скорее дань традиционному укладу быта, который выражал самобытность и своеобразие карачаевцев и балкарцев. В последние годы сельчане все чаще продают свои угодья, дома и переселяются в Эскишехир или Афьон. В настоящее время в селе проживают около 250 семей. Среди них потомки переселенцев из Теберды, которые помнят, к какому атаулу (ответвлению) какой фамилии они относятся. Например: Айдабуллары (Семенлары), Базарчилары (Къоркъмазлары), Шайтанлары (Аджилары), Къая (Байчоралары).

9. Эрейли. Это маленькое карачаевское селение находится в 10 км южнее районного центра Сарайёню в Конийском вилайете, за ним сохранилось греческое название этой местности. Первыми поселенцами в Эрейли были мухаджиры 1905 года, переселившиеся из Тебердинского ущелья. Здесь им были выделены земельные угодья для посевов пшеницы и пастбища для скота. В настоящее время почти все жители Эрейли, продав свои земли и дома, перебрались в г. Конья. Население с. Эрейли сейчас составляет около 30 семей.

10. Башхюйюк. Название села состоит из двух слов: баш (тюрк.) - голова, вершина и хюйюк (др. тюрк.) - курган. В этой безлюдной местности переселенцы действительно увидели несколько древних курганов и поселились недалеко от них. К северу от г. Конья по трассе в г. Афьон на 40 км находится городок Сарайёню. В 6 км восточнее от него расположилось самое большое карачаевское селение в Турции - Башхюйюк.

Основали его в 1910 году выходцы из Тебердинского ущелья Карачая, переселившиеся в Турцию в 1905 году. Прибыв на кораблях из Новороссийска в Стамбул, они три дня не сходили на берег, отказываясь селиться в городе, и требовали отправить их в Шам (Сирию), ближе к святым местам Мекки и Медины. По преданию, среди мухаджиров были эфенди, которые внушали им, что "в судный день все правоверные соберутся в Сирии". Кроме того, в Стамбуле карачаевцев встретили их соотечественники, переселившиеся в Турцию в 1884-1887 годах и осевшие вблизи г. Ялова. Они рассказали, что в прибрежных районах свирепствует малярия, и посоветовали уезжать в глубь страны. По железной дороге карачаевцы приехали в Анкару, тогда это был небольшой захолустный городок. Часть мухаджиров поселилась недалеко от Анкары, в местечке Гёлбашы. Большинство же стремилось попасть в Сирию. Тогда им предоставили поезд, на котором карачаевцы доехали до г. Копья, где их остановили по распоряжению султана, описали тяжелые условия климата в пустыне и предложили выбрать любое место в Конийском вилайете.

Предводитель тебердинцев Кипкеланы Рамазан-апенди (эфенди) упорно отказывался от заманчивых предложений вали (губернатора) и настоял, чтобы его соотечественники не оставались на жительство в городе. До сих пор помнят в селе его слова: "Мы скотоводы, мы горцы. Нам не нужны магазины, ремесла. Мы должны прикрепиться к земле. Скот будет пастись, поля будут вспаханы, а мы будем все вместе и не забудем наш язык и наши песни". Рамазан-апенди выбрал место для поселения на равнине, покрытой густой, высокой травой. Старики вспоминают, что когда в поле быки ложились, их не видно было из-за травы. Для скотоводов это было решающим фактором.

У карачаевцев есть пословица: "Гелёу кёрсенг - джер сорма, кёлбет кёрсенг - эр сорма" (Если видишь сочную траву - не спрашивай, какова земля, если видишь румяную женщину - не спрашивай, каков муж.) Пока на выбранном месте для переселенцев строились дома, сами они были личными гостями кенийского губернатора и жили в Конье. Когда карачаевцы поселились в новом селении, то назвали его "Юмран Хамидие", что означает "Подарок Хамида", т.е. султана Абдул-Хамида. После свержения монархии село переименовали в Башхюйюк. Так образовалось самое большое и богатое из карачаевских селений в Турции.

Первопоселенцам было выделено в частную собственность по 10 десятин на каждую семью, те, кто имел тягловый скот и мог обработать больше земли, взяли по 14 десятин. В 1951 году каждому юноше, достигшему восемнадцатилетия, было дополнительно выделено по 20 га. На сегодняшний день вся округа на протяжении 35-40 км занята полями жителей этого села. Почти каждая семья имеет тракторы, грузовики. Для работы на полях нанимают сезонных рабочих - курдов. Сеют по заказу государства пшеницу, ячмень. В районном центре Сараёню находятся заготовительные конторы, скупающие весь урожай. Земля здесь стоит дорого и приносит хорошую прибыль. Поэтому, даже давно выехавшие из села и живущие в городах или даже за границей не спешат продавать свои наделы, а отдают их в "ортак" (испольная аренда) тем, кто постоянно живет в селе и имеет тракторы, комбайны. Они руководят работами и расплачиваются половиной урожая с землевладельцами. Отметим, что в настоящее время в Башхюйюке насчитывается в частном владении 60 тракторов и 35 комбайнов.

В селе три мечети, школа, стекольный завод. Главной достопримечательностью здесь является искусственное озеро, созданное в 1995 году. Тебердинцы расселились в Башхюйюке так, как традиционно селились в Карачае: каждый род имел свой квартал (тийре). Называли его по фамилии рода. До сих пор в селе выделяют тийре: Канаматлары, Хабичлары, Шобайдаклары, Къайтарлары, Эльджоркалары, Кипкелери, Болурлары, Кечеруклары, Кочкарлары, Текелери, Къобанлары, Сылпагарлары, Джабалары, Чагарлары и т.д. Немного особняком, в нижнем районе, есть тийре Сынтыла, где живут потомки выходцев также из Тебердинского ущелья, но не из Верхней Теберды, как основная масса переселенцев, а из Нижней Теберды, т.е. аула Сынты, например: Аппалары, Алчаклары, Джаубалары. Постоянно в Башхюйюке проживает около 600 семей.

11. Эйрисоют. Название переводится как "кривая верба", по преданию, там, где основано село, росло причудливо изогнутое большое дерево. Находится в 120 км к югу от г. Кайсери, возле городка Пынарбашы. Его основали переселенцы 80-х годов XIX века. Они прибыли сюда из Большого Карачая и Балкарии. В основном в Эйрисоюте поселились выходцы их Баксанского ущелья, которые называют себя "басханчи къарачайлыла" (баксанскими карачаевцами). Надо отметить, что самоназвание "малкарлы" (балкарец) неизвестно переселенцам этого периода. В настоящее время жители Эйрисоюта почти полностью переселились в города. Осталось 20 - 30 семей: Сотталары, Къурманлары, Токълары и др.

12. Эмирлер. В древности в этой местности были резиденции сельджукских эмиров, что и дало название селу. Оно затеряно в горной местности Челтекдагъы, к северу от г. Сивас, возле районного центра Йыддызэли. Здесь поселились мухаджиры 1884 года, прибывшие из Дагестана, Кабарды, Осетии, Балкарии и Карачая. Эмирлер основали в основном выходцы из Чегемского ущелья Балкарии. В настоящее время почти все они переселились в города. В селе осталось не более 100 семей.

13. Арпаджи. Село называют чаще Арпаджи-карачай, это связано с тем, что первые поселенцы - карачаевцы сразу же стали сеять свою традиционную сельскохозяйственную культуру - ячмень (тюрк. арпа). Арпаджи - сеятель или продавец ячменя. Село находится севернее г. Токат, в районе г. Сулусарай. Среди мухаджиров 80-х годов большинство было из низшего сословия (кулы), оставшегося после отмены крепостного права на родине без земли. Они приехали в Турцию в" надежде получить в собственность земельные наделы, как обещали им турецкие эмиссары. Но были и представители высших сословий (бии и ёздени), надеявшиеся сохранить свои привилегии. Так как земля была распределена в районе г. Токата между мухаджирами поровну, почвы для социального неравенства не было. Тогда, отказавшись жить в одном селении с бывшими кулами, бии и ёздени Карамырзалары, Къобалары, Чотчалары, Алийлары, Къобанлары и др. основали свое село Арпаджи. Сейчас здесь проживает примерно 100 семей.

14. Чилехане. Название состоит из двух слов: страдание, несчастье, суровые условия (тюрк, чиле) и дом (тюрк. хане). Связано это с тем, что когда-то здесь скрывались от мирской суеты мусульманские фанатики - дервиши. Они строили убогие дома-землянки, где проводили жизнь в уединённых молитвах. Чилехане находится в 75 км севернее г. Токата, в районе небольшого городка Решадие, на северных отрогах Кёшедагьлары. Основали мухаджиры 1884-1887 годов. Здесь живут Халкёчлары, Къуатлары, Гаджалары, Ахтаулары, Саркитлары, Боташлары, Коркмазлары, Акбайлары. Переселенцев возглавлял один из авторитетных карачаевских старейшин из Большого Карачая Халкёчланы Алиюк-хаджи. В настоящее время в Чилехане живет около 150 семей.

Можно с уверенностью констатировать, что компактное расселение карачаевских и балкарских мухаджиров в сельской местности, в мононациональных селениях способствовало сохранению этнической самобытности этих народов в Турции. До середины XX века внутренняя жизнь общины протекала в полном согласии с национальными обычаями и законами, в материальной культуре, в быту сохранялись традиционный уклад и хозяйствование. Начиная с 50-х годов, население карачаево-балкарских селений втягивается в процесс урбанизации, охватившей Турцию. Вскоре численность городских жителей в диаспоре стала намного превышать численность сельских. В настоящее время большая часть потомков карачаевских и балкарских мухаджиров проживает в крупных городах: Стамбуле, Анкаре, Эскишехире, Конье, Афьоне, Адане, Измире.

(Из книги З.Б.Кипкеевой "Карачаево-балкарская диаспора в Турции", Ставрополь, 2000 г.)

(Голосов: 3, Рейтинг: 2.67)

  • Нравится

Комментариев нет