Наследие Алании
Кази-Магомет Алиев,
заслуженный работник культуры КЧР,
академик РАЕН
На территории Карачаево-Черкесской республики, в 22 км южнее районного центра - станицы Зеленчукской, находится раннесредневековое городище: Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс - филиал Карачаево-Черкесского государственного историко- культурного и природного музея-заповедника. Оно уникально, поскольку является остатками политического, экономического, культурного и духовного центра первого раннесредневекового централизованного государства на территории Российской Федерации - Алании. Хотя аланские города изрядно разрушались на протяжении столетий, но многое сохранилось и особенный интерес вызывают выжившие христианские храмы - свидетели крещения алан еще в веках, названных учеными "темными".
История становления Аланского государства уходит в весьма далекое прошлое и связано сначала с потерей суверенитета в VII веке вследствие усиления Хазарского каганата. Однако, будучи в подчинении у хаканов, как называли тогда хазарских правителей, аланские цари все же пытались проводить свою политику, ориентируясь на далекую Византию. Этим объясняется то, что аланская правящая династия, состоя в родстве с хазарской, не прерывала родственных, да и просто дружественных отношений с Византией. В VIII веке протоспофарий Лев (впоследствии император Византии Лев III Исавр), спасаясь от враждебных ему абхазских царей, несколько лет провел в Алании, чей царь, не смотря на большие денежные посулы, не выдал Исавра абхазам. В середине Х века каганат неумолимо идет к упадку, и аланы быстро восстанавливают свой суверенитет.
Этому способствовала активизация Транскавказской магистрали Великого Шелкового Пути, когда прохождение караванов через перевалы Главного Кавказского хребта стало более интенсивным. Разумеется, государству нужна была соответствующая идеологическая надстройка, и аланы приняли христианство. Произошло это не случайно, ибо аланы, более двухсот лет находясь под властью хазар, не могли принять их веру- иудаизм, а с арабами аланы воевали, еще свежи были в памяти походы арабских полководцев - Джарраха в 723 году и особенно Мервана в 737 году, когда последний, выжигая аланские селения и города, дошел до Дона. Византия же, как отмечалось, была лояльна. Аланские цари и вельможи, находясь в Константинополе, наблюдали яркость и праздничность богослужения, и не случайно, что еще во второй половине VII века, то есть еще до завоевания Хазарией, в западной Алании(т.е. на территории нынешней Карачаево-Черкесии) они позволили грекам основать монастырь Иоанна Крестителя. Сохранилось имя настоятеля - Григорий. Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что христианство проникло на Северо-Западный Кавказ в VII веке, хотя, надо признать, оно не носило всеобъемлющего характера, в лучшем случае была крещена знать, а население, вероятно, в большинстве своем оставалось языческим. Укрепление христианской религии происходит позже ввиду роста производительных сил, развития ремесел и земледелия, появления собственно раннесредневековых городов со всей сопутствующей инфраструктурой. Классовая дифференциация, развитие политических и экономических связей, политическая централизация в государстве привели к внедрению христианства как единой консолидирующей монотеистической идеологии. В то же время, положение аланских митрополитов, прибывших из-за моря, не всегда отличалось устойчивостью: их не раз изгоняли, и священники вынуждены были пережидать тяжелые времена либо в Абхазии, либо возвращались в Константинополь. Но на какой стадии находилось культовое христианское зодчество в VII-VIII веках? Об этом остается только гадать, так как многое было разрушено арабами, многое перестраивалось на протяжении веков. Те же памятники, которые дошли до нас сквозь века, по мнению археологов и специалистов по истории архитектуры, типологически относятся к концу IХ - началу Х веков. Речь идет о пяти христианских храмах на территории Карачаево-Черкесии, три из которых находятся на территории Нижне-Архызского историко-архитектурного и археологического комплекса, а два - на исторической Военно-Сухумской дороге, ведущей из республиканского центра в Домбай.
Время строительства этих уникальных памятников христианского зодчества определить оказалось не просто. Точных сведений об этом нет. Но известно, во- первых, что храмов было много: в районе поселков Пхия, Уруп, Лесо-Кяфарь, близ самого Кяфарского городища, на Аксауте и т.д. От большинства из них остались лишь фундаменты. Очевидно, это объясняется тем, что храмы частью были разорены в ХIII веке, во время монголо-татарского нашествия, когда Аланское государство, раздираемое междоусобными войнами, вошло в состав Золотой Орды, а уцелевшие - уничтожены в 1396 году войсками Тимура, положившего конец трехсотлетнему существованию могущественного Аланского государства.
Из византийских источников известно, что в 925 году скончался византийский патриарх Николай Мистик, получавший при жизни грамоты от аланского митрополита Петра. В этих письмах сообщалось, что в Алании построены храмы и в них отправляется служба. В своих ответных грамотах патриарх выражает удовлетворение деятельностью митрополита и высказывает ему различные пожелания. Наличие и активное функционирование такого института как Аланская епархия невозможно без обширного комплекса культовых сооружений и собственно митрополичьего городка, которое явственно прослеживается в Нижнем Архызе.
Арабский путешественник аль-Масуди в Х веке особо отмечает, что царь Алании "царь могущественный, сильный и пользующийся большим влиянием, чем все остальные цари". Изыскания ученых-алановедов приводят к мысли о том, что в том же Х веке христианство становится фактически государственной религией, обеспечивающей идеологию раннефеодального государства. Фактически все специалисты, занимавшиеся проблемами древних храмов в Карачаево-Черкесии, без колебаний относят из к первой четверти Х века.
Таким образом, самые древние памятники христианского зодчества, построенные задолго до церковного раскола на Западную(католическую) и Восточную (православную) - и в этом их международное значение - в Российской Федерации находятся на территории древней Алании, в Карачаево-Черкесской Республике.
В ХIХ веке, после завоевания Карачая русскими войсками под командованием генерала Еммануеля встал вопрос о реставрации этих храмов, однако, на запрос Николая I, новый начальник области и командующий войсками генерал-лейтенант Вельяминов сообщил, что при тогдашнем тревожном положении вести подобные работы было бы опасно. В соответствии с решением Святейшего Синода в Нижнем Архызе в 1889 году была открыта Александро-Афонская Зеленчукская пустынь - монастырь, имевший цель "обновить древнейшие христианские храмы Кавказа и способствовать распространению света евангельского учения среди окрестных некрещеных инородцев-мусульман". На деле же монахи вторглись в архитектуру двух храмов, разобрали большинство гражданских построек города на строительный материал, фактически уничтожили 11 из 14 одноапсидных церквей и разобрали стены уникального солнечного календаря диаметром в 88 метров и внутренними сечениями. Завлечь вольнолюбивых казаков близлежащих станиц в обитель им не удалось, а обратить мусульман-горцев в христианство и подавно. Кстати, о последних.
Живущие в этих местах карачаевцы (самоназвание -аланла, къарачайлыла) являются прямыми потомками собственно алан, наряду с балкарцами и дигорцами в Северной Осетии. Элементы некогда доминировавшего в древнем Аланском государстве христианства явственно и прочно сохраняются как в элементах быта, так и в традиционном циклическом календаре. К примеру: "килиса" от греческого "экклесиа" -храм, церковь; "къач", "къынгыр къач" - крест, косой крест, и т.д.; январь - "Башил ай" (месяц св.Василия), февраль - "Байрым ай" (месяц пресвятой девы Марии), март - "Тотур ай" (месяц св.Теодора-Феодора) и т.д.
Карачаевцы с почтением относились к памяти предков, чему свидетельство - сохранившиеся храмы и благодаря их тщанию все они включены в состав Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. В 1987-89 годах были проведены первоочередные противоаварийные и реставрационные работы на Северном храме - кафедральном соборе Аланской епархии. В 2000-2004 годах проводились противоаварийные и реставрационные работы на Среднем храме. Готовилась проектно-сметная документация на реставрацию Южного храма - самого маленького, но самого древнего действующего храма на территории РФ: храм отдан в безвозмездную аренду местному приходу. Однако из-за отсутствия денег эти работы прерваны.
В 1989 году Советом Министров РСФСР была утверждена схема генерального развития Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. Но со сменой экономической и политической системы , разгулом "дикого рынка" в 90-е годы все работы оказались свернутыми - властям было не до музеев. Хотя надо признать, что музейные объекты в КЧР не были приватизированы, на что власти собирались было пойти, тоже благодаря карачаевцам. Что же до развития Нижне-Архызского комплекса, не смотря на заверения Министров культуры РФ, побывавших в этих местах и по достоинству оценивших значимость памятников КЧР не только для республики но и для российской культуры в целом, а так же заявления местных властей о скором финансировании комплексных работ, за последние четыре года там не сделано ничего. Смею утверждать, что на проведение археологических и реставрационных работ с 1989 года и по настоящее время правительство Карачаево-Черкесии не выделило ни рубля.
А между тем, в Карачаево-Черкесской Республике развитие познавательного туризма (именно познавательного), на чем живет весь цивилизованный мир, как инструмента для достижения политической, экономической и культурной стабилизации, является насущной необходимостью. Тем более, что потенциал республики для развития познавательного туризма огромен. И замечательные памятники раннесредневекового культового зодчества, единственные на территории не только многонационального Северного Кавказа, но и всей многонациональной России, свидетельствующие о высокой культуре их строителей, о конфессиональной терпимости (в истории Алании да и всех народов Северного Кавказа не было никаких войн на религиозной почве) - лишь часть этого потенциала. И эта сокровищница республики должна быть использована в деле взаимопонимания и дружбы народов, конфессионального согласия, взаимообогащения культур, в создании общества подлинно национального согласия.
Комментариев нет