Расширенный поиск
25 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Чомартны къолу берекет.

Карачаевская конская сбруя

23.04.2008 0 10061

Исмаил Айдаболов,
Кисловодск

Карачаевское седло является уникальным произведением шорного искусства и своими истоками восходит к эпохе древних кочевников - скотоводов. Наиболее ранние свидетельства использования лошади под верховую езду известны у народов степей и лесостепей Восточной Европы и до.н.э. Именно отсюда коневодство распространилось на другие районы мира.

Еще одним важным событием после одомашнивания дикой лошади стало изобретение узды и стремян, влияние которых на мировую историю трудно переоценить. Это связано с появлением в среде кочевников "военной демократии" и крупных племенных союзов, с миграциями на значительные расстояния, завоеваниями и подчинением других племен.
Речь идет об эпохе Великого переселения народов в 4-5 вв. н.э., когда грозную славу снискали нашествия гуннов, чьи конные отряды действовали на широчайших пространствах Евразии: от Китая до Галлии (совр. Франция). Сюда можно отнести также знаменитое движение скифов через Кавказ на Ближний Восток в 7 веке до н.э. и многочисленные разорительные походы алан в Мидию (совр. Иран и Афганистан), заставившие мидийского царя Вологеза обратиться с просьбой о помощи против алан к своему  врагу - Римскому императору Веспасиану.
Исторически ясно прослеживается преемственность родственных культур древнеямников (курганников) - срубников - скифов - гуннов - булгар - сарматов - алан и асов. Мы находим множество совпадений в эпосе, обрядах, верованиях, способах ведения хозяйства, одежде и быте карачаево-балкарцев и древних скотоводов.

При раскопках в окрестностях Кисловодска в конце 20 века из могильников алано-булгарского периода археологами были  извлечены сёдла в удовлетворительном состоянии. Известно, что обычай сопровождения умершего жертвенными лошадьми в полной сбруе был специфической особенностью тюркских племен и народов.
Являясь наследниками конной культуры скотоводов - кочевников, карачаевцы в чистоте сохранили многие её элементы.

Карачаевская горная лошадь считается старейшей отечественной породой. В 19 столетии, когда Карачай стал частью Российской Империи, карачаевскую лошадь по достоинству оценили военачальники русской армии. В начале 20 века в Карачае ежегодно закупали до 13.000 лошадей для комплектования казачьих полков и регулярных соединений. Карачаевское седло также стало широко использоваться в кавалерийских частях Российской армии, а даже было заимствовано конницей тогдашнего противника - Османской Турции.

В Советское время карачаевскими лошадьми комплектовали пограничные заставы в горных районах Средней Азии, их продавали в Монголию, Китай и другие страны.
По словам знатоков, карачаевское седло можно считать предтечей современных сёдел.
Западная Европа познакомилась с укладом конных народов в незапамятные времена. У древнегреческих авторов мы находим строки с похвалой непревзойденным скифским скакунам. Гомер в Илиаде описывает стремительных воительниц - амазонок, прибывших на помощь к царю Трои Приаму из степей Северного Причерноморья. Позже европейцы столкнулись с конниками гуннского царя Атиллы и отрядами кавказских алан, которые в составе полчищ осаждали Рим.
Древнее тюркское племя мадьяр переселилось из Кавказа в Восточную Европу, и долгое время совершало ежегодные опустошительные походы на Запад, достигая берегов Атлантики. Известный Венгерский ученый и путешественник Жан-Шарль де Бесс писал в 1829-1830гг.: "Никакая другая нация не похожа так на венгров, как карачаевцы и дигорцы". А в поздние времена удалые венгерские гусары стали законодателями традицийи моды для всей Европы.

Седло для верховой езды (ат джер) изготовляли мастера - седельщики. Это было сложное сооружение, в котором каждая деталь идеально выполняла свои функции.
Основой седла является ленчик (ангырчакъ). Он вытачивался цельно из древесины твердых пород индивидуально по мерке лошади. Центральная часть ленчика была приподнята над хребтом лошади аркой, а боковые части плоско лежали на верхней стороне ее ребер. Таким образом, седло не натирало спину лошади и седока. И, что особенно важно, очень легким.
Деревянная основа седла подвергалась тщательной обработке. По одному из методов ее смазывали особым составом и выдерживали в земле.

Ленчик седла имел высокие луки (къашла), благодаря которым всадник при крутом подъеме и спуске оставался в седле, не сползая на круп или шею лошади.
На ленчик накладывалась кожаная подушка особой формы (кёпчек). Лучшими материалами для набивки седельной подушки считались олений волос, шерсть диких коз или козий пух. Иные подушки набивались конским волосом. Седельная подушка была трехслойной, что придавало ей особую мягкость и упругость.
Под ленчик стелили толстую войлочную подкладку с округлыми краями площадью чуть больше его основания (къаптал).
Эта войлочная подкладка лежала на подседельнике (джауурлукъ), сделанном из кожи на войлочной основе.
Подседельник стелился на войлочный потник (терлик). Седло крепилось к корпусу лошади с помощью трех широких ременных подпруг (айыл). Стремена (ёзенги) висели на ремнях путлищах (ёзенги айыл). Тебенки (тебеннги) из бычьей кожи, окрашенные красителем из коры ольхи (джерк) и украшенные тиснением, защищали бока лошади от натирания ремнями, а ноги всадника от лошадиного пота.

Длинный нагрудный ремень (ёшюнлюк) обвивал грудь лошади поперек и крепился к передней луке седла. Другой ремень прикрепляли к нагрудному ремню на груди лошади и, пропустив между передних ее ног, крепили к передней подпруге. Нагрудный ремень удерживал седло от сползания на круп животного. Место соединения этих ремней на груди лошади украшали особым вязанием из ремней или серебряным нагрудником (ёшюнлюк).
Другой ремень - подхвостник  (къууушхан) крепился к седлу сзади и пропускался под хвостом лошади, чтобы удержать седло от сползания вперед.
К лукам седла крепились сыромятные ремешки - торока` (къанджыгъа баула). На задние ремешки привязывали скатанную бурку.

Карачаевская конная сбруя имела и особенности.
Ремень "тартхы" или "тартхыч" соединял кольцаузды и переднюю подпругу под брюхом лошади, что фиксировало их и помогало всаднику в экстремальных ситуациях.
Также во время военных действий в германскую и русско-турецкие войны карачаевские всадники, служившие в Дикой дивизии, крепили себя к седлу двумя ремнями, через бедра, приделанные к углам подушки седла. Это делалось для того, чтобы раненый или убитый кавалерист не остался на поле брани, когда кавалерия после атаки отступала на свои позиции. Ведь потерявшая седока лошадь возвращалась вслед за другими лошадьми.

Дополнительными атрибутами конской сбруи (ат керек) были переметные сумы (артмакъ): пара меньших перед седлом, и пара больших - позади. Переметные сумы делались из кожи и попарно соединялись между собой кожаным ремнем с отверстием в середине для вдевания тороков. В сумах возили провизию, а также ремонтные принадлежности: подковы (нал), гвозди (нал чюйле) и т.п. К седлу крепились чехол для ружья, чехол для пистолета, нож, аркан.
К седлу относились бережно. Сняв с лошади, его не оставляли под открытым небом, не хранили в подсобном помещении, как сельхоз инвентарь. Седло вносили в дом, вешали на почетном месте возле серебряного оружия.

Детали седла.

Ат-джер - седло
Ангырчакъ -ленчик, арчак
Ал къаш - передняя лука  седла
Арт къаш - задняя лука седла
Кёпчек - подушка седла
Джауурлукъ - чепрак, подседельник.
Терлик - потник
Ёзенги - стремя
Ёзенги айыл - путлище, ремень стремени
Къууушхан - подхвостник, пахва - ремень с очком, в которое продевается хвост коня, чтобы седло не съехало коню на шею
Къанджыргъа баула - торока. Также: ат джерни тартхысы
Ёшюнлюк - нагрудник; нагрудный ремень
Айылла - подпруги
Ал айыл (ёшюн айыл) - передняя подпруга
Орта айыл (кёпчек айыл) - катаур, верхняя подпруга через седельную подушку. Также: тартхы айыл
Арт айыл (джамыз айыл) - задняя подпруга
Арыш (тартхы, тартхыч) - чересседельник, широкий кожаный ремень от передней до задней луки седла, укрепляющий ленчик
Тебеннги (къанат) - тебенек, тебенки (мн.), деталь седла для защиты боков лошади от натирания ремнями
Кхаптал - толстая войлочная подкладка под ленчик седла с округлыми краями
Тартхы и тартхыч - также называли повод от узды к первой подпруге, чтобы лошадь не поднимала голову высоко без нужды

Детали узды.

Джюген - узда, уздечка
Башлыкъ - наголовник
Къулакълыкъ - 1) ремешок через лоб лошади; 2)наглазник, шоры для пугливой лошади
Джаякълыкъ - застежный ремень под нижней челюстью лошади
Бурундукъ - намордник; часть уздечки, надеваемая на нос лошади
Ауузлукъ - удила
Ауузлукъ тогъайла - кольца на удилах
Билеклик - повод узды
Кёз къапла - шоры от солнца над глазами лошади
Нохта - недоуздок

 

 

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет