Расширенный поиск
22 Сентября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.

Горец и горянка

24.01.2007 0 2004

Мурат Боташев

 

<...> Вся система взаимоотношений мужчин и женщин у карачаево-балкарцев строго регламентирована горским этикетом. Вот, например, небольшая иллюстрация. Женщину-родственницу здесь принято держать по правую руку от себя, а жену - по левую (при этом нередко жена стоит чуть позади от мужа). Почему? Потому что правая сторона считается "почетной" и горец никогда не допустит того, чтобы мать или сестра вдруг оказались слева от него, но горянка-жена - существо совершенно иного порядка. Она не унизит мужа демонстрацией своего превосходства, напротив, будет всячески подчеркивать свою слабость и покорность и, в то же время, - преимущество супруга, обязывая тем самым не забывать о том, что он действительно мужчина и что на нем лежит ответственность за благополучие и спокойствие семьи.

Ни в Карачае, ни в Балкарии женщина не станет навязывать мужчине свою волю, но лишь поможет ему самому догадаться и понять необходимость принятия нужного ей решения.

Вообще, мужчины-горцы стараются не проявлять своих чувств при посторонних и всячески демонстрируют свое хладнокровие и даже некоторое пренебрежение к жене, поэтому здесь редко увидишь супругов, прогуливающихся под руку, и уж точно никто не станет прилюдно обниматься и целоваться. Однако под холодной маской безразличия скрываются очень нежные и теплые души, пылкие и страстные сердца, недаром венгерский ученый Ж.-Ш. де Бесс писал, что карачаево-балкарцы "имеют репутацию хороших мужей и хороших отцов". Тот же генерал Бларамберг, отмечая их вспыльчивый характер, справедливо замечает, что они "довольно быстро успокаиваются и всегда готовы признать свою ошибку", а со своими женами живут "самым мирным образом" и "в отличие от других горцев они питают большую привязанность и человечно относятся" к ним. По признанию известного русского этнографа Е.А.Талицкого, карачаево-балкарцы, "как особый народ, отличается некоторыми симпатичными качествами, например, добродушием и общительностью. Это их природные качества, и по ним народ этот ближе всего подходит к русским".

Одним из наиболее интересных кавказских обычаев является похищение невест, послужившее сюжетом для фильмов "Кавказская пленница", "Не бойся, я с тобой" и др. и широко практикующееся у карачаево-балкарцев и в наши дни. Помните, знаменитые строки из Лермонтовского Хаджи-Абрека, в которых старый лезгин, забредший в поисках своей похищенной дочери в "великий и богатый" карачаевский аул Джамагат, что находился в Тебердинском ущелье, обращается к джигитам:

Сюда, наездники Джемата!
Откройте удаль мне свою!
Кто знает князя Бей-Булата?
Кто возвратит мне дочь мою?

Именно этому обычаю обязана Россия появлением в своем рационе кефира - традиционного напитка карачаево-балкарцев, державших рецепт его приготовления в строжайшем секрете: в 1906 году карачаевский скотопромышленник Бекмурза Байчоров похитил покорившую его сердце красавицу Ирину Сахарову, прибывшую в Карачай по направлению Всероссийского общества врачей для раскрытия тайны кефира, и уже через два года полезный и вкусный напиток продавался в Москве. До недавнего времени эту историю любви можно было прочесть на каждом пакете "Домика в деревне".

Очень часто похищение невесты - единственный способ соединить влюбленные сердца. Известен случай, когда родители, вопреки желанию своей дочери (что, впрочем, не характерно для этих мест), решили ее выдать за богатого, но не любимого человека. В результате возлюбленному невесты ничего не оставалось, как увезти ее прямо со свадебного застолья из-под рук "жениха". "Укравший" свою возлюбленную, как и прежде, почитается за истинного джигита: обычно (если только это не инсценировка, к которой зачастую прибегают, чтобы избежать многочисленных предсвадебных формальностей и затрат) за похитителем пускаются в погоню и тогда "влюбленному джигиту" лучше не попадаться, ибо самое меньшее, что его ожидает, - это позор и всеобщее осмеяние. Отстоять же свою любовь и честь - значит, прослыть "настоящим мужчиной" (а какой кавказец не мечтает о славе!).

Но, все же, престижнее невесту засватать, ибо именно так поступают люди достойные и честные. В этом случае за невестой отправляется длинный кортеж из автомобилей (для этого привлекаются все родственники и друзья, имеющие самые лучшие марки отечественных и иностранных автомобилей), украшенных коврами и лентами, всю дорогу раздаются сигналы машин. Часто кортеж возглавляет группа всадников, одетых в традиционные костюмы, со свадебными знаменами и государственными флагами России и республик.

Выбор невесты у горцев - дело сложное и очень тонкое. В Карачае и Балкарии каждый должен помнить имена своих отцов до седьмого колена и фамилии бабушек и прабабушек, а потому малейшее подозрение на родство, пусть даже духовное или искусственное (молочное родство, побратимство и пр.), может расстроить все планы. Потенциальные жених и невеста, а также их семьи должны иметь безупречную репутацию и, желательно, принадлежать к известным и славным своими предками и деяниями фамилиям. И, конечно, ничто здесь не карается так сурово, как оскорбление, нанесенное женщине. В горах привыкли считаться со словом, и просто так им здесь не бросаются. 

(millet.narod.ru) 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет