Расширенный поиск
25 Июня  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.

Архитектурные традиции Карачая и Балкарии

19.05.2006 0 1479

И.Х. Атаев

"Много сюда людей приходило, сказки записывали,
песни наши, а вот как мы дома строим, ты первый спрашиваешь".
130-летний Кау из Булунгу (1938 г.)

Следует отметить, что даже сравнительно поверхностного взгляда более-менее опытного специалиста оказывается достаточным, чтобы уяснить: в своих традиционных жилых, хозяйственных и иных постройках позднего средневековья и нового времени карачаевцы сохранили целый ряд элементов старой тюркской архитектуры. Отчасти они сохранились и поныне.



Пожалуй, необходимо подчеркнуть, что именно в сфере строительного дела, как ни в какой иной, прослеживается длительная история древнего народа, у которого по сей день сохранились параллельное применение в быту всех достижений оседлой земледельческой и кочевнической цивилизаций Евразии. Будучи прямыми потомками древних тюрков, т.е. скифов, сармат, алан, хазар, булгар, куман (все эти племенные названия отражают многогранность одного Великого народа, или, по гумилевской терминологии - суперэтноса, в разные эпохи прохождении истории и соприкосновения со многими соседями в разных континентах), карачаево-балкарцы искусно владеют секретами каменной, деревянной, земляной, скальной и войлочной архитектуры.

В целях максимального использования вертикального зонирования территории расселения, землевладения и землепользования карачаевцы (западные алано-асы) и балкарцы (восточные алано-асы), выработали целую серию стилей архитектурных решений строительства своих жилых домов и разного рода других построек.


Боевая башня в ауле Хурзук. XII век

Касаясь рассматриваемой темы хотелось бы акцентировать внимание на нескольких моментах:

1. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что синхронно возводились постройки различных типов и стилей. Их выбор определялся многими факторами - местонахождением, назначением (функциональной заданностью), временем пребывания в нём, сезоном пользования и др. В равной мере используются ими высшие достижения земледельческой цивилизации - ирригационные сооружения в высокогорье, фортификационные сооружения в виде крепостей и оборонительных стен, а так же легкие постройки кочевников, в виде шалашей, балаганов, плоских навесов, легких оград для большого количества скота на короткое время содержания.

2. Исследователю непременно следует учитывать взаимосвязанные факторы - демографический и экологический. В разные периоды истории плотность населения на территории Карачая и Балкарии менялась - в зависимости от внешних и внутренних факторов будь то войны, эпидемии, стихийные бедствия.


Расчищенный фрагмент святилища в Гиляче. VIII в.

В прямой зависимости от плотности населения находится состояние лесов, которые влияют на выбор типа поселения. Например, при оптимальном соотношении населения и лесов преобладали срубные типы жилищ, а по мере оскудения лесных ресурсов появляется все больше каменных построек. В тех местах, где карьеры для добычи строительного камня находились слишком далеко, начинают преобладать каркасно-глинобитные дома, а в степной зоне, где и орешник редкость, люди естественным образом живут в войлочных юртах.

3. Представляется ошибочным деление народов по типу жилья, хотя бы потому, что, например, у карачаево-балкарцев прослеживаются практически все типы построек - от юрты и плетеных (турлучных) построек до срубных и каменных, причем использовались крыши войлочные, камышовые, соломенные, земляные. Практически все разнообразные типы жилищ производны от факторов пространственного (места локализации) и временнóго.

Возьмем, к примеру, карачаево-балкарское высокогорье, где выше зоны лесов находятся альпийские луга. Здесь животноводы находятся всего несколько месяцев, а именно - с конца мая по конец сентября, т.е. треть года. Загоны для скота, летние коши - вот основные постройки, которые встречаются в таких местах. Конечно, эти постройки возведены из камня твердых, глубинных пород (благо он здесь в изобилии), которые трудно подвергаются обработке. Это в основном граниты (сослан таш), базальты и т.д.


Циклопические постройки и фундаменты строений Хурзука

"Наибольший интерес, - пишет археолог Х.Х.Биджиев, - среди хозяйственных построек имеют грандиозные каменные постройки круглой формы, представляющие загоны или базы для скота. Они сооружены из больших рваных камней без раствора, насухо. Имели внушительную высоту, проем шириной 1,5-2-3 метра, о высоте их трудно судить, ибо они разрушены, но если учесть, что стены некоторых из них имеют толщину до 1,2 метра, то высота достигала до 3-4 метров, размеры их различны: от 5 до 30-70 метров в диаметре" (Х.Х. Биджиев, Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск 1993).

Здесь неимоверных усилий требовалось, чтобы притащить, приволочь сосновые бревна (кругляк) из глубоких ущелий внизу, чтобы нарастить стены (къабыргъа, хуна), установить опоры (багъана), перекрыть крышу (юй башы, чардакъ), роль строительных машин выполняли знаменитые карачаевские волы (ёгюз), а также простейшие рычаги (темир таякъ), салазки для перевозки камней (балас, дорласын) и ручной инструмент (салта, чёгюч, чюй).
В других ландшафтных зонах требовались иные навыки строительного дела, отличающиеся своей трудоемкостью, технологией, используемым материалом и т.д.

4. На местах постоянного поселения преобладают прекрасные срубные дома на каменном фундаменте, или врезанные цоколем в грунт на покатых местах для создания террас. Как отмечается в цитировавшейся нами работе Х.Х.Биджиева, "у карачаевцев до 18-19 веков сохранились более древние многоугольные срубные дома, приближающиеся по форме к кругу, со слегка покатой к краям и приподнятой в середине крышей. Внутри она подпиралась массивным столбом - "багъана", то есть опорным столбом, а очаг располагался в середине постройки".

5. Сами селения (эль) можно характеризовать как населенные пункты городского типа. В частности, четко выраженными городскими чертами выступают:
- единая система водоснабжения (илипин)
- единая система дорожного хозяйства (мощеные дороги, мосты для гужевого и иного транспорта)
- квартальный принцип расселения (тийре)
- выделенный центр, где располагались главная площадь (майдан), соборная мечеть (джума межгит), здания администрации и суда (мехкеме).


Хумаринское городище близ г. Карачаевска. VIII - Xвв.

Кроме того, можно отметить великолепные фруктовые сады (кёгет бачха), возделанные поля (сабан), ухоженные огороды, сенокосные угодья с поливными каналами, дающие несколько урожая за сенокосный сезон. Здесь можно отметить удивительную способность наших земледельцев использовать практически неудобный участок под посев, покос и постройки. Для этого требовались знания, прежде всего строительного дела, так как огромные глыбы камней необходимо было передвигать, поднимать, а также раскалывать и подвергать хотя бы минимальной обработке для дальнейшего использования. Необходимы были знания кузнечного дела, чтобы иметь инструменты для каменотесов, землекопов, плотников (салта, балта, чёгюч, кюрек и т.д.). Нужны были знания и навыки по геодезии, сопромату и химии, которые карачаево-балкарцы унаследовали с древних времен.

Следы нашей истории Фото

Так строили наши деды

Древнейшие христианские храмы России

(Голосов: 2, Рейтинг: 2)

  • Нравится

Комментариев нет