Древний календарь
Юзеир Жулабов
Издавна карачаево-балкарцы пользовались двенадцатигодичным календарем, носящим имена животных. Такой календарь назывался Мючел и служил способом подсчета возраста людей. Подобно этому в нашем народе бытовали особые названия месяцев, отличные от используемых сейчас: башил - январь, байрым - февраль, тотур - март, тотурну арт айы - апрель, хычыуман - май, никкол или миккол - июнь, элия - июль, къыркъар - август, къыркъаууз - сентябрь, этыйыкъ - октябрь, абыстол - ноябрь, абыстолну арт айы или эндреуюк - декабрь. Эти названия, как и сам Мючел, в настояще время постепенно забываются. Они связаны с астрономическим счетом времени как и слова год, день, месяц. Устареванию этих названий сильно способствовало вхождение в наш язык вместе с религией Ислам и арабских названий месяцев: мухаррам, сафар, раби-аль-аууаль, раби-ас-сани, джумада-аль-аууаль, джумада-ссани, раджаб, шаабан, рамадан, шаууаль, зуль-къиада, зуль-хиджджа.
Теперь опишем Мючел. Им пользуются до сегодняшнего дня все народы, живущие в Средней Азии, Казахстане, Китае, Японии. В древности Мючел заимствовали китайцы, монголы, персы и многие другие народы. О причинах возникновения мючел в своем всемирно известном произведении "Дивани лугъатит ататюрк" известнейший тюркский ученый Махмут Кашгари пишет следующее. "Тюрки назвали именами двенадцати животных двенадцать месяцев года. Время рождения человека, его возраст исчисляли двенадцатигодичным циклом. Определение этого таково: один из тюркских каганов искал способ закрепить в памяти несколько лет своих удачных боевых действий. Найдя такой способ, он держал совет со своим окружением, и сказал: "Насколько мы ошибемся, оставляя историю позади себя, настолько же будут ошибаться и другие. Поэтому мы должны дать названия двенадцати звездам и двенадцати месяцам. С этих пор пусть летоисчисление производится по циклическому обороту этих лет, и это будет нам напоминанием". Свита ответила: "Верно, да будет так, как говоришь".
Каган повелел выйти на охоту и гнать всех животных к Волге. Приказ исполнили и загнали в Волгу всю живность. Через реку переплыли двенадцать видов животных. Каждому году присвоили их названия. Первой реку преодолела мышь, и потому первый год назвали именем мыши. Таким образом, и карачаево-балкарское летоисчисление организовалось следующим образом: Год мыши (Крысы), Коровы, Барса (Тигра), Зайца, Рыбы, Змеи, Лошади, Овцы, Обезьяны, Курицы, Собаки, Свиньи.
Для того, чтобы определить свой год рождения необходимо понять механизм смены лет. К году рождения человека прибавляется 9. Полученное делится на 12, остаток и будет годом рождения по исчислению Мючел. Например, если человек родился в 1950, прибавляя 9, получим 1959. Разделив на 12, в остатке получаем 3. А третьим по календарю идет год Тигр.
Помимо этого Махмут Кашгари говорит о том, что тюрки пользуются еще и названиями месяцев, отличными от названий месяцев по исламу. Год делится на четыре части. Первой из них является весна, затем лето, осень и зима. Этими названиями мы пользуемся и по сей день так как было установлено тогда. По исчислению Мючел старый год завершается 21 марта, а новый год начинается 22 марта. Новогодний праздник называется Науруз, что означает новый. Это день, когда длина дня равна длине ночи. Этот день является средним между самым коротким днем 22 декабря и самым длинным днем - 22 июня. Судя по историческим записям, тюрки почитали новый год Науруз за очень большой праздник. Поэты зачитывали свои стихи, собравшийся народ пел песни, танцевал, играли в игры, поздравляли друг друга.
В "Диване" о Наурузе очень много строк. В нем описаны обычаи, которые были в ходу у тюрок более 4 тысяч лет назад, рассказывается о том, какие особенности были у Науруза. Из всего, что было в ходу у наших предков во время праздника Науруз, до наших дней сохранился только ашыра хантус. Его готовили из семи компонентов: мяса, пшеницы, пшена, овса, соли, лука и воды.
К сожалению, становится все меньше людей среди стариков, которые могут назвать год своего рождения именем животного. Это было одним из хороших обычаев нашего прошлого. Будем же стараться не забывать его. Если мы сами не будем искать утерянное, никто нас им не одарит.
Комментариев нет