Расширенный поиск
20 Января  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Кёбге таш атма.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Баланы адам этген анады.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.

О намысе

08.12.2003 0 1797

 

В Карачае и Балкарии часто употребляют слово "намыс". Это одно слово, но смысл его чрезвычайно широк. Если кратко сказать, то намыс - это вся добродетельная жизнь.

У наших горских народов самой трудной является работа на сенокосе. Я думаю, что людям, не изматываясь, хорошо делать эту работу помогает намыс. Бригада с почтением относится к тамаде. Тамада же достойно её возглавляет, и дело идет. Вот вы дружно вступаете вслед за тамадой на клин для косьбы ни свет, ни заря. Но и тамада блюдет намыс каждого из вас, отдавая должное каждому. Это одно из проявлений намыса в виде ответственности и воспитанности.

Младший блюдет намыс старшего, это как закон. Но и старший обязан понимать это и оказывать ему всяческое внимание, уважение и поддержку. Если молодой или старый ведут себя непристойно, то это - бесчестие, говорят, что у такого намыс отсутствует.

Женщина создана красивой и почитаемой. Но открытыми на людях могут быть её лицо и руки до локтей. Что до мужчины, то у него могут быть обнажены руки до плеч, ноги до колен, грудь. Неприлично для мужчины обнажать живот.

Если младший не следует воле старшего, то говорят, что намыс отсутствует. Там, где есть дух намыса, старший обязан узнать о суждении младшего и прислушаться к нему. Если кто-то рассказал смешную историю, неприлично громко хохокат. Смеяться можно и нужно, но не громко, а лучше просто улыбаться. Если дома или в обществе юноша или девушка грубо оговаривается, или вступает в пререкания со старшим, то с намысом у них большие проблемы.

Если в семье каждый - сам себе голова, то такая семья обречена на беспросветность. Если намыс лежит в основе семьи, то почитание отца и матери - это обязательное условие на пути детей к счастью. Чтобы пояснить свою мысль, хочу вам, парни, рассказать о семье одного из моих друзей. У него было четыре дочери и сын. Две старшие дочери почитали отца и мать и не делали без их благословения ни шагу. Обеих дочерей мой друг выдал замуж в две приличные семьи собственноручно. Обе создали хорошие семьи и живут счастливо. А вот сын, полагая, что он единственный и бесценный, пил, беспутничал и погиб самым бездарным образом. Две его младшие сестры с отцом и матерью тоже не считались. Жизнь устроили по своему разумению. И что же? Не получилось у них ни семейной, ни личной жизни, одно позорище и посмешище для людей. Таких примеров я могу привести много.

Во всем мире нет людей, кто любил бы тебя больше отца и матери. Никто в мире не жаждет для тебя добра больше, чем они. Вот почему чтущие отца и мать, благословленные ими юноша и девушка обязательно обретают счастье. Говорят, если намаз совершаешь не по убеждению, а по необходимости, то это великий грех. Вот также и намыс должен быть глубоко в твоем сердце, а иначе это лишь мишура добродетельности и добропорядочности. Намыс и любовь должны лежать в основе взаимоотношений мужа и жены. Без них трудно сохранить семью, ещё труднее вырастить детей. Супруги должны быть предупредительны друг к другу, между ними не должно быть лжи. Взаимные обиды следует выяснять в отсутствии детей, без криков, деликатно. По шериату муж, глава семьи, отправляясь поутру в путь, в том числе и на работу, испрашивает благословения жены. Жена же обязана выразить благословение и благопожелание.Вообще, друзья и близкие регулярно просят друг у друга благословения и прощения обид.

Намыс должен быть и в государственных делах. Вот, к примеру, председатель нашего колхоза Хамит. Он жестко поставил заготовку сена. Его весь аул избрал и за него отвечает. А Хамит отвечает перед избравшим его народом. И если мы не будем выполнять его указания, то и себя, и его подведем. Я пример колхоза привел, но думаю, что и по всей стране снизу доверху все структуры должен пронизывать намыс.

Намыс лежит в основе взаимоотношений друзей. Он нужен на танцах и игрищах. Намыс необходим в пути и на отдыхе - всюду в жизни. Ибо намыс есть мера всех вещей в жизни. 

(Ибрагим Алиев, "Некоторые обычаи Карачая", М., Педагогика, 2000г.)

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет