Расширенный поиск
13 Ноября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.

Обряды и обычаи печали

05.12.2003 0 4742

У человека бывают радости, бывают, к несчастью, и печали. Когда у человека горе, он сам того не ведая, может обнаружить перед обществом свою слабость, потерять своё достоинство. Поэтому и в горе, каким бы оно не было тяжёлым, человек должен блюсти себя. Горести были и до тебя, и после тебя тоже будут. Что делать, так устроен мир, мои молодые друзья.
Самое большое для человека горе, когда умирает близкий. Умирающему человеку время от времени аккуратно вливают в рот немного воды. Призывают иман (т.е. свидетельствуют о вере умирающего).

Если человек умер, то распрямляют его члены, очищают его. Затем подвязывают челюсти, соединяют и связывают вместе ноги. После этого умершего переносят на смертное ложе. Для оповещения родных, близких и друзей о смерти человек направляют людей.
По шариату у нас для умершего мужчины не используют в качестве савана шелковую ткань. Используют только белый сатин. На мужчину прежде всего одевают рубаху, голову охватывают куском полотна наподобие чалмы, называемой сарх, облекают в саван в два или три слоя.
Саван для женщины может быть из белого, либо зеленого шелка, но говорят, что и для неё лучше использовать белый сатин.

Но прежде, чем одеть и облечь покойника в саван, его подвергают омыванию. Мойщиков должно быть несколько, по возможности, это должны быть близкие родственники покойного.
Если умер мужчина, то при крайней нужде, или при соответствующем завещании его омовение может выполнить его супруга. Обратное не допускается.

Один из мойщиков омывает покойного, другой поливает ему водой из кумганов, третий и четвертый наполняют кумганы, а также выносят воду. Не допускается, чтобы вода, омывшая покойника разбрызгивалась на пол. Да и сливать воду во дворе куда попало нельзя. В таком уголке усадьбы, где практически не ступает человек, выкапывают яму, куда и сливают воду. По завершении яму зарывают. Объясняют это тем, что в давние времена люди часто умирали от заразных болезней. Чтобы предохранять других от распространения болезни, поддерживать чистоту и завели такой обычай. Вместе с тем, вода не выплескивается бездумно под ноги - это тоже, думаю, элемент уважения к ушедшему.

Для омовения используется моечный стол. Его вносят в комнату и тщательно моют. Затем покрывают белой простыней и кладут покойника. Мойщики прежде проводят его очищение. Вдвоем они стараются трижды придать покойнику сидячее положение. Называется это шежде. Смысл шежде - это очищение прямой кишки покойника. После этого мойщики совершают абдез - ритуальное омовение рук, ног, головы.

Из куска савана изготовляют рукавицы с тесемками. В рукавицы всыпают измельченное туалетное (при его отсутствии - хозяйственное) мыло. Мойщик одевает рукавицы на обе руки, завязывает вокруг запястья тесемки. Туловище покойника покрывают куском белой материи.
Омовение начинают с правой стороны покойника. Знающий при этом читает соответствующее дуа. Туда, где проходят руки мойщика, льют воду из кумганов, постоянно меняя их. Завершив омовение покойника, осушают на его теле влагу. Во время омовения покойника, чтобы вода не расплескивалась на пол, используют два таза - большой и поменьше, который ставят в большой. Вода, стекает из желобка моечного стола в маленький таз, а брызги из него - в большой.
Затем вносят носилки упокоения, называемые сал агъач, сначала покрывают носилки ковром, на ковер кладут саваны. После этого переносят покойника с моечного стола на саван одевают прежде рубаху, сарх. На женщину прежде одевают лифчик, а потом рубашку, повязывают платок. Пеленают в саван, как выше о том говорилось, заворачивают ковер и поверху привязывают к носилкам. Те, кто выполняют все это - мужчины или женщины должны предварительно омыться и кроме того все они должны выполнить абдез, как это будет рассказано ниже.

Выносят покойника из дома ногами вперед, а когда несут на кладбище - головой вперед. Вынеся покойника во двор, поворачивают головой на запад, ногами на восток, затем в дело вступает духовное лицо. Во двор вслед за покойником выходят женщины, выражая ему благословение и благопожелания, однако они не должны перемешиваться с мужчинами, а держаться своей отдельной группой. Считается неподобающим приличию громко плакать и причитать во весь голос, становиться объектом всеобщего внимания.

Когда покойника уносят со двора, женщины остаются. Сопровождают его на кладбище только мужчины. Совершивший абдез вправе на кладбище присоединиться к джаназы - заупокойной молитве. Вслед за этим покойника предают земле. В могилу спускаются два-три самых близких человека, которые и укладывают покойника в нишу.

При чтении суры "Йасын" ближайшие родственники покойного располагаются у его изножья. При чтении "Талкъана" - у изножья могилы.

Радость ли в доме человека, или горе, все его родственники, соседи, друзья должны подняться как один. Это святой долг каждого человека, так всегда было в Карачае и Балкарии.

У человека, потерявшего близкого, в доме не должно быть иных проблем или забот, кроме принятия соболезнований. Все заботы по дому, а также встреча и проводы гостей, берут на себя родственники, соседи, друзья.

Допустим, у человека умер сын или дочь. Этого человека туго опоясывают полотенцем. Если у него есть старший брат, его тоже опоясывают полотенцем. Смысл этого заключается в том, чтобы люди, приходящие выразить соболезнования точно знали, к кому обратить слова скорби и утешения. И потом, говорят, что когда пояс затянут полотенцем таким образом, то это поддерживает человека физически.

Если умерли отец или мать, то опоясывают полотенцем сына, если невестка, то свекра, или брата мужа. Принимающий соболезнования занимает такое место, чтобы приходящие люди легко могли увидеть его, подойти, выразить свои чувства.

По нашим обычаям при выражении соболезнования не принято обмениваться рукопожатиями по всему кругу. Принимающий соболезнования, когда приходят люди встает, принимает слова сочувствия и кратко благодарит их: "Сау болугъуз" - ("Спасибо"). Когда же люди, собираясь уходить, подходят к нему со словами участия и прощания, он должен выразить свою глубокую признательность и подобрать иные добрые слова. Прощаясь с ними, он делает два-три шага вперед, а затем возвращается на свое место. Далее людей провожают близкие. Если принимающий соболезнования должен отлучиться, то его место занимает столь же близкий родственник.

В доме, где умер человек, в течение трех дней пищу не готовят. В течение трех дней все заботы о пище и прочие домашние заботы берут на себя соседи. Они готовят къайгъы аш (пищу скорби), приносят её в дом и кормят тех, кто потерял близкого, и их гостей. Соседи присматривают также за уставшими, обессилевшими или приболевшими из числа гостей.

В память покойного раздают схат и пищу. Схат раздают по необходимости, а пищу - по возможности. Что включает схат? Вот человек умер и оставил имущество. Из него выводят дом, в котором он и его родственники живут, дойную корову, лошадь и волов для упряжи, одежду, постель и тому подобные необходимые для жизни вещи. Оставляют не бывшее в употреблении содержимое сундука: ткани, деньги, серебро, золото, а также, к примеру, табун лошадей, яловых животных, если таковые есть и оценивают их. Сумму делят поровну на всех членов семьи, включая покойного. Треть доли покойного направляют на нужды, связанные с его смертью. Траты сверх того противоречат обычаю и шериату.

Что касается раздачи продуктов, пищи, то ее размеры также не должны обернуться для членов семьи непосильным бременем. Речь идет о милостыне, которая не является их долгом. Милостыню сирым мы должны раздавать при жизни сами. Что касается къайгъы аш, то ее, как вы помните, готовят три дня, после чего хозяева сами готовят пишу.

На третий день, когда в доме умершего начинают готовить пищу, обращаются к старикам, которые эти три дня ранним утром совершают дуа, с просьбой сразу после дууа посетить дом. Старики принимают приглашение, угощаются, благодарят за угощение, произносят благопожелания и уходят. Угощение не должно быть обильным и тем более роскошным: из того, что обыкновенно есть дома. Иное - от тщеславия.

На 52 день между предвечерним и вечерним намазом 3-4 человека отправляются на кладбище и семикратно читают над могилой кемик дуа. На этом все и кончается.
Если тебя направляют с известием о смерти, извещаешь, не здороваясь и не слезая с коня, следуешь дальше. Если ехать дальше не нужно, или нужно передохнуть, сходишь с коня, здороваешься обычным образом, переводишь дух.
Встретившись с человеком, понесшим утрату, не здороваясь, выражаешь соболезнование и лишь затем здороваешься с ним.
Напротив, если у человека радость, повстречавшись с ним сначала здороваешься, а потом поздравляешь его.


(Ибрагим Алиев, "Некоторые обычаи Карачая", М., Педагогика, 2000г.)

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет