Расширенный поиск
23 Марта  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.

Танец «Тепена»

11.06.2003 0 2390

 

Танец "Тепена" (Богиня очага) имеет несколько вариантов, но главным являются трудовой и свадебный. Трудовой вариант танца "Тепена" отразил процесс строительства горских жилищ. Горский дом строили всеми жителями (изеу) селения. Оказать помощь было святой обязанностью, независимо от родственных отношений и социального положения. Если семья не могла накормить всех, которые пришли помочь, то те приносили с собой пищу и орудия труда. Каждый участник "изеу" старался от души помочь строящимся.

Для строительства нового дома выбирали участок, соблюдая все обычаи, и совершали ряд обрядов для благополучия семьи. Через выбранный участок прогоняли скот и птицу - быка, корову, яка, барана, козла, лошадь, осла, курицу, петуха, утку, индюка, гуся, чтобы новая семья имела много скота и птицы. Скот гнали мужчины, птицу - женщины. Над участком также проносили немного пшеницы, ячменя, проса, фасоли, лука, чеснока, ореха, чтобы они были в изобилии. В танце "Тепена" все это передается с помощью реквизита (фигурки животных, птиц, овощей, вырезанных из дерева) в руках исполнителей танца.

На выбранном участке разводили большой костер, чтобы в доме было светло и тепло, и для очищения от злых духов. Обрядовый костер в танце "Тепена" воспроизводится большим кругом исполнителей, которые берутся за плечи друг друга. В середине круга находился парень с поленом.

К "выбранному для строительства участку" подносили с танцевальными движениями из танца "Тепена" орудия труда - лопату, кирку, топор, молоток, пилу, деревянные и железные гвозди, носилки и т.д.

"Траншею для закладки фундамента" начинал "с легкой руки" старший, который произносил здравицу, взяв в руки почетную чашу с напитком. После чего начинал рыть траншею. Это действо воспроизводится исполнителями танца, образующими четырехугольник. В середине фигуры находится исполнитель роли старшего с чашей.

Выбрасывание земли из траншеи и закладывание ее камнями передается сгибанием и выпрямлением корпуса с протянутыми руками; движения, отражающие выбрасывание земли из траншеи и закладывание камнями в танце "Тепена" передаются энергично и живо.

Стены дома обозначаются в танце поднятием рук над головой всеми исполнителями. Опорные столбы - приподниманием на полупальцы и опусканием на полную ступню, как бы говоря, что столб входит в землю; перекладины на потолке - протягиванием рук вперед. Наполнение кровли дома землей - образованием круга исполнителями, которые сужают и расширяют его. Трамбовку крыши - притопыванием ногами. Работа топором и молотком - взмахами рук; штукатурка и побелка - плавными движениями рук девушек вверх, вниз, вправо и влево; очажное отверcтие над крышей обозначают кругом мужчин, которые держатся руками за плечи друг друга, и становящихся на одном колене. Дым, выходящий из очажного отверстия - медленным вставанием круга мужчин с колен; очажные камни (тыпыр) - кругом мужчин, сидящих на одном колене, когда руки протянуты вперед и слегка вверх; очажная цепь - вставанием мужчин в одну линию, взявшимися за руки; пламя очага - взмахами красных платочков девушек.

В день, когда начинали копать траншею, соседям не давали огонь: считалось, что в собственном доме он навсегда потухнет. Огонь в очаге возжигала женщина, которая пользовалась большим авторитетом у односельчан. Разведение огня в очаге - в танце показывается полукругом мужчин на коленях, а в середине круга девушка имитирует зажигание огня. Установка очажной цепи - кругом мужчин, стоящих на одном колене, взявшись за плечи; затем в круг входит девушка с цепью. Окончание строительства дома отмечали торжественно, заканчивая общественным пиром. Старейшина произносил здравицу в честь всех, кто принимал активное участие в "изеу", в честь семьи, родственников, соседей. Если в доме был сын, который собирался жениться, то ему желали удачной женитьбы. А если девушка должна была выйти замуж, то - удачного замужества. Жители дарили посуду, орудия, баранов, волов и другую живность, чтобы семья быстрее встала на ноги. Юрий Асанов отмечает: "Когда стройка подходила к концу, т.е. утрамбовывали крышу, люди вокруг очажного отверстия исполняли танец "Тепена", который сопровождался песней".

Танец имел следующий рисунок: танцоры, взявшись за руки, становились в круг и, закинув "калачиком" правую ногу выше колена или вокруг очажного отверстия вначале вправо, затем, сменив ногу, влево и пели:

Ой-ра, Ой-ра, Тепена,

Возьмем правую ногу,

Положим выше колена,

Пойдем выше колена,

Пойдем по кругу вправо,

Танцевать Тепена.

Когда в новом доме устанавили кровати, столы, стулья, украшения, то над порогом прибивали подкову как символ счастья, которая передается в танце полукругом. Дом охотника украшали головами тура или оленя, чтобы знали, что в нем живет охотник. Чтобы уберечь жилище от злых духов, в стену дома забивали железные предметы, которых те "пугались". В дом пускали много детей, чтобы у молодой семьи их было побольше.

Во время изеу прохожих заставляли платить выкуп. Выкупом могли быть баран, золотые или серебряные вещи. Через порог дома надо было переступить правой ногой. Если кто-то переступал левой, то он оскорблял семью, как будто проклинал ее.

"После того, как крыша была утрамбована, самый старший разбрасывал на ней ячменные зерна для благоденствия и изобилия, и семья устраивала "курманлыкъ", на который приглашались родственники, соседи и односельчане. Конечно, семье было не под силу накормить и напоить такое количество людей, поэтому здесь, как и при постройке дома, на помощь приходили родственники, которые помогали продуктами и напитками. Здесь заранее готовились хмельные напитки: буза и пиво ("сыра").

На это торжество обязательно должны были быть приглашены музыканты, так как после общественного пира, во время которого произносились тосты в честь нового дома и его хозяев, начиналось веселье - танцы, песни.

Свадебный вариант танца "Тепена". Перед отправлением дружков жениха в дом невесты девушка и парень исполняли танец знакомства. Движения мужчины свободные, а у девушки - плавные. Затем танец становился массовым. Пары шли по прямой линии, изображая дорогу, по которой должны отправляться к невесте. Из прямой линии образовывали извилистую, это означало, что дорога будет трудной и долгой. Исполнители шли клином, указывая, что при выводе невесты из дома будут чиниться преграды со стороны ее родственников. Танцующие перестраивались, пересекаясь крест-накрест. Это означало, что невесту могут похитить другие. Парни и девушки выстраивались в полукруг - счастье молодоженам. Полукруг замыкался. Это было пожеланием бесконечного счастья. Закончив танец, дружки жениха отправлялись за невестой.

В доме невесты дружки жениха исполняли танец "Тепена" с девушками. Во время танца девушки старались сорвать шапки с приезжих. Если удавалось, то последние платили выкуп.

Функции очага в балкарском жилище не ограничивались хозяйственной и социально-бытовой сторонами; он играл весьма важную роль и в свадебных обрядах. Так, когда родственники жениха ехали за невестой, то их принимали в "уллу юй", т.е. в большом доме, где был семейный очаг. Здесь собирались только старшие как со стороны невесты, так и со стороны жениха. Накануне увоза невесты мужчины только со стороны парня, встав в круг, исполняли вокруг очага танец "Тепана", который, как было описано выше, исполнялся еще и при строительстве жилища. В некоторых ущельях танец "Тепена" именуется "Изеу".

(Из книги КУДАЕВА Мухтара Чукаевича "ДРЕВНИЕ ТАНЦЫ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ".
Нальчик, 1997).

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет