Расширенный поиск
16 Декабря  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.

Не просто телодвижения...

17.05.2003 0 1665

В трудах исследователей истории и культуры балкарцев и карачаевцев в той или иной степени затрагиваются вопросы, касающиеся традиционного танца как неотъемлемой части различных обрядов, как обязательного компонента культовых действ, как яркого проявления художественной одаренности народа <…> В карачаево-балкарских танцах отразились труд человека, уклад жизни народа, животный и растительный мир, характер, нравы, история, которые передаются телодвижением в изобразительно-подражательной форме <…> Во всех обрядах танец занимает главенствующее положение среди других жанров действа.

Основные рисунки танца "Тюз тепсеу", которые раскрывают характер и содержание танца.

Прямая линия означает представления участвующих в танце. К примеру, большой круг - бесконечная жизнь. Полукруг - счастье всем парам. Зигзагообразное построение - счастье трудно достается. Две линии - равенство. Диагональ - счастье пополам. Малые круги - почет и уважение. Малые полукруги - ожидают трудности. Линии клином - большая любовь. Перекрещенные линии - брачная связь.

Юноша, отделив свою партнершу от группы девушек, то наступал, то отступал, а она повторяла его движения. В данном случае, наступление или отступление означает похищение девушки.

Юноша и девушка, встречаясь правым плечом, делали ход до за до. Обратно он возвращался, встречаясь с партнершей левым плечом. Затем они оказывались лицом к лицу. Такой ход означал выбор любимой девушки.

Юноша обходил девушку, выражая особую любовь. А если она поворачивалась по ходу движений юноши, то это означало взаимность чувств.

Девушка и юноша расходятся и приближаются, становясь лицом к лицу. Этим они выражали любовь и разлуку. Затем они танцуют на месте - любовь. Девушка и юноша двигаются боковым ходом вправо и влево. Она кокетничает.

Если девушка и юноша вращались в одну сторону, это означало согласие на совместное исполнение танца. А если - в разные стороны, то воспринималось как отказ.

Движение и положение рук юноши в танце "Тюз тепсеу".

Юноша делает движение правой рукой к себе и от себя, которое означает приглашение девушки на танец. Затем все повторяется с левой руки. А девушка в ответ поднимает правую руку вверх вперед и опускает вниз, как бы соглашаясь исполнить танец с юношей (своеобразный реверанс).

Когда юноша и девушка поднимают обе руки вверх вперед и опускают вниз, то этим они выражают взаимное согласие на исполнение танца "Тюз тепсеу".

Юноша поднимает одну руку вперед, а другую заводит назад, вниз. Такое положение рук символизирует глубокое уважение к своей партнерше.

Когда юноша и девушка танцуют лицом к лицу, то они часто меняются местами, и при этом он поднимает руку вперед, давая ей знак поменяться местами. Если юноша поднимает правую руку, то следует меняться местами с правой стороны, а если левую - то пройти налево.

Юноша становится рядом с девушкой, направляя одну руку вперед, другую назад. Такое положение рук указывает направление движения танцующих. Юноша указывает своей партнерше куда идти, "водит", дирижирует в танце.

Основной ход танца - шаг на полной ступне ног и на полупальцах. Старики танцуют на полной ступне или слегка приподнимаясь на полупальцы. Молодые исполняют танец на высоких полупальцах или на носках, как бы соревнуясь друг с другом.

Весьма популярным вариантом танца "Тюз тепсеу" является "Сюзюлюп" (плавный; струящийся, грациозный).

В танце "Сюзюлюп" парень выступает в образе рыбака, а девушка - рыбки. Юноши и девушки образуют две противоположные линии, изображая реку. Внутри двух линий находится девушка, которая изображает рыбку. А за линиями стоит исполняющий роль рыбака. Девушка делает плавные движения руками (плавниками). Парень поднимает правую руку высоко над головой, протянув руку вперед, левую руку заводит назад, вниз. Указанные положения рук означают удочку, которой танцор хочет поймать рыбку.

Юноша-рыбак проникает вовнутрь линии-речки, а на линии образуется большой круг, который изображает горное озеро. Танцор оказывается за кругом, чтобы поймать "рыбку". Но ему мешают "берега", а "озеро", сужаясь и расширяясь, изображает прилив и отлив. Девушка-рыбка танцует внутри кругов - озера.

Парень-рыбак мечется от одного круга к другому. Все танцующие образуют большой полукруг. А теперь, в момент, когда рыбак уже поймал ее, рыбка превращается в красивую девушку. Танцующие расширяют полукруг и начинают хлопать в ладоши. Девушка идет по кругу, парень за ней. Сделав один круг, парень и девушка занимают позицию друг против друга. Парень старается ухаживать за красавицей. Но девушка с кокетством делает вид, что не замечает его. Парень "рисует" развороты друг от друга. Но вот они встречаются глазами, и девушка снова резко отворачивается от парня, ускользает от него. Но он догоняет ее, став на ее пути. Они несколько раз меняются местами. К танцующим присоединяются все хлопающие. Каждая пара исполняет свою партию.

Из книги КУДАЕВА Мухтара Чукаевича "ДРЕВНИЕ ТАНЦЫ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ"
(Нальчик, 1997).

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет