Расширенный поиск
4 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.

БАТЧАЕВ ИЛЬЯС (ДЖАНЫУАЙ) ХАСАНОВИЧ (1864 - 1933)

07.11.2008 0 4130

 

Джаныуай Батчаев родился в 1864 году в высокогорном селении Джазлык в Дуутском ущелье, в многодетной семье Хасана Бийсотовича Батчаева и был младшим из четырех сыновей: Сулеймен, Къаракёз, Черкес, Ильяс. Еще в детстве Ильяс получил ласковое прозвище Джаныуай, под которым он и остался в памяти народа. Когда мальчику было несколько лет, семья переехала в селение Шам-Теберди, основанное Ожаем Байчоровым в 1868 г.

Семья Хасана Батчаева была довольно обеспеченной, но достаток это доставался нелегким каждодневным трудом. С ранних лет Джаныуай вместе с отцом и братьями проводил месяцы на высокогорных кошах в окрестностях селения, выпасая скот, косил сено, доил коров. Хозяйство у Батчаевых было большое: сотни овец, десятки коров и лошадей, и со всем этим хозяйством семья справлялась сама. Тем не менее, Хасан понимал, что детям необходимо получить образование. И потому, как только появлялось свободное время, он отправлял детей к местному эфенди, где они постигали основы наук, арабский язык, законы ислама. Любознательный от природы, Джаныуай с радостью учился, каждый день узнавая что-то новое. Уже подростком он посещал Тебердинскую начальную школу, где обучился читать и писать по-русски. Достигнув совершеннолетия, Джаныуай стал думать над выбором жизненного пути.

Предприимчивость всегда была его отличительной чертой, и потому он решил заняться коммерцией. Он открывает магазин в родном селе, товары для которого привозит из разных регионов юга России. Вскоре у Джаныуая завязываются деловые контакты с купцами Баталпашинска, Армавира, Екатеринодара, Ставрополя и других городов. Прежде, для того чтобы купить что-либо, тебердинцы должны были проехать около 100 километров, чтобы попасть на ярмарку в Баталпашинской или же купить втридорога у заезжих лавочников. Теперь все, что нужно, они могли купить в магазине Джаныуая по умеренным ценам. День за днем крепло состояние Джаныуая. Он строит новый дом в селе, пансион для туристов в курортном поселке Теберда, открывает новые магазины. Казалось бы, что еще нужно? Но в отличие от многих тогдашних и сегодняшних богачей, Джаныуай понимал, что деньги - это испытание, посланное от Всевышнего. От того, как он распорядится ими, зависит его судьба, судьба его семьи. И потому он не жалеет средств для оказания помощи бедным землякам, школам в селе и в Тебердинском курортном поселке, вносит большой вклад в развитие инфраструктуры зародившегося курорта. Все это он делает вместе с группой единомышленников - Солтан-Хаджи Байчоровым, Исламом Крымшамхаловым, Исмаилом Акбаевым (Чокуна-Апенди), с семьей Халиловых, Хасанбием Джанибековым, Баблашом Алиевым, Гилястаном Лайпановым.

Подобная деятельность вызвала подлинное уважение к Джаныуаю со стороны земляков. Не раз они выдвигали его кандидатуру в качестве представителя их интересов на сельские и общекарачаевские сходы. Спокойный, рассудительный, уважительный со всеми, он пользовался доверием и со стороны почтенных аксакалов, которые не раз принимали его точку зрения по обсуждаемым вопросам. Знали и уважали его и в других селениях Большого и Малого Карачая, много знакомых и друзей было у него в горских аулах и казачьих станицах. После падения монархии друг Джаныуая - Солтан-Хаджи Байчоров возглавил администрацию курорта Теберда, Джаныуай стал заместителем главы.

В годы гражданской войны Джаныуай и его соратники сделали все, чтобы уберечь своих земляков от братоубийственной войны. Но ему не удалось сберечь своих родных. От рук белых в 1919 г погиб зять - Каракетов Азрет (муж дочери Айшат). Уже в 1921 г. противники Советской власти убили мужа старшей дочери Фатимы (Намыслы) - Саида Халилова - известного просветителя и революционера - организатора первой большевистской ячейки в Карачае. Как глава семьи, Джаныуай пытается сплотить близких в постигшем горе, ободряя их и поддерживая.

В начале 20-х гг. декретами Советской власти Карачаю были возвращены многие земли, незаконно отторгнутые в прошлом. Среди них были земли по р. Куме и ее притокам (ныне Малокарачаевский район), а также, земли по верховьям Зеленчуков, Хасаута и т.д. Они стали заселяться выходцами из селений Большого Карачая. Для того чтобы переселение было организованным, проходило по плану, руководители часто просили людей, пользовавшимся авторитетом и уважением земляков, возглавить его. Так в Малом Карачае переселение возглавили Хызыр Байрамуков, Иммолат Хубиев и другие. В 1923 г. было принято решение об образовании нового селения в местности Сары-Тюз, широкой солнечной поляне, располагавшейся на правом берегу Кубани между станицей Верхне-Николаевской (Красногорской) и карачаевским селом Акъ-Къала (Новый Карачай). И вот тогда-то председатель облисполкома КЧАО Курман Курджиев и другие руководители стали просить Джаныуая возглавить переселенцев.

Надо сказать, Сары-Тюз с детства был знаком Джаныуаю. Не раз он останавливался на ночлег в широкой долине, когда возвращался из деловых поездок. А впоследствии он завел там пасеку и небольшое хозяйство, где подолгу жил в летние месяцы. Джаныуай как первопоселенец, как человек хорошо знающий местность, как талантливый руководитель и опытный хозяйственник, по замыслу руководства должен был возглавить переселение и обустройство нового селения. Не сразу Джаныуай решился покинуть родное селение, своих земляков, любимое Тебердинское ущелье. Но все же пошел навстречу просьбам руководителей, среди которых был и его собственный сын Магомет, в то время руководивший различными отделами в облисполкоме КЧАО.

Перед тем как уехать, Джаныуай раздал свой скот беднякам, а дачи в Теберде передал государству. В течение всего 1924 г. шло переселение из селений Кубанского, Маринского, Дуутского и Тебердинского ущелий на равнину Сары-Тюза. Джаныуай, выбранный первым председателем сельского совета, руководил всеми процессами по заселению и обустройству. Он пригласил своего русского товарища архитектора Ивана Петровича Каткова, чтобы тот спроектировал село в соответствии с требованиями времени. Иван Петрович сделал разбивку участков под строительство, выделив каждой семье по 0,4 га земли. Во всех делах вместе с Джаныуаем участвовали его соратники: Боташев Астакку, Узденов Сары, Хубиев Наны, Бостанов Добай, Борлаков Унух, Кубанов Имауддин, Чеккуев Бекир и другие. Основывая Сары-Тюз, они приняли торжественную клятву: "Только трудолюбивых, высоко ценивших честь и достоинство горцев, верных традициям адета и намыса принимать в состав жителей Сары-Тюза". Так и было. Свидетельством тому - дела прошлых и нынешних поколений сарытюзцев.

Одним из мероприятий Джаныуая и его друзей стало открытие школы. Сам всегда трепетно относившийся к знаниям, он понимал крайнюю необходимость учебы для молодых сарытюзцев. Найдя хорошее деревянное здание на руднике "Ташчы" (п. Эльбрусском), он выкупил это здание и перевез в Сары-Тюз. И уже 1 сентября 1924 г. первые ученики пошли в новую школу. Большой проблемой было отсутствие в селе воды. Женщины возили ее с Кубани, каждый раз проделывая для этого путь до километра. И тогда вновь проявился практический ум и хозяйственность Джаныуая. Возглавив земляков, он отправился в урочище Кая-тюбю, где вытекало несколько небольших ручьев. В результате напряженной работы дружного коллектива все мелкие ручейки были направлены в единое выкопанное русло. Так вода пришла в дома, а с нею жизнь сарытюзцев стала более комфортной.

В период заселения Джаныуай предложил землякам посадить саженцы, которые он привез из питомника. И вскоре сбылись его пророческие слова: "Пусть наши дети растут вместе с деревьями". За короткий срок весь Сары-Тюз покрылся зеленью, выросли прекрасные сады, окружавшие дома, которые приносят плоды до сих пор, а в летнюю жару дают освежающую прохладу. Много было таких примеров...

Вплоть до конца жизни, Джаныуай решал все проблемы, встающие перед земляками, заслужив их любовь и уважение. Умер Ильяс Хасанович Батчаев, известный всему Карачаю как Джаныуай, в 1933 г. и был похоронен на кладбище Сары-Тюза. Память о нем свято хранится его земляками. В 1999 г., в дни 75-летнего юбилея аула, на здании администрации была установлена памятная доска его основателю и первому руководителю. А 13 июня 2008 г. там же был установлен монументальный памятник Джаныуаю высотой в 5 метров (автор - известный скульптор, член Союза художников России Будиян Акбаев). Его именем названа одна из главных улиц Сары-Тюза, памяти его посвящены многие спортивные и культурные мероприятия.

Несколько слов хочется сказать о семье Джаныуая. Вместе с супругой Джулдуз Байчоровой он воспитал семерых детей, которые стали достойной сменой для своего отца: Фатима (Намыслы), Айшат, Сапият, Магомет (Мамат), Ферида, Юсуф. Фатима в 20-30-е гг. вела активную деятельность по просвещению и развитию образования и женского движения в Карачае. В годы Великой Отечественной войны Фатима во всем помогала партизанам. Она погибла от рук гестапо.

Магомет, окончив гимназию, с 20-ти лет работал на ответственных должностях в Карачаевском округе и Карачаево-Черкесской автономной области. Он был руководителем рабоче-крестьянской инспекции, начальником областного финотдела, был членом обкома партии и облисполкома. В 1924 г. он стал первым редактором газеты "Таулу Джашау" (ныне "Къарачай") - 1-й номер которой был подписан в печать 19 октября 1924 г. - в день официального основания Сары-Тюза. В 1926 г. Магомет был избран первым председателем облисполкома Карачаевской автономной области. Именно при нем началось строительство столицы Карачая - Микоян-Шахара. С 1927 г. он работал инструктором Орджоникидзевского крайкома партии. Получив высшее образование в Москве, он был направлен на работу в Казахстан, где возглавлял различные отделы в областных и республиканских органах. Погиб Магомет в результате необоснованных репрессий в 1938 г.

Ферида стала одной из первых горянок, получивших высшее образование. Работала в отделе материнства и детства, внесла большой вклад в развитие женского образования. Умерла в 1934 г. Амина стала первой карачаевкой, получившей образование в энергетическом институте. Многие годы работала на электростанциях России и Казахстана.

Младший сын Джаныуая Юсуф получил педагогическое образование и многие годы работал учителем математики. Принял активное участие в Великой Отечественной войне. Не занимая высоких постов, но с честью и достоинством прошли свой жизненный путь Сапият и Айшат. В разных местах живут сегодня потомки Джаныуая: в Латвии и на Кавказе, на Украине и в Казахстане, а также в США. Но все они бережно хранят память о своем прославленном предке и делают все, чтобы с честью нести его имя.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет