Расширенный поиск
21 Августа  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.

ДУДОВ АБДУЛЛАХ (АЙСАНДЫР) ХАЛАЛ-УЛУ (около 1620 - 1730)

01.05.2003 0 3670

Дудаланы (Дудов) Айсандыр (известен как шайх Абдуллах Бухарачи, Абдул-Кады, Халал, Карт-Баба и т. д., около 1620 г.-около 1735 г.) - выдающийся карачаевский религиозный и общественный деятель, поэт, один из первых проповедников ислама в Карачае и Балкарии. Родился в ауле Хурзук Большого Карачая в семье карачаевских князей Дудовых. Был женат на дочери Эльбуздука Крымшамхалова (известен по русским документам 1639 г. как могущественный князь Карачаевской Кабарды).

Религиозное образование получил в г. Бухаре (Средняя Азия), овладел арабским языком, основами исламского вероучения. По возвращении на родину вел активную миссионерскую деятельность по распространению мусульманства среди карачаевцев, в чем имел определенный успех (свидетельством тому является установленный факт применения арабского письма в Карачае - находка эпиграфа арабо-графического памятника на тюркском языке в Карт-Джурте, датируемом 1695г., 1107г. мусульманского летоисчисления).

Считается, что он был первым кади Карачая, и Балкарии. Айсандыр Дудаланы (Дудов) активно участвовал в общественно-политической жизни народов Северного Кавказа. Несколько раз в конце XVII - начале XVIII века он содействовал мирному разрешению конфликтов между Кабардой и Карачаем.

В 1715 г. он участвовал в качестве третейского судьи в урегулировании земельного спора между Крымом, Кабардой и горскими обществами Балкарии. Айсандыр Дудаланы (Дудов) известен и как крупнейший поэт Карачая и Балкарии своего времени. До нас дошли его произведения: высокохудожественная этико-философская поэма "Карт Бабаны сезю" ("Слово старого мудреца"), прекрасные переложения на карачаево-балкарский язык известных средневековых восточных поэм "Тахир и Зухра", "Нур-Мухаммад", "Лайла и Маджнун" и др.

С его именем связывают авторство первой карачаевской мусульманской поэмы "Иман-Ислам" ("Вера-Ислам"), в которой на доступном языке изложены основы исламского вероучения, и популярной трилогии "Рождение Пророка", "Вознесение Пророка", "Смерть Пророка", написанной в форме религиозной поэмы.

Авторство этих произведений некоторые исследователи приписывают другим известным карачаевским и балкарским поэтам - Исмаилу Акбаеву, Кязиму Мечиеву, Исмаилу Семенову и т.д. Айсандыр Дудаланы(Дудов) стал основоположником нового жанра в карачаево-балкарской поэзии - религиозных поэм-песен (зикирле - от араб. зикр), рецитация которых составляет непременный элемент ритуала маулидов. Традиционно маулид (араб.) - праздник рождения Пророка, однако в ритуальной практике карачаевцев он устраивался по поводу разных знаменательных событий. В настоящее время практика маулидов закрепилась как часть ритуала поминок, во многом отражая местную специфику ислама. Айсандыр Дудаланы умер в Карачае в 115-летнем возрасте, предполагаемых мест его захоронения несколько - в Кубанском и Тебердинском ущельях.

Предполагаемая могила в Теберде - место паломничества (зийарат) мусульман со всего Северного Кавказа. В народной памяти сохранилась песня-панегирик в честь Айсандыра Дудаланы (Дудова). Значение Айсандыра Дудаланы (Дудова) выходит за национальные рамки - его почитали на всем Северном Кавказе, а произведения, написанные на тюркcком языке, были популярны у тюркских народов Кавказа и Поволжья.

Источник: Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2. ? М., 1999
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет