Расширенный поиск
25 Февраля  2021 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Тели турса – той бузар.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.

АБАЕВА ХАНИФА АСЛАНБЕКОВНА (1853 - 1929)

23.04.2003 0 5607

 

Дочь Балкарии, просветительница Азербайджана.

Одними из первых горянок на Северном Кавказе, получивших светское образование стали две девушки-балкарки - Ханифа Абаева и Фуза Шакманова, которые обучались в учебном заведении св. Нины в Tифлисе в 1862-1872 гг. Они были первыми не только на Северном Кавказе, но и первыми мусульманками Кавказа, решившимися на этот трудный путь. В ту эпоху, когда деятельность женщины вне семьи осуждалась, это был настоящий подвиг.

Ханифа Абаева родилась в высокогорном балкарском ауле Шканты - старинном родовом поместье Абаевых. Отец Ханифы, князь Асланбек, один из первых кавказских офицеров царской армии, после выхода в отставку решительно взялся за дело просвещения своих соплеменников. Свою благородную деятельность он начал с обучения в светских заведениях своих детей. Ханифа проучилась в Тифлисе десять лет.

В 1872 году состоялась ее встреча с азербайджанским общественным деятелем Гасанбеком Меликовым (Зардаби), определившая дальнейшую ее судьбу. А встреча эта была необычной. Гасанбек прочитал в газете "Кавказ" список девушек, окончивших обучение в заведении св.Нины, в числе которых значилось имя девушки-мусульманки. Гасанбек к этому времени закончил Московский университет, преподавал в Бакинской гимназии. Прочитав газетную публикацию, Гасанбек понял, что близок к осуществлению своей мечты - иметь подругой жизни образованную женщину. Не откладывая, он поехал в Тифлис, явился к начальнице учебного заведения и рассказал о цели своего приезда. Когда их познакомили, он был крайне обрадован, что Ханифа отличалась не только красотой, но и стремлением нести свет знаний своим сестрам - мусульманкам. С этого начинается их ладная жизнь и совместный труд на ниве просветителей азербайджанского народа.

В первый год после женитьбы Гасанбек приступает к изданию первой демократической газеты на азербайджанском языке - газеты "Экинчи" ("Пахарь"). Во всех начинаниях мужа Ханифа принимает самое активное участие, в то же время она не забывает о своей основной цели - просвещении женщин-мусульманок. Первую школу она открывает в Баку у себя дома - в 1873 году ее посещало уже 12 девочек. Вскоре реакционные силы добились запрещения газеты "Экинчи", а в 1877 году закрывается и школа Ханифы. Когда началась неприкрытая травля четы Меликовых, они решили уехать в Зардоб, родину Гасанбека, где они прожили почти 20 лет. Но и здесь Ханифа не прекращала своей педагогической деятельности.

Вернулись Гасанбек и Ханифа в Баку в 1896 году, к этому времени в общественном сознании произошли сильные перемены. Первые ученицы Ханифы Абаевой сами стали педагогами: если в самом начале педагогической деятельности у нее было 12 учениц, то в 1914 году Ханифа и ее бывшие ученицы обучали более 2000 девочек Азербайджана.

В доме Меликовых часто бывали представители прогрессивной интеллигенции Баку, среди них - Нариман Нариманов, Алекбер Сабир, Джалиль Мамед Кули-заде, Наджаф-бей Везиров и др.

В 1904 году открывается женская гимназия, где именно Ханифа становится начальницей. В 1909 году при содействии миллионера Гаджи Зейналабдина Тагиева была учреждена русско-мусульманская школа, на деятельность которой бакинская интеллигенция возлагала большие надежды. И Ханифа Абаева, оставив налаженное дело и процветающую гимназию, начала устраивать новое учебное заведение. В этой школе она проработала до 1927 года.

Помимо педагогической деятельности, Ханифа Абаева занималась и большой общественной работой - руководила различными благотворительными обществами, возглавляла движение по снятию чадры в Азербайджане.

Выступая в 1906 году на съезде учителей-мусульман России, Ханифа говорила: "Если мужчина - глава семьи, то женщина - ее основа, на ней все заботы о домашнем очаге, на ней воспитание детей, но какой же воспитатель мать-мусульманка, если она сама забитый, неграмотный человек. Это хорошо знают богатые мусульмане и женятся на женщинах с образованием, или нанимают гувернанток и бонн. Простой народ сделать этого не может. На благо будущего мы должны учить наших девочек наравне с мальчиками".

Среди учениц Ханифы Абаевой были прославленные дочери Азербайджана - Анна Султанова, Джейран Байрамова, Хавяр Шабалова, Шарабаны Зейналова, Сона Ахундова, Мина Мирзоева, Фатьма Идрисова, Хейранса Гулиева и многие другие.

Ханифе Абаевой мы обязаны установлением культурных связей между Азербайджаном и Кабардино-Балкарией. Еще в начале 20 века в газете "Каспий", редактируемой ее зятем А.М. Топчибашевым, печатались статьи общественных деятелей Балкарии Мисоста Абаева и Басията Шаханова. Свое дальнейшее развитие эти культурные связи получили в последующие годы, в частности, подготовкой научных кадров вузами Баку для Балкарии и Карачая, помощью в издании книг, пособий и т.д. Ханифа Абаева умерла 2 мая 1929 года. Судя по сохранившимся фотографиям, хоронил ее весь Баку. Выступая на траурном митинге, тогдашний председатель Азербайджанского ЦИКа Газанфар Мусабеков сказал: " Сегодня мы потеряли мать, воспитавшую не двух, не трех и даже не десять, а тысячи детей. Народ никогда не забудет все то доброе, что сделано ею". И азербайджанский, и карачаево-балкарский народы помнят свою дочь, более полувека своей жизни, отдавшую делу просвещения мусульманок

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет