Расширенный поиск
28 Апреля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Эл ауузу – элия.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Ханнга да келеди хариблик.

АБАЕВ МИСОСТ КУЧУКОВИЧ (1857-1928)

23.04.2003 0 4128

Тамара Биттирова, 
доктор филологических наук

Родился в семье царского офицера. После скоропостижной смерти Kучука родственникам удается устроить семилетнего Мисоста в Нальчикскую горскую школу "казеннокоштным учеником", т. е. на обучение за казенный счет. Осенью 1870 года Мисост Абаев был зачислен в первую Владикавказскую гимназию.

Одновременно с Мисостом в гимназии учились мальчики из балкарских ущелий - Сафарали Урусбиев, Кайтук Абаев (брат Султанбека) и др. Обучаясь в 4 классе Владикавказской гимназии, Мисост знакомится с народовольцами и становится активным членом созданного в 1874 тогу "Владикавказского кружка революционных народников". Мисост Абаев был вовлечен в революционную борьбу, когда революционно-народническое движение России переживало второй этап (середина 1874 - конец 1876 гг.) - этап "хождения в народ". Характерными особенностями революционного движения владикавказских народников на данном этапе были "развертывание просветительской работы и революционной пропаганды в народе, вовлечение в пропагандистскую работу учащейся молодежи, рабочих и женщин, усиленный поиск связей с русскими и грузинскими народническими кружками".

Идеи, проводимые разночинцами-демократами, нашли место в последующей деятельности Мисоста Абаева - просветителя. В конце августа 1876 года Абаев подает прошение начальнику округа о зачислении "в специальное отделение при Нальчикской окружной горской школе - для приготовления аульных учителей Терской области". Но ему было отказано в связи с его политической неблагонадежностью.

В февраля 1877 г. М.К. Абаев вступил всадником в состав кабардино-кумыкского конного полка, сформированного из числа коренных народностей Кавказа для отправки на войну с Турцией. К окончанию военной кампании М. Абаев - в январе 1879 г. "был произведен в корнеты с зачислением по Армейской кавалерии". После окончания русско-турецкой войны деятельность М. Абаева была связана со службой в административных органах Терской и Кубанской областей. Официальные документы, сохранившиеся в архивах Нальчика, Владикавказа, Ставрополя характеризуют его как человека прогрессивных взглядов на общественное устройство, как просветителя. Особенно ярко и четко прослеживаются в его публицистике идеи революционных народников. В его публикациях нетрудно обнаружить мысли, вдохновленные книгами Чернышевского и Герцена, статьями Добролюбова и Белинского.

М. Абаев понимал исключительно важное значение собирания памятников материальной культуры народа. Он провел большую работу по фиксации этнографических памятников карачаевцев и балкарцев. До сих пор в фондах Грузинского исторического музея им.Джанашиа хранятся экспонаты, переданные М. Абаевым в 1908 году этнографическому отделению Кавказского музея.

Мисост Абаев - автор серии публицистических статей и очерков, опубликованных в конце XIX - нач. ХХ вв.: "Наши миротворцы", "Калым и его последствия", "Интересный документ", "Горские школы", "Открытие Панежукоевского училища", "О горских школах", "Горцам Северного Кавказа", "Больной вопрос", "Кабарда проснулась", "В погоне за славой и пятачком", "О калыме", историческое исследование "Балкария", сохранились и небольшие литературные произведения - философская притча "Горская легенда" и эссе "У могилы Ислама". В первых публикациях М. Абаев констатирует различные факты из аульной жизни. Он рассказывает о тех явлениях, которые представляли бы определенный интерес для любознательного читателя. Это и сообщение о находке исторического памятника в Хуламе ("Интересный документ"), об этнографических реалиях Балкарии ("Калым и его последствия", "Наши миротворцы")...

По мере более глубокого проникновения в проблемы горской действительности в публицистике М. Абаева на первый план выступают уже не ее "интересные" детали, а вопросы социального устройства. Характеризуют М. Абаева, как общественного деятеля и просветителя, стоящего на позициях активного народовольца, его статьи, посвященные положению безземельных и малоземельных крестьян - серия статей об аграрных вопросах. Главная тема публикаций М. Абаева - вопросы просвещения. Он постоянно пишет о необходимости открытия начальных школ в аулах, сельскохозяйственных школ и училищ. Почти во всех публикациях М.Абаева в той или иной мере затрагивается тема школьного образования. Вопросы обучения горцев были в центре его просветительских задач. Занимая ответственные посты в администрации Терской и Кубанской областей, М.К. Абаев оказал большое содействие открытию школ и училищ в аулах Карачая, Балкарии, Черкесии, Адыгеи.

Серия статей, опубликованных в газете "Кубанские областные ведомости" непосредственно посвящены разъяснению роли школы в жизни Северного Кавказа. По его мнению, горских мальчиков, получивших начальное образование, необходимо было обучать техническим профессиям, а в дальнейшем стремиться к увеличению студентов-медиков, юристов, учителей, столь необходимых для решения жизненно важных проблем горских народов Северного Кавказа.

Неутомимый и последовательный деятель просвещения горцев Северного Кавказа Мисост Абаев старался в меру возможностей дать образование и своим детям. Сын Исмаил окончил медицинский факультет Киевского университета, впоследствии стал одним из организатором здравоохранения в Кабардино-Балкарии. Дочери Абаева- Гошаях, Сафият, Фатима, Джаннет обучались в Нальчикской женской школе. М. Aбaeв придавал исключительное значение вопросам женского образования. Дом М. Абаева в Нальчике был центром притяжения молодых образованных горцев. Они горячо и заинтересованно обсуждали общественно-политические события, новинки литературы и искусства, устраивали музыкальные и литературные вечера. Дети, а впоследствии и внуки, М. Абаева выпускали рукописный семейный журнал "Зеркало", девиз которого был определен Мисостом - "Посмотри в зеркало и ты увидишь свои недостатки". Впервые в этом "издании" увидели свет стихи, рассказы, рисунки будущих публицистов Фатимы и Исмаила Абаевых, Ибрагима Урусбиева. С 1884 Мисост Абаев был причастен к деятельности движения толстовцев под руководством М.Алехина.

 

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет