Расширенный поиск
16 Декабря  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.

АБАЕВ ИСМАИЛ МИСОСТОВИЧ (1888-1930)

23.04.2003 0 4395

Начиная со студенческих лет много сил и времени уделил вопросам практического санитарного просвещения. Наряду с этим им были опубликованы статьи по вопросам медицинского просвещения.

Первые его студенческие статьи были опубликованы в газете "Кубанские областные ведомости" и журнале "Мусульманин". Они были посвящены поиску путей искоренения различных болезней среди горцев Северного Кавказа. Он предлагает бороться с этими болезнями всем миром, призывает старшее поколение использовать все свое влияние и авторитет для искоренения негативных явлений общественной жизни, в том числе в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Наряду с вопросами гигиены, санитарного просвещения в них автор затрагивает и такие нравственно-социальные проблемы, как плохие бытовые условия горцев, отсутствие медицинского обслуживания. "За неимением врачей для населения в отделах и округах Северного Кавказа, большинство не лечится совершенно и, конечно, этим порождает новые заболевания", - пишет Исмаил в своей первой статье.

На сегодняшний день обнаружено всего три статьи из дореволюционной публицистики Исмаила Абаева. К сожалению, многие из них не сохранились, о чем свидетельствует редакционная справка "Мусульманина".

В 1915 году Абаев начал свои репетиции в театральном кружке. Инициатором его создания была балкарская молодежь - гимназисты и реалисты Нальчикского реального училища. Ими была осуществлена постановка нескольких спектаклей. Позже Исмаил Амирханович стал киносценаристом, он автор литературной основы первых " кавказских" фильмов 20-х годов - "Абрек Заур", "Под властью адата", "Закон гор".

Исмаилом Абаевым в 1916 году в Тифлисе издана известная книга - учебник карачаево-балкарского языка, под названием "Ана тил" - "Родная речь". Кроме того, несколько публикаций И. Aбaeвa выявлено из прессы 20-х годов Кабардино-Балкарии, которые посвящены различным аспектам традиционных промыслов и пищи балкарцев. Исмаил Aбaев и Исмаил Акбаев - соавторы одного из первых учебников советского периода ("Бизни кючюбюз - бизни жерибиздеди" - "Наша сила - в нашей земле"), предназначенной для ликвидации безграмотности среди взрослого населения.

Публицистику Абаева и Исмаила Карачайлы объединяет круг тем, с которыми они пришли в журналистику. Это - вопросы просвещения, осуждение бесправного положения женщины, борьба с пьянством и венерическими болезнями - спутниками европейской цивилизации.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет