БАЙЧОРОВ АЛЕКСАНДР МУХТАРОВИЧ
Белорусский философ, политолог и дипломат. Первый заведующий кафедрой политологии БГУ (1991). С 1992 по 1995 гг. начальник Управления международной безопасности и разоружения Министерства иностранных дел Республики Беларусь. 28 сентября 1995 г. указом Президента "О присвоении дипломатических рангов работникам Министерства иностранных дел Республики Беларусь Байчерову А. М. "присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса.
В 1970-80-х годах являлся активным участником процесса освоения и критического осмысления советскими учеными опыта развития мировой социологической мысли. Был инициатором создания в 1991 кафедры политологии БГУ, ее первый заведующий.
С 1992 в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь: начальник отдела по вопросам международной безопасности и разоружения, член миссии ОБСЕ в Северной Осетии (1996), начальник управления международной безопасности и контроля над вооружением, с 2006 советник-посланник - глава политического отдела Посольства Республики Беларусь в Китайской Народной Республике.
Эксперт по контролю над вооружениями, экспортного контроля, торговли вооружениями и военной техникой. Начальник отдела международной безопасности белорусского внешнеполитического ведомства. Специалист в области субрегионализма в глобальном мире, автор работ по философским аспектам глобализации.
Александр Мухтарович Байчоров - карачаевец. Его отец Мухтар Байчоров родом из Теберды, во время войны воевал в Белоруссии, там и остался жить. И там же родился Александр Мухтарович.
***
ЖИТЬ ХОРОШО В БЕЗОПАСНОСТИ
Вопросы безопасности и контроля над вооружениями составляют нерв современной мировой политики. Увы, плохие новости о возникновении новых очагов напряжения и использовании все новых орудий убийства приходят чуть ли не каждый день из всех регионов планеты... Беларусь на этом фоне выглядит, слава Богу, спокойным, благополучным оазисом. Но не с неба же нам упало это благополучие - наверное, мы много и плодотворно поработали, чтобы иметь то, чему многие сейчас завидуют. Об этом беседа с начальником управления международной безопасности и контроля над вооружениями МИДа Александром БАЙЧОРОВЫМ.
- Александр Мухтарович! Вспомним, как все начиналось. Распад СССР, угроза неконтролируемого расползания ядерных арсеналов, Запад приходил в ужас при одной только мысли, что эти арсеналы попадут в руки экстремистов. Чем ответила на эти страхи Беларусь?
- Страхи, о которых вы говорите, действительно присутствовали, и поэтому международное сообщество, особенно в лице ядерных государств, сильно озаботилось в первую очередь судьбой ядерного оружия. Беларусь стала первым государством, которое добровольно отказалось от него, присоединившись в 1993 году к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного члена. И уже через три года после этого был завершен вывод ракетно-ядерного потенциала с территории страны. Вы знаете, что Украина первоначально объявила ядерное оружие своей собственностью. Украинцы несколько лет с ним возились, выплатили миллионы долларов на его содержание, но так и не смогли с ним ничего сделать. Потому что ядерное оружие - это ведь межконтинентальные баллистические ракеты, центр управления которыми находится в России. Главное, что руководство нашей страны показало себя ответственным правительством, которое относится с пониманием к тем озабоченностям, которые есть у мирового сообщества. И сегодня Беларусь вместе с Россией, Украиной, Казахстаном и Соединенными Штатами входит в Комиссию по соблюдению и инспекциям - главный рабочий орган, который обеспечивает выполнение обязательств сторон по Договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1).
- Но сегодня на мировую авансцену выходят новые угрозы, и прежде всего так называемое "оружие бедных" - химическое и биологическое...
- В Беларуси не было и нет химического оружия. Тем не менее мы присоединились к обеим конвенциям: о запрещении как химического, так и биологического оружия - и выполняем весь комплекс мер, чтобы не допустить его расползания. Это и постоянный мониторинг в лабораториях, которые связаны с биологическими субстанциями. И таможенный контроль на наших границах, предотвращающий транзит этих субстанций как с Запада на Восток, так и с Востока на Запад. Кроме того, мы активно сотрудничаем с Организацией по запрещению химического оружия, объединяющей более 160 государств, подписавших конвенцию. Это крупная международная структура со штаб-квартирой в Гааге, специалисты которой, в том числе и белорусские, инспектируют, как уничтожается химическое оружие в Соединенных Штатах, в России и т.п.
- Сегодня в мире нет более важной задачи, чем борьба с терроризмом. Что сделали мы, чтобы оружие массового уничтожения не попало в преступные руки?
- Наша страна ратифицировала все 12 антитеррористических конвенций ООН, присоединилась ко многим конвенциям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Наша страна также стала инициатором принятия в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН резолюции о запрещении разработки и производства новых видов ОМУ и новых систем такого оружия. Скажу больше, непосредственным разработчиком этого документа был в свое время министр иностранных дел Сергей Мартынов. То, что Генассамблея раз в три года принимает эту резолюцию, я считаю одним из важных наших вкладов в поддержание международной стабильности.
- Александр Мухтарович, а как обстоят дела с торговлей оружием? Известно, что это не только самый доходный, но и самый контролируемый бизнес в мире. Какова система экспортного контроля в Беларуси?
- У нас она такая же, как и у всех остальных участников рынка вооружений, начиная с закона об экспортном контроле и заканчивая многоступенчатой системой его выполнения. Наша страна является членом такого важного международного режима нераспространения, как Группа ядерных поставщиков, которая контролирует экспорт ядерных материалов и материалов и оборудования двойного назначения, которые могут быть использованы в ядерной деятельности. Что касается некоторых, так скажем, "критических" публикаций в СМИ, то очень часто они инспирированы конкурентами наших фирм, занимающихся экспортом вооружений и товаров двойного назначения. Надо понимать, что на этом рынке зачастую ведется конкурентная борьба без правил.
- Беларусь внесла ощутимый вклад в демилитаризацию Европы. Мы уничтожили в общей сложности более 10 процентов вооружений и военной техники, подлежащих утилизации в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Наверное, было нелегко разрезать свыше 3 тысяч танков и БМП, сотни боевых самолетов?
- Чтобы понять, чего стоило нам выполнение этих обязательств, давайте вспомним, чем был Краснознаменный Белорусский военный округ. Его огневая мощь равнялась огневой мощи всех других округов Советского Союза, вместе взятых. И значительную часть этой техники, которая подчинялась КБВО и исторически находилась на западных рубежах СССР и в ряде восточноевропейских стран, надо было уничтожить своими силами! Не будем забывать и о том, что на оборонных заводах работали десятки тысяч людей, которых надо было обеспечить работой... Я думаю, что мы вышли достойно из ситуации: и договор выполнили, и стране не навредили. Кстати, белорусским дипломатам удалось отстоять создание не предусмотренной ДОВСЕ так называемой "экспортной группы" из 300 танков в хорошем техническом состоянии, которые мы предъявили для проверки инспекторам, а затем большей частью экспортировали. Но в Беларуси остался еще от СССР седьмой в мире арсенал противопехотных мин. Сегодня они являются некондиционными, при взрыве многих из них распространяется облако ядовитого вещества. Мы бы хотели уничтожить их так, чтобы не нанести урона экологии. Сейчас такие технологии существуют, но они достаточно дорогостоящи. МИД работает с международными спонсорами для финансирования этого проекта.
- Продолжим тему европейской безопасности. Стал ли ДОВСЕ гарантом немилитаристской Европы? Он действительно обеспечивает то, что Европа будет не вооружаться, а, наоборот, разоружаться. Или есть какие-то трудности?
- Да, он гарант и обеспечивает сегодня то, что Европа не будет излишне вооружаться. Но трудности с ним есть. В 1999 году в Стамбуле на саммите ОБСЕ было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ 30 государствами - участниками этого договора. Теперь каждое из них получило свой национальный потолок вооружений, превышать который не имеет права. Беларусь была первой, кто ратифицировал это соглашение. Прибалтийские страны пока не связаны никакими обязательствами по ограничению вооружений. Формально на их территории можно разместить любое количество военной техники. Конечно, никто не собирается этого делать. Вопрос в другом - должен существовать единый режим безопасности в Европе. И для этого Соглашение об адаптации ДОВСЕ должно быть ратифицировано всеми 30 участниками договора. Этого пока не случилось. Мы полагаем, что одним из ключевых моментов контроля над обычными вооружениями на региональном уровне является развитие мер доверия и безопасности. Напомню, что еще несколько лет назад Президент сформулировал стратегию по созданию вокруг Беларуси "пояса добрососедства и безопасности". В развитие этой стратегии нам удалось добиться договоренностей о дополнительных мерах доверия и безопасности с Украиной, Литвой, Латвией и Польшей. Резюмируя, скажу, что Беларусь ответственно выполняет свои обязательства по международным договорам в области международной безопасности. Белорусская политика в сфере нераспространения и контроля над вооружениями достаточно активна, нередко мы играем на опережение, внося существенный вклад в поддержание стабильности и безопасности в Европе.
(sb.by - сентябрь 2004 г.)
Комментариев нет