Расширенный поиск
20 Февраля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Зарда марда джокъ.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.

Традиционная одежда ногайцев

23.04.2016 0 2680
Национальная одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.

 


В основе национального костюма ногайцев – элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков, сарматов, гуннов, асов, кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.





 


Так как ногайцы, будучи степняками, воинами, большую часть времени проводили на коне, одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т.д.

В изготовлении лучших образцов национальной одежды ногайцев использовались высококачественные материалы из стран Востока и Запада. Действовавший в течение столетий торговый Шёлковый Путь проходил через все регионы проживания средневековых ногайцев – Бахчисарай, Сарай Бату, Сарай Берке, Хаджи-Тархан, Сарайчик. Так, археологические находки XIV-XVI вв. на территориях исторического расселения ногайского народа позволяют говорить о тканях, коже, костяных и металлических элементах одежды из Китая, Индии, Персии, Генуи, Египта.





Лучшие сукна и другие ткани, кожа, шкура высших сортов шли на изготовление одежды богатых слоёв населения. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешёвых тканей.

Мужская одежда

Нательная рубаха - ишки коьйлек [işki kөylek]Рубаха доходила до колен, заправлялась в шаровары, иногда носилась навыпуск. 
Штаны - ыстан [ıstan] были с широким шагом, характерным для многих народов. 
На рубаху надевали куртку-безрукавку - кыспа [қıspa], куьрте тон [kürte ton]. Безрукавку обычно надевали во время работы по хозяйству.
Летней верхней одеждой у мужчин служил каптал (қaptal). У некоторых народов ногайский каптал получил название бешмета. Мужчины, независимо от  возраста, носили длинные капталы. Герой лирической поэмы XIX века «Карайдар и Кызыл-Гуль» с сожалением поёт: «Кызыл каврак капталым кыска болган тизимнен» («Мой красный изношенный каптал [стал короток и] уже не достаёт до колен»).





Принадлежностью лёгкого верхнего мужского костюма у ногаев был также шепкен [şepken]
Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка (ног. буьрке [bürke]). Бурка защищала от дождя и снега, холода и жары. 
А вот как очевидец описал наряд «князя мангытовских ногаев» мурзы Измаила Алиева: «На нём была из коричневого сукна шапочка (бюрк), с соболиным околышем, чёрный шёлковый галстук, матерчатый бешмет (кафтан) тонкого сукна, коричневого цвета (чебкен), кругом обложенный серебряною вытканною тесьмою, как бордюркою; такого же сукна панталоны (шалвар) и с такими же серебряными под чернью и позолотою пуговками и пряжечками висела шашка (кынжал) с серебряною рукояткою, чернью, позолотою и серебряным темляком».







Пояса

Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау. Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.     
Наряду с ремнём пользовались кушаком (ног. кусак [қusaқ]). Это была скатанная или сложенная двухметровая полоса шёлковой ткани.




Мурза Измаил Алиев, 
князь мангытовских ногаев ("Лев Кубани")

Шапки

У причерноморских ногайцев Д. Шлаттер зафиксировал «три головных убора: 

ят боьрк – буквально значит «шапка для сна».
аьдетли боьрк – обрядовая шапка
кулак боьрк – меховая шапка, «шапка-ушанка».

Носили также кругловерхую шапку из бараньей шкуры, крытую сукном, под ней иногда – маленькую шапочку (ног. аракшын [araқşın]).

Невысокая каракулевая шапка называлась ногай борк [noğay bөrk], а шапка повыше и пошире кверху – бухары борк [buxarı bөrk]. 
Практичными головными уборами кочевника-ногая были зимние шапки тымак [tımaқ] и малакай [malaқay].
Летом носили так  же войлочную шляпу - кийиз боьрк [kiyiz bөrk] с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Носили шляпы чаще мужчины пожилого возраста.
В дождливую и снежную погоду ногаи надевали на голову баслык [baslıқ].

Разнообразной была и мужская обувь

Самой распространённой обувью в широких слоях населения был ыдырык [ıdırıқ].
Из сафьяна или хрома шили чувяки на твёрдой подошве - баьпиш [bəpiş].
Носили бапиш с кожаными чулками мес. Мес делали из жёлтого или красного сафьяна, украшали серебряной или золотой тесьмой.
Носили также сапоги из верблюжьей, воловьей или коровьей кожи с загнутым носком. Из войлока изготовляли уйык [uyıқ] и шорап [şorap].
Распространённым видом обуви у ногайцев были кожаные сапоги (ног. былгары этик [bılğarı etik]) на каблуке различной высоты
В повседневной культуре ногаев широко бытовали также туфли и домашняя мягкая обувь из кожи, мягкие сафьяновые сапоги без каблуков иш этик [iş etik], которые носили с калошами -  кауш [қauş]. 


Оружие

Мужскую одежду дополняло оружие - савыт [sawıt] и воинские доспехи. Боевое снаряжение ногайцев было лёгким.
 
Ногайский кочевник был вооружён 
луком (яй) со стрелами (ок), 
мечом (кылыш), 
боевым топором (балта
и копьём  (суьнъги [süņgi], найза [nayza]). 
имелись красиво отделанный колчан (кылшан [қılşan]) для стрел, 
шлем (тувлыга [tuwlığa]), 
украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.    




Женская одежда

Обширная география расселения ногайцев от Иртыша до Дуная стала причиной бытования различных региональных особенностей в женской одежде. Различия стали проявляться со времени распада Золотой Орды, когда ногайцы оказались разбросанными на территории нескольких государств (Крымского, Астраханского, Казахского, Сибирского ханств, Ногайской Орды). Эти различия особенно усилились во второй половине XIX вв., когда контакты между разными частями народа ещё более ослабели, и некоторые группы ногайцев попали под культурное влияние народов Северного Кавказа.

Наиболее самобытным является женский костюм ногайцев северо-западного Прикаспия. Тем не менее, в основных чертах традиционный женский костюм оставался единым вплоть до первых лет Советской власти.





Верхняя одежда

Штаны (ыстан [ıstan]) по своему покрою были аналогичны мужским. Штаны доходили до щиколоток, где они суживались. 
Поверх штанов носили туникообразную рубаху (коьйлек [kөylek]). Нательная рубаха (ишки коьйлек [işki kөylek]) шилась без стоячего воротника, полы не доходили до колен.
На платье-рубаху надевали короткий шёлковый кафтан (зыбын [zıbın]). Его шили в талию, и он плотно облегал фигуру. Чтобы было удобнее работать, зыбын часто шили без рукавов. 
Другой верхней одеждой было длинное распашное платье (шыба [şıba]).
Ещё одной верхней одеждой был женский каптал (қaptal). Добротный женский каптал имеет на груди десять узорчатых призматических серебряных узоров.
Принадлежностью верхней женской одежды был передник (туткыш [tutқış]), который хозяйка надевала для домашней работы.



Головные уборы

«Ногайские женщины «никогда не ходят с открытой головой», – писал Г. Ананьев. 

Традиционные женские головные уборы разнообразны. Изящен был девичий головной убор. Он подразделялся на уборы:

o такыя [taқıya] - шапочка из плотной ткани на подкладке и отороченная мехом. Сверху на такыя были нашиты серебряные украшения, монеты.
o кундыз борк [қundız bөrk] 
o ока борк [oқa bөrk] - была распространена у кубанских ногайцев и частично – у ногайцев из территориальных подразделений джембойлук, етисан, етишкуль. Поверх неё женщины носили платки. 
o Близка к ней по форме шапочка кырым борк («крымская шапочка»), больше распространенная у ногайцев в Крыму.



Н.Ф. Дубровин писал, что девушки до замужества вместо тастара носят меховые шапочки с красными верхушками.

Особым элементом женского свадебного костюма был головной убор невесты – саукеле [sawkele]. К концу XIX века саукеле сохранился лишь в Астраханской области и Караногае.
Изменение социального статуса девушки после свадьбы отражалось в одежде: молодая женщина начинала носить белый платок (тастар [tastar]).
Во время свадьбы на тастар надевалась накидка в форме косынки с опускающимся сзади концом – келиншек сылауш [kelinşek sılawış], бытовавшая в конце XIX века только в Караногае. Спереди на неё нашивали кораллы, бисер, монеты
На лицо невесте поверх платка накидывали покрывало (ног. буьркеншек [bürkenşek]) из прозрачной лёгкой ткани.
Носили также различные косынки: яулык [yawlıқ], шокана [şoқana], бастарткыш [bastartқış]



Обувь

Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уйык).
Другим видом обуви являлись чулки типа шорап. Они были рабочими и праздничными, первые «без пяток, чтобы медленнее изнашивались. И материалом для них служила грубая пряжа».
Летом носили различные чувяки (ног. шарык [şarıқ]).
Существовала обувь типа башмак, басмак – красные или чёрные башмаки с прочными подборами, которую надевали на сапоги.
Существовала также обувь типа сандалий с двумя деревянными подставками, обшитыми кожей (ног. тавалдырык [tawaldırıқ] или агаш аяк [ağaş ayaқ]).





Украшения

Нагрудные украшения – тостюйме [tөstüyme] и козыбас тостюйме [қozıbas tөstüyme]
Существовали также украшения, подвешивающиеся или пришивающиеся на спину (ийинлик [iyinlik])
Иногда пояс кусак украшали круглыми серебряными бляшками. Наравне с ним использовали пояс кемер, несколько менее массивный. Поясным украшением являлась застежка капашык, которая пришивалась к капталу спереди.
Существовали шейные украшения из серебра, сердолика, монет и жетонов.
Другим женским украшением были шашбау [şaşbaw] – лента для волос), которые вплетались в косы.
Другим элементом женского наряда были накосники (ног. шолпы [şolpı]) – серебряные украшения, своей тяжестью оттягивающие косы вниз.
По данным XIX века, бытовали разнообразные серьги (ног. кулакшын [қulaқşın], сырга [sırğa]), подразделявшиеся на гнутые (ног. буькпе сырга [bükpe sırğa]), пластинчатые в форме птичек (ног. кораз кулакшын [қoraz қulaқşın]), снабжённые подвесками (ног. туяклы кулакшын [tuyaқlı қulaқşın]).







В ХХ веке в социальном и культурном развитии ногайского и других народов Советского Союза, произошли коренные изменения. Наметилось неуклонное вытеснение ногайского костюма из повседневного быта одеждой европейского покроя. 

Из презентации на Вечере тюркской культуры "TürkFest",
материал подготовлен: Рамизом Утебалиевым, Дариной Байрамкуловой

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет