Расширенный поиск
3 Октября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Тилчиден кери бол.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Зарда марда джокъ.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.

В российском обществе нет согласия в оценках Кавказской войны

21.05.2015 0 3555  Чарный С.
19 мая 2014, 23:15

У федерального центра нет ответа на вопрос об "общем наследии" Кавказской войны, а само общество не сформулировало единой оценки событий 150-летней давности, считают участники дискуссии на "Кавказском узле". Одним из шагов, способных объединить общество в восприятии этой войны, может стать установка памятника в Красной Поляне всем павшим, согласились участники диспута.

Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань полного исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Властями России до сих пор не принято решение о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны, подчеркивают в "Адыгэ Хасэ" Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.  17 ноября 2011 года в Майкопе состоялось расширенное заседание исполкома "Адыгэ Хасэ" Адыгеи, на котором было инициировано и поддержано предложение объявить 2014 год Годом траура и памяти во всем черкесском мире.

Дискуссия "Кавказская война (1817-1864): между памятью и историей" прошла 18 мая в онлайн-режиме на "Кавказском узле". Ее модератором выступила старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат исторических наук Наима Нефляшева. В обсуждении принимали участие 6 историков, специализирующихся на истории Кавказа. Дайджест дискуссии Наима Нефляшева опубликовала в своем блоге на "Кавказском узле". 

Дискуссия была приурочена к 150-летию окончания Кавказской войны, которая, по определению Н. Нефляшевой, "привела к тектоническим сдвигам в судьбе многих народов, как Кавказа, так и имперской России, к изменениям коллективных ментальностей и культурных матриц". 

Наима Нефляшева в своем блоге на "Кавказском узле" предложила обсудить вопросы - почему проблематика Кавказской войны остается актуальной для народов современного Северного Кавказа? Старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН также предложила обсудить историческую память как ресурс для мобилизации и консолидации общества, проблематику сохранения памяти в кавказской диаспоре на Ближнем Востоке и необходимость ее изучения, формы сохранения и презентации исторической памяти, новые ритуалы памяти и формы, проблемы возведения памятников и формирования "мест памяти" Кавказской войны, а также сохранения памяти о войне в кавказской диаспоре на Ближнем Востоке и необходимость ее изучения.

В рамках дискуссии наибольшие споры вызвал вопрос о том, как прекратить "войну памяти"

При всех режимах фигура генерала Ермолова будет по-разному восприниматься на Северном Кавказе и в центральной полосе России, заметил политолог Владимир Новиков. "Для русских он - герой Отечественной войны 1812 года, выдающийся военачальник и дипломат. Но вместе с тем для жителей Северного Кавказа Ермолов - фигура недружественная. И это будет существовать в сознании при всех режимах и во все времена. И вопрос здесь в том, что нужна своего рода деликатность. Да, пусть памятник Ермолову стоит в Орле. Пусть он стоит на Бородинском поле, в сражении, в котором он принимал участие. Но вот стоит ли его ставить на Северном Кавказе?" - задал вопрос В. Новиков.

По его мнению, нужен диалог историков и общественников, которые бы могли договариваться о неких "правилах игры" в вопросах установки тех или иных монументов. В качестве положительного примера В. Новиков привел пример Северной Осетии, где историки и представители общественных движений выступили против установки памятника солдату Архипу Осипову, не желая, чтобы Осетия была противопоставлена своим адыгским соседям.

Инициатива по установке памятника российскому солдату, герою Кавказской войны Архипу Осипову в центре столицы Северной Осетии вызвала резонанс в осетинской блогосфере и социальных сетях. Кавказоведы, представители черкесских организаций и блогеры подвергли критике инициативу администрации. 

Доцент МГИМО, кандидат исторических наук Михаил Волхонский оценил появление памятников Ермолову и Зассу, как "результат отсутствия диалога и своего рода глухоты друг к другу", призвав к диалогу и "примирению национальных дискурсов".

"Надо работать над признанием факта, что была война, было много несправедливости и жертв, потерь, причем, с обеих сторон и, живя в одной стране, наверное, надо отдавать должное солдатам и офицерам, наибам и мюридам, выполнявшим свой долг так, как они его понимали, осуждая тех, кто коллекционировал черепа, сжигал села, вырезал аулы", - заявил преподаватель Чеченского государственного университета доктор исторических наук Аббаз Осмаев.

"Пока нет исторической оценки Кавказской войны российским государством, лучше было бы избегать установления каких бы то ни было исторических памятников. Можно было бы даже пойти на шаг снесения памятников, порождающих межэтническую рознь", - заявила сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук Фатима Озова.

О необходимости установить памятники горцам, воевавшим против Российской империи, заявила активистка из Нальчика Ляна Ашхотова. "Почему, отдавая почести и дань уважения дедам, воевавшим в ВОВ и защищавшим родину, мы лишаем этой дани пра-пра-прадедов, наших предков, воевавших за свободу и независимость своего народа? - задала вопрос Л. Ахшотова.

Участники дискуссии обсудили вопрос о создании единого памятника всем погибшим. Первым его выдвинул В. Новиков, предложивший установить такой памятник на Красной Поляне, которая стала местом последнего сражения этой войны. Это предложение поддержал А. Осмаев.

Федеральный центр сам не определился с наследием Кавказской войны

"До момента распада империи историческая память о той же Кавказской войне была либо задавлена, либо фрагментарно включена в общеимперскую идентичность. Империя рушится – актуализируется историческая память", – заявил в ходе дискуссии В. Новиков. По словам В. Новикова главная проблема, возникающая при этой актуализации, в том, что те, кто должен отвечать за российскую политику, не знают, как отвечать на этот вызов.

М. Волохонский согласился с В. Новиковым, что для федерального центра остается большой проблемой поиск "общего наследия" Кавказской войны.

Доктор исторических наук из Махачкалы Хаджимурад Доного заметил, что интерес к истории кавказских войн вызван тем, что народы, в прошлом колонизируемые империей, хотят знать правду, причем не только ученые, историки, специалисты, но и люди, далекие от науки, но болеющие и интересующиеся этой темой.

Эти события служат основой для построения народами Кавказа своей новой системы этнической идентичности, отметил преподаватель Южного федерального университета, кандидат исторических наук Николай Трапш.

Война стала "водоразделом" для истории народов Кавказа и привела к драматическим последствиям для черкесского этноса. Попытки "забыть" войну без ее осмысления и одновременная глорификация генералов, оставивших по себе плохую память на Кавказе своей жестокостью, также привели к актуализации вопроса, считает Фатима Озова.

"Историческая память о Кавказской войне станет ресурсом для мобилизации и консолидации современного российского общества в позитивном понимании этих слов только тогда, когда к ней, к этой общей памяти, будет проявлено уважение, и она будет учтена при исторической оценке этой войны", - заключила она.

Мадина Паштова : память о Войне лежит в основе этнокультурной и цивилизационной идентичности черкесов диаспоры

Участники дискуссии обсудили вопрос о необходимости изучения черкесской диаспоры на Ближнем Востоке. Так, сотрудница Адыгейского республиканского историко-гуманитарного института, кандидат филологических наук Мадина Паштова подчеркнула, что память о войне – неотъемлемый элемент фольклорного нарратива о заселении черкесами новых территорий в диаспоре.

"Память о Войне лежит в основе этнокультурной и цивилизационной идентичности черкесов диаспоры. И в этом смысле говорить, что "кто-то со стороны искусственно реанимирует память о Войне", не приходится", - отметила она.

Ф. Озова посетовала на незаинтересованность государственных институтов в вопросе изучения черкесской диаспоры. "К сожалению, мало что делается. И если делается, то благодаря исключительно энтузиазму незначительного числа ученых и общественных деятелей. Определенная работа, проделанная фольклористами по сбору фольклора в 1990-2000 годах, практически сошла на нет. Она продолжается лишь единицами фольклористов-энтузиастов, как, например, Мадина Паштова. Исследования же историков по выявлению архивных документов в зарубежных архивохранилищах, начатые несколько лет назад, ныне, насколько мне известно, вообще прекращены", - заявила она.

Семен Чарный,
"Кавказский узел"

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет