Translit
Дева-Башня, или Пешком в девятый век
16.11.2011
0
4336
Мир-Теймур Мамедов,
член Союза художников Азербайджана и Грузии.
Баку
член Союза художников Азербайджана и Грузии.
Баку
Сколько статей, трудов серьезных и не очень, написаны про Девичью Башню! Любой бакинец расскажет вам трогательную легенду о тех событиях, что дали этому символу Баку его нежное имя. Второе, что удивляет, так это горизонтальные желоба - канавки, или каннелюры, образованные при специальной кладке верхней трети памятника. Каннелюры известны давно - им более 4000 лет. Если просмотреть справочники по древней архитектуре, то мы удивимся разнообразию каннелюров, их применению на вертикальных плоскостях и колоннах. Так, древние мастера добивались визуального эффекта увеличения высоты колонны или стены. Это была гениальная находка безвестного строителя. Итак, вертикальные каннелюры нам известны, но горизонтальные на верхней трети памятника - такое их расположение, как на Девичьей Башне, - неизвестны, нет аналогов. Расположение каннелюров по периметру Девичьей Башне горизонтально вызывает много вопросов у исследователей.
Интересная деталь - внутренние желоба выложены крупным ракушечником, а выступающие - из среднего и мелкопористого известняка. Почему так сделано? Какую цель поставил перед собой наш предок? Ведь известно, что ракушечник более всего поддается воздушной эрозии, усиленной близостью моря. Может, это было сделано для того, чтобы каннелюры не забивались пылью, песком? Основа ведь рыхлая и выкрашивается от эрозии. Далее, ракушечник не покрывается на всей плоскости оксидной пленкой - этому препятствуют многочисленные крупные включения. Само чередование светлого и темного камня, образованное тенями желобов, необычайно красиво. Как ни странно, но они гармонично выполняют тектоническую роль, несколько утяжеляя Башню, делая ее более массивной.
Особо хочу отметить глиняно-известковый раствор, использовавшийся для кладки Кыз Каласы - Девичьей Башни. Древние строители великолепно знали свойства материалов. Но из- за того, что в XIX веке были произведены "косметические" работы на всей поверхности Девичьей Башни, местами древняя кладка на материнском растворе была перекрыта современной, на цементной основе. Из-за этого в некоторых местах внутренние каннелюры резко выделяются своим цветом от основного строения. Местами внутренние каннелюры почти полностью перекрыты раствором XIX века, причем положенным грубо и наспех. Но это и понятно, так как уровень мастерства и степень знаний, которыми обладают современные реставраторы, намного выше, чем в позапрошлом столетии. При реставрационных работах по восстановлению первозданного вида артефакта необходимо полностью очистить внутренние каннелюры от более поздних наслоений XIX века. После чего внутренние каннелюры укрепить по современной технологии, точно соблюдая цветовые и тоновые характеристики каменной кладки артефакта.
Необходимо также по всему периметру отреставрировать кладку в тех местах, где она была изменена в результате многовековой эрозии, которой была подвержена Девичья Башня. Кроме того, в 1723 году в результате обстрела корабельными пушками, произведенного по приказу генерал-лейтенанта Матюшкина, верхняя юго-восточная часть Башни была уничтожена. Восстановительные работы по восстановлению геометрии артефакта были произведены спустя полвека, в 1770-1780-х годах силами русского гарнизона, расквартированного в Ичери Шехер. Позже, в начале XIX века, вновь была попытка реставрации, довольно неудачная. Реставрационные работы в 60-х годах прошлого века также не соответствовали уровню архитектурного памятника мирового значения, который позже ЮНЕСКО внесет в знаменитый список объектов всемирного наследия. Конечно, главное условие любой реставрации, которую намечено произвести в перспективе, должно соответствовать одному: цвет Девичьей Башни, тон каменной кладки, геометрия камней не должны быть нарушены.
Девичья Башня, наша гордость, красавица, ждет своего пытливого иссле-дователя многие сотни лет. Подождет еще или нам, живущим в веке XXI, посчастливится приподнять хоть немного завесу тайны, которой окружила себя наша Башня?
Путешествие в прошлое
Войдя в Девичью Башню, мы с трудом поднялись до третьего уровня, рискуя жизнью, с акробатической ловкостью забрались по торчащим из стен каменным выступам до маленького входа в стене Башни. Высота арочного проема - около 160 см. Пройти в эту арку может один человек. Главное - не смотреть вниз, в темную пропасть, еле освещенную скупым и мерцающим светом малочисленных "чырагов" - светильников. Там, за спиной, остались десять метров каменной пропасти. Не дай бог, если поскользнется нога на каменном узком выступе или сорвется рука с бронзовых колец, вбитых над выступами. Тогда все - конец. Быстрый полет, и смерть внизу, на каменном дне. Наконец мы добрались до этого хода. Он вырублен в пятиметровой толще стен. Отсюда начинается ход, заложенный внутри стены. Каменные ступени бесконечной спиралью ведут нас вверх. Они нестандартны, выше привычных ступеней. И это не случайно - они сбивают темп подъема, заставляют все время смотреть под ноги. А если к этому добавить почти полную темноту, скудно разбавленную маленькими язычками фитилей "чырагов", можно себе представить, как трудно было подниматься по этим каменным ступеням вверх, в неизвестность.
Неожиданно ступени кончились. Мы на маленькой площадке, такой маленькой, что два человека с трудом могут разминуться. С этой площадки можно попасть в маленькую круглую залу. Она освещена факелами, которые воткнуты в бронзовые держатели. Их немного, но свет позволяет видеть группу вооруженных людей. На некоторых - бронзовые и железные кольчуги. Двое в углу аккуратно снимают свои шлемы с наушниками из толстой кожи. Если вглядеться, то видно, что на шлемы нашиты железные полумесяцы, видимо, предназначенные для защиты шеи от скользящего удара сабли. Нас не замечают. Эти воины заняты собой и своим вооружением. Наверное, они собираются сменить на посту своих товарищей там, перед входом. Когда мы поднимались, они были совсем незаметны на своем посту, сливаясь полностью со стеной. Можно только удивляться стойкости и терпению этих воинов. Стоять на маленькой площадке, где с трудом умещается один человек в полном вооружении, почти без движения, почти в темноте, и при этом не заснуть? Удивительно! Оставим воинов заниматься своим делом. Не будем им мешать. Ступени ведут нас выше. Слева и справа - стены. Ладони нащупывают гладкий камень стен, отполированный руками тысяч и тысяч прикосновений во время подъема по этому узкому спиральному ходу. Он все время незаметно поворачивает влево. Кажется, что нет конца этому ходу. Вдруг мы чувствуем свежее дыхание воздуха, запах моря. Где-то там, далеко за толстыми стенами Башни, ревет грозное штормовое море. Седой Хазар обрушивает волны на Башню. Кажется, что хочет снести, сломать Башню, далеко по дну разметать камень Башни, которая так раздражает его и заставляет снова и снова бросаться с пеной на огромных, как горы, волнах на эти камни.
Яростен натиск седого Хазара, но молчалива и неприступна Башня. Быстро бежит время. Уже не одно столетье сменило другое, а так же вечен спор. Кто выйдет победителем? Не знаю. Как ни страшны тяжелые волны, молотом бьющие по телу Башни-Девы, как ни упрям в своем желании седой Хазар - все так же недвижно стоит Башня и бьется в ярости у ног ее седой Хазар... Мы стоим у окна-бойницы. Где-то там, далеко внизу, бьют волны о камень стен, слышен рев моря. Через узкую бойницу мы видим серое, сплошь закрытое фиолетовыми тучами небо. Стремителен их бег с севера на юг. Хазри - так называется этот морской ветер-разбойник. Налетит неожиданно, поднимет бурю, лихо засвистит по узким улочкам крепости, заставит все живое попрятаться, взметет кучи мусора и пыли. А кто зазевался, не успел добежать, дойти, спрятаться - горе тому. Озорник Хазри пригоршнями будет бросать песок в глаза несчастному. Как Самум в пустыне хозяин, так и Хазри в Баку повелитель. Что хочет, то и творит. А что делать? Как-никак, а младший брат грозного Хазара. Приходится терпеть и ждать, когда угомонится разбойник и так же, как налетел, внезапно исчезнет.
В Башне непогода за толстыми стенами не пугает. Здесь тишина уверенности. Мы продолжаем свой путь. Очередная ступень, и перед нами вновь круглая зала. В отличие от нижней залы, здесь кругом дети, женщины и старики. В центре разведен огонь, а над ним на цепях, закрепленных крюками в стены, висит казан - большой котел из кованой меди. Вкусно тянет ароматом "долмы" - запеченного мяса в листьях молодой виноградной лозы. Вот озорник, лет десяти, пытается ткнуть маленьким кинжалом в "долмушку" и поскорее отправить ее в рот! Благо, что мать и "биби" - сестра отца - заняты маленькой сестренкой. Вот, дурачок, обожжешь себе рот! Остановить его, что ли? Но нельзя. Не будем нарушать бег Времени, бег Истории.
Ага! Вот тебе! Мать оглянулась и, заметив проделки сына, шлепнула его по пятой точке. Ну все, порядок. Можно идти, оставив матерей заниматься Вечным Трудом - хранить и продолжать Историю.
Продолжим путь наверх. Стена сворачивает влево. Опять бесконечные поиски ступени и постоянное ожидание падения. Все тяжелее подъем, сопим и дыхание прерывистое. Тут и спортсмену трудно. Выносливые люди были наши предки! Или ступени не те, или мы уже не те?.. Но что такое? Снова холодный воздух откуда-то сверху. И рев ветра. Наверное, скоро кончатся наши мучения "верхолазов". Так и есть. Мы остановились у железной двери. Она открывается наружу. Сквозь круглые отверстия (видимо, просверленные для притока свежего воздуха) виден воин в доспехах. Он ходит по кругу. Движения его четкие и размеренные. Как же его не унесет могучий Хазри? Такой силы ветер запросто теленка в воздух поднимет и унесет в неизвестность! А вот и разгадка. По парапету площадки вбиты железные кольца и через них пропущена толстая шерстяная веревка, ничем не уступающая нашим современным канатам. Поэтому воин спокойно перебирает руками канат, двигаясь по кругу верхней обзорной площадки Башни. Тихо прикрыли железную дверь, чтобы стуком не потревожить часового. Хотя вряд ли он нас слышит или видит. Нас же нет, мы еще не родились, мы из далекого для них XXI века.
Не будем никому мешать. Пусть воин охраняет, ветер бушует, а мы взглянем на Ичери Шехер сверху, с высоты полета чайки. Вон как, бедные, мечутся от ударов ветра. Нет им спасения ни в воздухе, ни на море. Разбушевались два брата - Хазар и Хазри. Стихия!
А перед нами во всей красе открылся древний город. Ичери Шехер стал он называться позже, когда Баку из обнесенных вкруговую крепостными стенами домов шагнул за их пределы. Баку разделился на Ичери Шехер - внутренний город и Байыр Шехер - внешний город. Сейчас же мы видим начало Баку, его сердце. Плоские крыши странной геометрией своей притягивают наш взгляд. Если дать волю фантазии, то в этой причудливой игре горизонтальных плоскостей самых различных форм можно увидеть древнюю криптограмму. Что наши предки зашифровали в этой тайнописи человеческих жилищ? Почему так асимметричны вертикали минаретов и полушария куполов мечетей? Что скрывается за этими горизонталями крыш, напоминающих ровный звук балабана, иногда взлетающего вверх или мягко переходящего в незаметный звуковой фон для солирования тара и кеманчи? А эти полушария - купола - как удары по бубну, нагаре, ритмично-четко подчеркивающие древний музыкальный ряд мугама, - случайны ли они? Как прочесть эту каменную книгу, эту каменную скрижаль, называемую Ичери Шехер? Почему, однажды влюбившись, не можешь забыть эту любовь - Ичери Шехер - дом нашей памяти?
(Журнал "Этносфера", №6 за 2011 г.)
Комментариев нет