Расширенный поиск
24 Января  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Баланы адам этген анады.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Хатерли къул болур.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.

Ахеджакова Лия Меджитовна

27.09.2005 1 3801


Елена Кореневская,
г. Москва

Лия Ахеджакова:
"Надоело съедать обиды и оскорбления"

Когда я ехала на встречу с Лией Ахеджаковой, чтобы взять у нее интервью, которые она, кстати, дает в высшей степени неохотно и редко, я все время задавала себе вопрос: почему эта актриса, которая сыграла не так уж много главных ролей в кино, которая не любит привлекать к себе внимание, а в театре "Современник", где она играет, ее могут видеть в основном москвичи, почему ее так любят миллионы зрителей, почему одно лишь упоминание ее имени вызывает добрую улыбку у самых разных людей?



Куры, птички, поросята…

В Майкоп, где жили родители, Лия по окончании ГИТИСа не поехала, т. к. попала в Московский театр юного зрителя. Привел ее туда известный детский писатель Лев Кассиль, муж Светланы Собиновой, дочери знаменитого тенора Собинова, которая преподавала в ГИТИСе мастерство актера на курсе Г. Конского и у которой Лия училась. Он принес в Театр юного зрителя свою пьесу и предложил Борису Голубовскому, главному режиссеру МТЮЗа, Лию Ахеджакову на роль Тараса Бобунова, пионера и бездельника.

- В ТЮЗе я проработала целых 16 лет, - говорит Ахеджакова. - И хотя мой репертуар был весьма однообразен: куры, птички, зайцы, поросята, ослик Иа-Иа и тому подобные персонажи, я просто не могу забыть то время.
Мне очень повезло в жизни: судьба одарила меня дружбой с семьей Ардовых, о которых написано немало, да и сама их квартира получила во множестве мемуаров название "Дом на Ордынке".

Сам "отец семейства" Виктор Ардов был неповторимым, неописуемым человеком: великим мистификатором и добрейшим в мире хулиганом. Его жена, режиссер МХАТа Нина Антоновна Ольшевская, долгие годы была подругой Анны Ахматовой. В этом доме бывали Бродский, Раневская, Толя Найман, талантливая молодежь из "Современника", где тогда работал их сын Боря. Там я познакомилась с Алексеем Баталовым, сыном Нины Антоновны.
Однажды мы с Микой, женой Бори Ардова, были на даче, где Нина Антоновна Ольшевская "пасла" внуков. Помню, я почти засыпаю - и вдруг слышу голос Нины Антоновны: "А вы знаете, Лиличка, вы оч-ч-чень талантливы".

Нина Антоновна была яркой личностью. И мне ее слова были очень нужны, я ей верила. Она очень поддержала меня. Ведь в то время у меня не было оснований, играя зайцев и поросят, обольщаться насчет своих способностей.

Я прекрасно помню свою первую встречу с Галиной Борисовной Волчек. Она репетировала в зале, была очень занята и тем не менее спросила у меня: "А почему вы уходите из ТЮЗа?" Я ответила: "Надоело зайцев играть…".




Мама Кваши

- Я думаю, что, принимая меня в театр, Галина Борисовна поверила рекомендовавшему меня Валерию Фокину, которого я об этом очень просила и до сих пор ему за это очень благодарна. В то время заболела Любовь Ивановна Добржанская, чудная актриса, звезда Театра Советской армии, которая превосходно играла возрастные роли в театре "Современник".

А потом попала в больницу другая замечательная актриса Антонина Павловна Богданова, игравшая бабушку в спектакле "Вечно живые". И хотя по возрасту я была очень далека от "бабушки", мне предложили эту роль, и я много лет играла маму Кваши. Только через 8 лет мне удалось перейти к ролям, более подходящим для моего возраста.

Знаменательной в театре "Современник" и в моей личной театральной судьбе была встреча с режиссером Романом Виктюком. Я с ним в то время очень дружила, и благодаря этой дружбе мне удалось сыграть у него в четырех больших спектаклях. Это были роли, в которых я впервые перешла от "бабушек" к своему возрасту. Началось все с "Квартиры Коломбины".

Петрушевской, которую я много лет играла в "Современнике". Потом была певица Мостовая в "Стене" Галина, потом "Мелкий бес", потом "Адский сад", а потом… А потом мы с ним поссорились.

Особенным в карьере Лии Ахеджаковой в театре "Современник" да и в истории этого театра стал спектакль "Крутой маршрут", поставленный Галиной Волчек по книге Евгении Гинзбург. Тема ГУЛАГа и миллионов его безвинных жертв возникла впервые на театральной сцене именно в "Современнике". Этот спектакль имел огромный успех и у нас в стране, и за рубежом, когда театр выезжал на гастроли. Он вызвал подлинный фурор даже на Бродвее в Нью-Йорке, где избалованного зрителя, да еще столь далекого от нашей жизни, удивить чем-либо трудно. История людей, чья судьба была исковеркана сталинскими концлагерями, трогала самые разные аудитории, и даже сегодня, когда со дня премьеры прошло 14 лет, зал все так же замирает в ужасе, а в конце спектакля встает и долго аплодирует. Кроме Марины Нееловой, игравшей главную роль, все другие актеры играют роли небольшие, в том числе и Ахеджакова. У нее была роль Зины-татарки, жены одного из руководителей Татарии, который, как и миллионы других невинных жертв, был перемолот жерновами страшного террора середины тридцатых годов. Зина боготворила своего высоко поднявшегося по служебной лестнице мужа и, как миллионы других по обе стороны колючей проволоки ГУЛАГа, была уверена, что товарищ Сталин ничего не знает и в арестах невинных людей виноваты другие.



- И Зина моя не хотела расставаться со своими представлениями, считая, что ее соседи по камере виноваты, а ее-то муж - жертва страшной ошибки. И когда в конце спектакля она и другие заключенные слышат по радио сообщение, что вместо Ежова наркомом НКВД назначен Лаврентий Берия, все герои кричат: "Да здравствует Берия!" Наконец-то! Теперь-то все будет по-другому. Увы, по-другому не стало еще много лет.

Я спрашиваю Ахеджакову, как она дебютировала в кино.
- Мой дебют был связан с режиссером Михаилом Богиным. Потом я долго не снималась. Эльдар Рязанов пригласил меня на небольшой эпизод в фильме "Ирония судьбы…". Не хотелось играть в таком маленьком эпизоде, но Рязанов уговорил. И правильно сделал. А дальше я у него сыграла много ролей, мы дружим. И я надеюсь, мы еще поработаем.
"Мне столько досталось от критики!"

- Каково ваше отношение к эпизодическим ролям?
- Эпизоды бывают разные. Если это роль в фильме Алексея Германа "20 дней без войны" или Зина-татарка в "Крутом маршруте", то я рада таким ролям. Но если предлагают играть эпизод, чтобы где-то лишь мелькнуть на афише, я категорически отказываюсь. Называйте это амбициозностью или еще чем-то, но играть такие роли - только время терять.

- Какую роль в картинах Рязанова вы больше всего любите?
- Пожалуй, в "Небесах обетованных". Во всяком случае я люблю эту картину и все, что с ней связано.

Мне хотелось услышать от Ахеджаковой оценку исполнения ею роли в фильме Рязанова "Гараж". С моей точки зрения, в этой роли маленького человека, твердо стоящего за справедливость, за свое достоинство, есть что-то чаплиновское. В ответ на мой комментарий Лия просит не превозносить ее работу.

- Я не могу сказать, верна ли ваша оценка. Мне столько досталось в жизни от критиков, что я стала забывать, кто меня поносил и за что. Но, признаюсь, мне также досталось и зрительской благодарности, особенно после выхода на экран "Гаража".
Мой следующий вопрос: каково отношение Ахеджаковой к телесериалам, в частности, к "Пятому ангелу", где она блистательно ведет дуэт с Филозовым, играя старую еврейку, мать главного героя.

- Очень хороший режиссер Фокин, великолепные партнеры Филозов и Юрский. Я с удовольствием работала и с удовольствием смотрела. Хотя с горечью потом прочла в одной газете, что Ахеджакова, Юрский и Филозов "смылились".


Отдых звезд

- Вы спрашиваете о моих личных пристрастиях и образе жизни?
- Я люблю ходить в театр, я хороший, благодарный зритель. Люблю изобразительное искусство, архитектуру. Очень люблю путешествовать. В последнее время мало читаю. Из последнего самое сильное впечатление произвели "Сумерки" Александра Николаевича Яковлева. Даже хочу воспользоваться случаем и поблагодарить его за этот потрясающий труд. Ах, если бы в приказном порядке правительство заставило всех прочитать эту книгу! Да и самим не грех с карандашом проштудировать.

Газета "Аргументы и факты".

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Алана09
    28.08.2014 19:55:01
    прекрасная актриса, прекрасный человек - Ахеджакова.
    Начала читать "Сумерки" Яковлева, - понравилось. Интересно написано и читается легко. )