Расширенный поиск
26 Марта  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Ата – баланы уясы.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.

Карачай - вторая родина Коста Хетагурова

01.02.2005 0 8917

Назир Хубиев,
народный поэт Карачаево-Черкесии

Коста Хетагуров - классик литературы, рыцарь дружбы и братства народов, неповторимая гордость Кавказа, колоритная и яркая личность, великий сын и гениальный поэт осетинского народа.

Родился Коста 15 октября 1859 года в горах Центрального Кавказа, в маленьком осетинском ауле Нар. Младенцу не было года, когда умерла его мать. Отец отвез его в аул Цими и передал своей родственнице Чендзе Хетагуровой, женщине золотой души и ласкового сердца. Отец будущего поэта Леван Елизарович женился вторично, и у него родилась дочь Оля. К этому времени отец вернул сына в свой дом.

В те времена горцы были прижаты к диким скалам. Они страдали от безземелья и ели сводили концы с концами. Во время своего путешествия в Эрзрум А.С. Пушкин писал: "Осетины самое бедное племя из народов, обитающих на Кавказе". Об этом писал и М.Ю. Лермонтов в начале своего романа "Герой нашего времени". Печальной судьбе своего многострадального народа Коста Хетагуров посвятил свое знаменитое стихотворение "Горе", которое стало народной песней, гимном осетинского народа:

Цепью железной нам тело сковали,
Мертвым покоя в земле не дают.
Край наш поруган и горы отняли.
Всех нас позорят и розгами бьют.
Мы разбрелись, покидая отчизны,-
Скот разгоняет так бешеный зверь.
Где же ты, вождь наш? Для радостной жизни
Нас собери своим словом теперь..."
1886 г.
Перевел с осетинского А.Гулуев.

Отставной поручик русской армии Леван Хетагуров через наместника Кавказа добился разрешения о выделении плодородной земли для постоянного жительства бедной части жителей Алагирского ущелья, и в 1870 году из Северной Осетии 149 семей на арбах отправились в сторону Кубани. Переселенцы обосновались у слияния бурной Кубани, Голубой Теберды и ласковой Мары под горой Шуaна, где было основано селение Георгиевско-Осетинское Баталпашинского уезда Кубанской области. Основу осетинского селения в Карачае составили Хетагуровы, Абаевы, Цахиловы, Баскаевы, Айларовы и Чеховы.

И 11-летнему Косте открылись ворота его второй родины - высокогорного Карачая, чьей эмблемой является белокрылый, двуглавый Эльбрус.

В течение нескольких лет старшиной нового селения был сам Леван Елизарович Хетагуров. Его обеспечили пенсией, дали 200 десятин земли, дети Левана Елизаровича были определены на учебу за казенный счет. Коста с 1871 года по 1881 год учился в Ставропольской мужской гимназии, а Ольга - во Владикавказской женской гимназии.

Любознательный юный горец живо интересовался русской классической литературой и изобразительным искусством.

В 1877 году Коста в Ставропольской гимназии познакомился с будущим поэтом и художником, представителем карачаевского княжеского рода, гимназистом Исламом Крымшамхаловым. Буквально с первого дня знакомства и до конца своей жизни Коста был самым близким и верным другом Ислама.

Коста каждый год проводил каникулы у своего отца в селении Георгиевско-Осетинском. Он любил ходить по горам, знакомился с жизнью и богатым народным творчеством карачаевцев, черкесов и других народов горного края.

В 1880 году шестнадцатилетним юношей Ислам Крымшамхалов поступил на службу в Конвой русского царя и в течение четырех лет жил в Петербурге. А Коста Хетагуров в 1881 году стал студентом Петербургской академии художеств. Они оба сложились как личности именно в столице России. Там определились их демократические взгляды, укрепились гражданская позиция и творческие принципы.

В 1883 году Хетагуров был исключен из академии художеств за то, что не сдал экзамены своевременно. Однако по его настоятельной просьбе его оставили вольнослушателем еще на год. В 1885 году он приехал к своему отцу в Карачай, а в конце того же года переехал во Владикавказ.

Коста Хетагуров стал выступать против усиливавшейся колонизаторской политики царизма и антинародной деятельности местной знати. Он открыто протестовал, когда закрыли единственное во всей Осетии женское училище, после чего, 10 июня 1891 года, сразу же последовала первая ссылка поэта в Карачай.

Здесь Коста Хетагуров стал конторщиком на серебросвинцовом руднике "Эльбрус" в верховьях Кубани:

Тохтаул-Чалган* не в силах
Вдохновить певца,
Здесь толкуют лишь о жилах
Меди и свинца, -

писал поэт об этом времени.

В 1892 году в №24 петербургского журнала "Север" была опубликована серия рисунков Коста Хетагурова "Виды Большого Кавказа и нарождающийся в Карачае горный промысел" с пояснительной заметкой.

В Карачае Коста написал стихи, посвященные горам и людям второй родины поэта. Среди них особое место занимает стихотворение "Джук-тур"**:

Бестрепетно, гордо стоит на утесе
Джук-тур круторогий в застывших снегах
И, весь индевея в трескучем морозе,
Как жемчуг, горит он в багровых лучах.

Над ним лишь короной алмазной сверкает
В прозрачной глазури незыблемый Шат;
У ног его в дымке Кавказ утопает,
Чернеют утесы и реки шуршат…

И луг зеленеет, и серна младая
Задумчиво смотрит в туманную даль…
И смутно на эту картину взирая,
Познал я впервые любовь и печаль…
1893 г.

О дружбе трех выдающихся людей: Коста Хетагурова, Ислама Крымшамхалова и художника Николая Ярошенко - Леонид Бехтерев в своей книге "Поиски наследства"*** пишет:

"…В Теберде художник дружил с семьей Крымшамхаловых. Ислам Пашаевич Крымшамхалов - основоположник карачаевской литературы, один из выдающихся представителей своего народа. Его перу принадлежат переводы басен Крылова, он любил музыку, живопись. Как-то Ярошенко увидел один из пейзажей Крымшамхалова и заинтересовался. С годами дружба крепла и росла. В доме Крымшамхаловых одна из комнат была постоянно отведена Николаю Александровичу Ярошенко, другая - Коста Хетагурову".

Дружба этих трех выдающихся людей была долгой, Ислам и Ярошенко часто вместе ходили на этюды. Иногда их сопровождал и Хетагуров. Все трое любили ловить форель в Карасуу. Пешком и на лошадях Ярошенко и Крымшамхалов через Бермамыт поднимались на Бичесынское плато к пастухам, потом спускались в аул Хурзук, направлялись в Карт-Джурт. Бывал Ярошенко со своими карачаевскими друзьями и в Архызе. Здесь его принимали как большого друга и дорогого гостя.

В один из приездов художнику сделали традиционный карачаевский подарок - коня с седлом. На этой грациозной лошадке по кличке Кунак он изъездил немало горных троп.

Большая дружба, связывавшая единомышленников Коста Левановича Хетагурова и Ислама Пашаевича Крымшамхалова, нашли свое отражение в стихотворении Коста, посвященном Исламу:

Мне нравится, мой друг, что ты глядишь пытливо
И тщетно разгадать пытаешься меня,
Когда я говорю тебе полушутливо,
Что я устал любить, устал страдать любя.

Мне нравится твой взор задумчиво - глубокий,
Сомнения твои и непритворный страх,
Когда я говорю, что люди все жестоки,
Что нет небесного созвучья в их сердцах.

Не верь моим речам, исполненным проклятья,
Насмешки злой и лжи, - я им не верю сам, -
Напротив, верь что мы, как любящие братья,
Воздвигнем на земле один всеобщий храм.

Храм жизни трудовой, насильно недоступный,
Сознательной борьбы, без пыток и крови,
Храм чистой совести и правды неподкупной,
Храм просвещения, свободы и любви.

1893 г.

К. Хетагуров прекрасно знал историю, географию, культуру и быт горских народов, особенно карачаевцев, среди которых прошли его детство, юность и зрелые годы. Известный кавказовед-этнограф, доктор исторических наук Борис Калоев в своей книге "Вторая родина Косты" пишет: "Критикуя составителя "Географии России", Коста определяет территорию расселения многих народов Кавказа, их этнический состав: "В верховьях Кубани, - пишет он, - живут карачаевцы; ниже от них вперемежку ногайцы, абазины и 2-3 аула кабардинцев (черкесов - Б.К.). На севере от Эльбруса живут балкарцы, родственные карачаевцам. На северо-востоке опять кабардинцы".

И далее Б. Калоев пишет: "Коста выступает против варварских методов поисков и разработок горнопромышленниками природных богатств Кавказа, в частности, в Карачае (общ-во "Эльбрус") и Осетии (Садонское и Урухское месторождения), указывая на то, как горнопромышленники обманными путями за бесценок скупают земли у горцев, разрушают их проезжие дороги, истребляют леса, жестоко эксплуатируют рабочих".

Вспоминается и его фельетон "Тартарен", опубликованный 5 мая 1901 года в газете "Северный Кавказ". В нем К. Хетагуров высмеял очерк А.Н. Дьячкова-Тарасова "В горах Большого и Малого Карачая". Поэт обрушился на автора клеветы: "Карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению. Если свой уроженец Кавказа пишет такую галиматью и клевету, то какими глазами на туземцев Кавказа должен смотреть москвич, немец и всякий чужеземец? Стыдно мне за вас, господин Тартарен, стыдно!"

Внимание Коста в Карачае было обращено также на обучение детей в школах министерства народного просвещения, содержащихся за счет населения. Он с большой охотой отзывается о сравнительно высоком уровне жизни карачаевских учителей: "Учителя этих школ, - пишет Коста, - получают 600 руб. (50 руб. в месяц) с квартирой, прислугой, отоплением и освещением".

Как рассказывал мне один из современников Коста Хетагурова, 111-летний житель аула Каменномост Карачаевского района Карачаево-Черкесии Сеит-Умар Герюгов, Коста Леванович владел карачаевским языком и говорил на нем свободно, когда приезжал в аул Каменномост на свадебные торжества и похороны. Осетинский поэт был желанным гостем карачаевских аулов. Он посещал скотников, чабанов и табунщиков, живущих на высокогорных пастбищах, изучал их жизнь, посвящал им свои произведения. В этом плане очень интересно стихотворение Косты Хетагурова "Ночлег", в котором до мельчайших деталей описывается быт карачаевских скотоводов на коше:

Румяный луч заката
На Эльбрусе погас…
Пригнал к пещере стадо
Пастух в урочный час.

Собрались понемногу
Товарищи его…
Не видно - слава богу!
Потерь ни у кого.

Коров уж подоили,
Загнали в баз телят…
В пещере разместили
Овец и их ягнят.

Огонь уж раздувает
Проворный мальчуган…
Очаг дымит, пылает,
Поставлен и тачан…

Вот все к огню подсели…
Котел уже кипел…
Пока смеялись, пели,
И ужин подоспел.

Чурек сухой, ячменный,
Похлебка с молоком, -
Вот ужин неизменный,
Приправленный трудом…

И сыты, слава богу!
Пошли к своим местам
И смолкли понемногу…
Покойной ночи вам!

Хетагуров бывал во всех ущельях Карачая, но особенно его покоряло Тебердинское, где Исламом Крымшамхаловым был основан курортный поселок Теберда. Там, рядом с озером Кара-Кёль, стоял бревенчатый дом в коронованном солнцем краю, где Коста находил уют и вдохновение. Там сестра Ислама подарила другу своего брата башлык, черкеску, бурку собственного производства. Поэт очень любил ходить в них и фотографироваться.

Среди произведений Коста Хетагурова, посвященных Карачаю, особое место занимает картина "Долина Теберда", где щедро раскрылся высокий дар самобытного художника. Здесь перед нами встает одухотворенная величественная природа Домбая, передается любовь автора к горам его второй родины. Не менее интересны картины "Природный мост", "Виды Большого Карачая". В них мы узнаем течения бурной Кубани у аулов Каменномост и Карт-Джурт.

Еще одним свидетельством дружбы К.Хетагурова и И.Крымшамхалова является письмо поэта, адресованное Крымшамхалову: "Дорогой Ислам! Устрой возможно лучше моего земляка доктора Газданова. Докажи ему, что наша Теберда лучший курорт в мире. Как теперь твое здоровье? Привет семье! Твой Коста".

Конечно, Ислам выполнил просьбу Коста. И врач Д.Газданов был бесконечно благодарен И. Крымшамхалову. Оригинал этого письма хранится в Северной Осетии в музее Коста Хетагурова. А копия - в городе Теберде, в музее Ислама Крымшамхалова.

В самые трудные времена Коста Хетагуров всегда тянулся к своему отцовскому дому в селении Георгиевско-Осетинском.

В 1903 году больной поэт приехал из Владикавказа и провел свои последние годы на второй родине. За ним ухаживала сестра Ольга Левановна Кайтмазова. Сельчане не обделяли их вниманием и оказывали всяческую помощь, в то время как интеллигенция Осетии, к сожалению, оставалась к судьбе тяжело больного Косты безучастной. Известный публицист, верный друг поэта Гиго Дзасохов через газету "Казбек" обращался к интеллигенции всего осетинского народа, но его старания не увенчались успехом.

Карачаевские же друзья окружали Коста вниманием и заботой. Среди них были Ислам Крымшамхалов и известный карачаевский поэт и просветитель Ислам Акбаев.

Великий осетинский поэт Коста Леванович Хетагуров умер 1 апреля 1906 года и был похоронен в селении, основанном его отцом - Георгиевско-Осетинском. В последний путь его провожали осетины, карачаевцы, русские, черкесы и представители других национальностей. Плакали женщины, не могли удержать слез и мужчины. Это была великая утрата всех народов Кавказа. Спустя неделю тело поэта перевезли в Северную Осетию и перезахоронили во Владикавказе.

Произведения Коста Хетагурова переведены на языки народов России и зарубежных стран. Многие его стихи доступны и на карачаево-балкарском языке благодаря народному писателю Карачаево-Черкесии Осману Хубиеву. Рассказ "Охота за турами" в том же переводе издан отдельной книгой. С удовольствием перевожу стихи Коста и я. И свое слово о любимом поэте хотел бы завершить посвященными ему строками:

Под самое небо крылато
Над кручей взлетали орлы…
Здесь с думой ходил ты когда-то
По тропам моей стороны.

Осетии нарт вдохновенный,
Твой голос до неба взлетал,
В глаза равнодушным, надменным
О горе людском рассказал.

Насилье грудью встречая,
О правде стихом говорил.
В России, в горах Карачая,
С простыми людьми ты дружил.

Растил осетинскую лиру,
Рыдал над судьбою сирот,
Всеобщему братству и миру
Отдал своих песен полет.

Предвестник желанной свободы,
Учением гнал темноту.
И песней в суровые годы
Ты звал на борьбу бедноту.

Был стих твой, как штык солдата,
И гневен, как правды гроза…
Ночь гнета ушла без возврата -
Открыли мы солнцу глаза.

Вздохнули свободно народы,
От счастья их песня чиста.
Под солнцем великой свободы
Поют твои горы, Коста!

* Тохтаул-Чалган - название местечка в Большом Карачае близ Эльбрусского рудника.
** Джук-тур - дикий баран (прим. автора)
*** "Поиски наследства" - книга Леонида Бехтерева (Ставропольское книжное издательство, 1978 г.)

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет