Кумыки в этнодемографической структуре населения Дагестана (вторая половина XIX - начало XXI в.)
Магомед-Расул Ибрагимов
Этнодемографическая структура населения Дагестана во многом определяется тенденциями воспроизводства населения. Эти тенденции формируются в значительной степени под влиянием общественно-экономического и политического развития страны в целом и специфических особенностей развития дагестанского общества. Демографическое поведение различных этносов, социальных групп и категорий населения в разные исторические периоды существенно отличалось друг от друга, что обусловлено соответствующими этнокультурными, социально-экономическими и конфессиональными традициями дагестанцев и другими факторами.
В данном сообщении на основе данных госстатистики Российской империи, Союза ССР и Российской Федерации рассматриваются процессы демографического развития кумыков как составной части этнодемографической структуры населения Дагестана на протяжении длительного времени, начиная с 1860-х годов, когда появляются первые относительно достоверные сведения о численности кумыков, до настоящего времени, то есть до начала ХХI в.
Кумыки - самый крупный по численности тюркский народ на Северном Кавказе, второй по численности после азербайджанцев тюркский народ Кавказа. В Дагестане кумыки - третий по численности народ, составляющий более 14% всего населения республики.
Самые ранние относительно достоверные сведения о численности кумыков относятся ко времени образования Дагестанской области в 1860-х годах. По официальным данным главного штаба Кавказкой армии в Дагестанской и Терской областях, где располагалась исконная этническая территория кумыков, насчитывалось 62 кумыкских селения. В 1866 г. в этих селах проживало около 78 тыс. человек. В пересчете в современных границах Дагестана они составили бы 14,7% всего населения.
В Темир-Хан-Шуринском округе Дагестанской области кумыкское население проживало в 28 аулах и насчитывало около 41,1 тыс. человек, что составляло 23,2% населения округа. В Кумыкской округе Терской области насчитывалось 28 аулов и хуторов кумыков, в которых проживало около 25 тыс. человек, что составляло 53,4% населения округа. Через двадцать лет, судя по материалам посемейных списков 1886 г., численность Дагестанской области достигла 60 тыс. человек, а в Терской области 28 тыс. человек, всего 88 тыс. человек. Прирост кумыкского населения составил 10 тыс. человек, или около 0,5 тыс. ежегодно.
Десять лет спустя, как показывают материалы первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., кумыков насчитывалось 83 тыс., в том числе Дагестанской области 51,2 тыс. человек или 9% населения области, а также 31,8 тыс. человек в Терской области, в том числе 26,1 тыс. в Хасавюртовском округе 36,9% населения округа. Численность кумыкского населения уменьшилась на 5 тыс. человек.
Еще через двадцать лет, судя по данным областных губернских отчетов за 1916 г., численность кумыков выросла до 98 тыс. человек, в том числе в Дагестанской области 65 тыс. человек и в Терской области 33 тыс. человек. Прирост кумыкского населения составил 15 тыс. человек или по 0,75 тыс. человек ежегодно.
Таким образом, в течение полувекаприрост численности кумыков составил 20 тыс. человек или 25,6%, то есть по 0,5% ежегодно. Эти цифры свидетельствуют о постоянном, хотя и медленном приросте кумыкского населения.
Воспроизводство кумыкского населения во второй половине ХIХ - начале ХХ в. характеризовалось следующими показателями: рождаемость была довольно высока (по имеющимся статистическим данным до 30%), что являлось свидетелем репродуктивного поведения ориентированного на максимальное число рождений. Такое демографическое поведение, видимо "провоцировалось" высокой смертностью, особенно младенческой. Необходимость иметь большое количество детей поощрялось экономическими условиями и способствовало большому функционированию в кумыкском аграрном обществе. Религиозные установки кумыкского населения, исповедовавшего ислам, наряду с ранним замужеством, осуждением раздоров и бездетности благоприятствовали высокой рождаемости.
Для кумыкского населения бала характерна высокая смертность (до 20%) обусловленная его тяжелым экономическим положением, слабым медицинским обслуживанием, распространением инфекционных заболеваний, эпидемий. Средняя величина семьи у кумыков, как и у других дагестанцев, составляла около 5 человек.
Специфической чертой демографической ситуации среди кумыкского населения конца XIX - начала ХХ в. являлась низкая интенсивность индивидуальной миграции, в отличие от горских народов Дагестана, вынужденных ежегодно выезжать на заработки за пределы своих этнических территорий. Для кумыкского населения этого периода характерны компактность и стабильность расселения, а так же низкая доля горожан. При этом надо подчеркнуть, что все города Дагестана расположены на этнической территории тюркоязычных народов: кумыков (8 из 10 городов), азербайджанцев (1 город) и ногайцев (1 город). Вместе с тем, около 85% горожан в конце XIX - начале ХХ в. в Дагестане составляли русские, азербайджанцы, персы, горские евреи и армяне. На долю кумыков приходилось более половины из 15% дагестанцев-горожан.
Установление Советской власти в Дагестане и образование автономной ДССР в 1921 г. способствовало объединению большей части этнической территории кумыков в единую административную единицу (после присоединения Хасавюртовского округа к ДССР). С другой стороны по справедливому замечанию известного дагестанского политолога К. Алиева, "обрекла кумыков на безстатусное, бессубъектное существование в составе Дагестана и России". В результате прямых потерь в гражданской войне во время вторжения 11-ой Красной армии большевиков, белогвардейских деникинских войск и иностранных интервентов, антисоветского восстания Н. Гоцинского в 1918-1921 гг., а также эпидемий тифа и малярии, катастрофической засухи 1920-1921 гг., унесших десятки тысяч жизней и из-за эмиграции части кумыкской буржуазии, крупных землевладельцев и духовенства в единоверную Турцию кумыкское население сократилось до 88 тыс. человек, что составило 11,8% всего населения Дагестана (1926 г.). Кстати, по данным переписи населения 1926 г. во всех равнинных округах края насчитывалось 2,5 тыс. человек горцев: аварцев, даргинцев, лезгин и лакцев, которые составляли 2% населения равнины.
Вторая половина 1920-х - вторая половина 1930-х годов весьма противоречивый период демографического развития кумыков. С одной стороны за 1926-1939 гг. численность кумыкского населения выросла до 101,5 тыс. человек, что составило 9,9% населения Дагестана.
Несмотря на более высокие, чем в предыдущий период темпы роста численности кумыков по 1,3% ежегодно, из-за улучшения медицинского обслуживания, сокращения безработицы и роста благосостояния населения, доля кумыков в этнической структуре населения Дагестана сократилась почти на 2%, что объясняется притоком в республику русского, украинского, татарского и еврейского населения из России.
С другой стороны в результате национализации земли и проведения земельно-водной реформы 1927-1934 гг. этническая территория кумыков значительно сократилась: горные районы получили на равнине во временное пользование земли под зимние пастбища общей площадью 1,5 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 137 тыс. га пашни. Конец 1920-х - 1930-е гг. омрачены репрессиями и выселениями, раскулачиванием крестьянства, которое более всего ударило по равнинному населению Дагестана, в том числе и по кумыкам.
Накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Дагестанской АССР насчитывалось примерно 103 тыс. кумыков, что составляло около 11% всего населения республики в границах того времени. Во время войны смертность населения, в том числе кумыкского, была в два раза выше, чем рождаемость. Большое число кумыков погибло на фронтах войны: по некоторым оценкам более 10 тыс. человек. Кроме того, мобилизация на фронт почти всего взрослого мужского населения кумыков, как и других дагестанцев, привела к косвенным потерям, так как целое поколение перестало участвовать в воспроизводстве населения, а затем в начале 1960-х гг. сказалось эхо войны, когда в брачный возраст должны были вступить дети, родившиеся в годы войны.
Во время войны происходили значительные перемещения внутри Дагестана. В октябре 1941 г. из республики было выселено 7,3 тыс. немцев. В феврале 1944 г. из Дагестана было выселено 37 тыс. чеченцев. В апреле 1944 г. в аулы выселенных чеченцев насильственно переселили дагестанцев: лакцев, аварцев и кумыков. Кумыки из трех колхозов селений Альбурикент (колхоз "МОПР"), Кяхулай ("9 января"), и Тарки ("1 мая") общей численностью более 1 тыс. человек были размещены в трех бывших чеченских селах Байрамаул, Бамматюрт и Османюрт Хасавюртовского района.
В 1957 г., не дожидаясь официальных решений, депортированные кумыки самостоятельно вернулись в свои аулы, а земли их колхозов, отданные Махачкалинскому горсовету и кутаным хозяйствам горцев, не были возвращены прежним владельцам: колхозам "МОПР", "9 января", "1 мая". В 1957 г. после восстановления ЧИАССР и возвращения шести районов ЧИАССР, присоединенных к ДАССР в 1944 г., дагестанское население, насильственно переселенное туда, было вновь переселено обратно в ДАССР. Лишь часть дагестанцев из Чечни была возвращена в свои прежние районы проживания: в Ботлихский, Цумадинский, Цунтинский и др. горные районы. Более половины из 60 тыс. человек, под предлогом отсутствия в их прежних местах обитания в горах нормальных условий жизни, была размещена на территории расселения кумыков: Хасавюртовском, Кизилюртовском, Бабаюртовском, Каякентском и других равнинных районах ДАССР.
Для дагестанцев-переселенцев из Чечни на равнине были созданы новые переселенческие селения. В связи с недостаточностью селитебных земель под строительство новых населенных пунктов, руководство республики решило освободить территорию под строительство переселенческих селений для горцев. Для этого жителей многих небольших кумыкских и ногайских селений и хуторов переселили в более крупные села, например в Хамаматюрт и др. В это же время предстояло разместить дагестанских чеченцев, возвратившихся из мест спецпоселения, которым не было разрешено селиться в бывшем Ауховском (Новолакском и в 2 аулах Казбековского районах), так как в нем оставались жить лакцы и аварцы. Чеченцы были размещены на лучших поливных землях в основном в черте города Хасавюрт, а также в Хасавюртовском и Бабаюртовском районах (Нурадилово, Новосельское, Борагангечув), лишь незначительной части их удалось поселиться в прежних своих селениях в Казбековском и Новолакском районах. Часть переселенцев из Чечни аварцев, даргинцев и чеченцев из спецпоселений была подселена в существующие кумыкские (Аксай, Костек, Муцалаул, Ботаюрт, Новокаякент и др.) и русские селения (Нечаевка, Покровское, Могилевское и др.).
Все эти мероприятия существенно сократили этническую территорию кумыков. Равнинные районы из этнически относительно однородных постепенно превращались в этнически смешанные, с чересполосным расселением народов. Переселенческие мероприятия этого времени проводились без учета этнокультурных, демографических и экологических последствий для местного населения. Экономический подход к этим проблемам превалировал над всеми остальными.
Численность кумыкского населения в ДАССР к 1959 г. достигла 120,9 тыс. человек или 11,4% всего населения республики. Прирост составил 19,4 тыс. человек или 0,97% ежегодно. Это результат высокой рождаемости и существенного снижения смертности населения, что дало высокий естественный прирост, несмотря на потери в годы войны. На рубеже 1950-х и 1960-х гг. наблюдается самая высокая рождаемость до 45% и самый высокий естественный прирост (до 36%) кумыкского населения за всю их демографическую историю. Со второй половины 1960-х годов темпы рождаемости и соответственно темпы естественного прироста кумыков сокращаются. По материалам переписи 1970 г. на территории ДАССР проживало уже 169,0 кумыков, доля их в общей численности выросла до 11,8%. В 70-е и 80-е годы эти тенденции стабильного роста численности кумыков сокращались.
Численность их в 1979 г. достигла 202,3 тыс. человек (12,4% всего населения), а в 1989 г. - 231,8 тыс. человек (12,9% всего населения). Такой прирост кумыкского населения был обеспечен относительно высокими показателями рождаемости и естественного прироста, несмотря на наметившуюся в это время миграцию части кумыков за пределы Дагестана.
В 1980-е годы фиксируется не только снижение рождаемости (до 27%)и уменьшение естественного прироста до 21%, но и интенсивная внешняя миграция (до 26,4%), что в три раза превышало средний российский уровень. С одной стороны на равнину устремляется поток горцев расселявшихся организованно и самостоятельно (по последним оценкам общее число горцев переселившихся на равнину ровняется около 450 тыс. человек) с другой нарастает поток эмиграции части кумыкского населения за пределы Дагестана в поисках заработков и лучшей доли.
Дагестан традиционно относится к регионам с избыточными трудовыми ресурсами, что отразилось на миграционных процессах. Отрицательное сальдо миграции за период с 1966 по 1986 гг. выросло в четыре раза и составило 13,2 % (на 1000 человек за год). В это время все большее число дагестанцев, в том числе и кумыков, выезжало на сезонные работы за пределы республики, часть из них не возвращалась.
Высокий уровень безработицы, снижение уровня жизни на фоне криминогенной ситуации войны в Чечне и Дагестане в августе-сентябре 1999 г подталкивают часть населения к выезду из республики в другие районы России и за ее рубежи. Миграционными настроениями охвачено в основном русское, украинское, еврейское, армянское и татарское населения, а так же часть дагестанцев, среди которых кумыки занимают одно из первых мест.
За десять лет 1990-1999 из республики безвозвратно выехало 49 тыс. человек, в том числе 39 тыс. русских и около 10 тыс. украинцев, евреев, армян, татар, кумыков. В страны дальнего зарубережья за этот же период выехало 12 тыс. человек (горские евреи, таты).
Начиная с 2000 г. миграционная тенденция в Дагестане изменилась: число ежегодно убывающих стало превалировать над числом прибывающих примерно на 5-6 тыс. человек. Убывают в основном русские, украинцы, евреи, армяне, кумыки, табасаранцы, а прибывают даргинцы, лезгины, аварцы, чеченцы. Половозрастная структура кумыкского населения довольно стабильна - мужчины составляют 48,7%, женщины - 51,7% населения. Доля детей в возрасте до 15 лет постепенно сокращается из-за падения рождаемости и составляет 31,4 %, растет доля лиц трудоспособного возраста (59,5%) и старше трудоспособного возраста (9,1%). В сельской местности эти показатели распределены более равномерно: 33,9%, 56,5% и 9,6%. Медианный возраст кумыкского населения равен общедагестанским показателям - 24,6 лет. Ожидаемая продолжительность жизни составляет - 72,3 года (68,5 мужчины и 75,9 женщины). Падает показатель жизнеспособности населения: за 1989-2004 гг. он снизился с 4,3 до 2,5.
Общий коэффициент рождаемости кумыкского населения в Дагестане близок к среднему показателю по республике - 15,9 % (2004 г.), что примерно в 1,3 раза выше, чем в среднем по северокавказскому региону (12,0) и почти в 1,6 раза выше, чем в РФ (10,2). Общий коэффициент смертности (6,0%) в 2 раза ниже, чем в республиках Северного Кавказа (13,6) и в 2,7 раза ниже, чем в РФ (16,4). Поэтому общий коэффициент естественного прироста (9,9%) - один из самых высоких в России.
Подводя краткие итоги, отметим, что кумыки - наиболее крупный из тюркских этносов Северного Кавказа и третий по численности среди народов Дагестана (14,2% населения республики). Общая численность кумыков в России и странах СНГ, по данным переписи населения 1989 г., - 281,9 тыс. человек, а в настоящее время (по данным переписи населения 2002 г.) в Российской Федерации - 422,4 тыс., в том числе в Дагестане - 365,8 тыс. человек. Прирост за этот межпереписной период составил 1,5 раза.
Самым большим достижением в демографическом развитии кумыков в XX в. следует считать бурный рост их численности в 1950 - 1970 гг., а самой большой потерей - резкое сокращение этнических территорий, в результате чего кумыки превратились в этническое меньшинство на своей исконной этнической территории - Кумыкской равнине и прилегающих к ней предгорьях и равнинах от р. Терек на севере до рек Башлычай и Уллучай на юге. Более половины (53%) из них расселены в восьми сельских административных районах. Около половины всех кумыков сосредоточены в городах и поселках городского типа, бывших ранее кумыкскими селениями и преобразованных в городские поселения.
За пределами Дагестана в других регионах России проживают около 57 тыс. человек или более 13% всех кумыков РФ. Во-первых, на исторически исконных этнических территориях большими группами кумыки проживают в Гудермесском и Грозненском районах Чеченской Республики (около 9 тыс. человек) и Моздокском р-не Республики Северная Осетия - Алания (около 13 тыс. человек). Во-вторых, довольно большая часть кумыков, в последние десятилетия, расселилась в Ставропольском крае (около 6 тыс. человек), а также в Тюменской обл. (более 12 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе - Югра (около 10 тыс. человек) и Ямало-Ненецком автономном округе (около 3 тыс. человек) Российской Федерации. Этому в немалой степени способствовали организованные массовые переселения значительной части горцев на Кумыкскую равнину, следствием которого явилась перенаселенность кумыкских земель и обострение проблем трудоустройства.
Относительно крупные общины кумыков проживают также в г. Москве и Московской области (2,4 тыс. человек), Астраханской и Ростовской областях (по 1,4), Волгоградской области, Кабардино-Балкарии, Калмыкии и Краснодарском крае (по 0,9-0,6) и в г. Санкт-Петербурге (0,5 тыс. человек). В дальнем зарубежье кумыкская диаспора начала формироваться еще в XIX веке: Турции, Иордании, Сирии и некоторых других странах мира. В ближнем и дальнем зарубежье сегодня кумыки проживают также в республиках Казахстан, Украина, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Бельгии, Германии, Дании.
(kumukia.ru)
Комментариев нет