Этнографическое путешествие по Грузии. Сванети
Илья Чавчавадзе так обратился однажды к молодому просвещенному Бессариону Нижарадзе: "Бессарион, если ты хоть чуточку любишь Грузию, ты должен поехать в Сванети и там тянуть свою лямку..." Бессарион не колеблясь принял этот совет и с усердием взялся за дело служения своему краю и своему народу. Работы Б. Нижарадзе содержат разнообразные ценные сведения о быте и культуре Сванети. Его этнографические, исторические и фольклорные записи по сей день не утратили своего первостепенного значения в изучении этого сказочного уголка...
Здесь, в этом обетованном крае, у истоков Ингури и Цхенисцкали, во владениях величественных гор и бесстрашного народа, всегда чувствовался единый грузинский дух, здесь формировалась особая этническая группа людей и развивалась единая общегрузинская культура. Вместе с тем Сванети всегда был и остается особенным, возвышенным, самобытным, уникальным краем, а хозяйственная деятельность, социальные отношения, духовная и материальная культура коренных жителей Сванети всегда составляли неотъемлемую часть общегрузинской культуры. Поэтому с точки зрения исторической и этнографической науки Сванети до сих пор является "неиссякаемым источником", "неисчерпаемым рудником". Этот край всегда привлекал и сейчас привлекает внимание ученых и путешественников.
Более того, с древнейших времен Сванети был хранителем сокровищ Грузии. Во время вражеских нашествий из различных уголков страны сюда поднимали, здесь спасали рукописи, иконы, исторические реликвии и другие ценности... В Сванети было сохранено и спасено созданное, точнее переписанное в IX веке в Шатберди (Кларджети) евангелие, так называемый Адишский четырехглав. Здесь же сохранились грузинские рукописи X века и нерукотворные иконы, сделанные мастерами Бека и Бешкен Опизари. Поэтому Сванети привлекал внимание исследователей нашего прошлого Димитрия Бакрадзе и Тедо Жордания, Александре Хаханашвили и Нико Марра, Эквтиме Такаишвили и Корнелия Кекелидзе, известного русского социолога Максима Ковалевского, итальянских и французских путешественников..., а сопровождал их всех Бессарион Нижарадзе. И мы будем обращаться к его записям и сочинениям (разумеется, наряду с работами других современных исследователей).
Итак, присядем на дорогу и отправимся в путешествие, ознакомившись предварительно с историей этого края. В этом нам поможет монография А. Чарквиани "Сванети", в которой освещаются и другие интересные для нас вопросы. Вот что пишет автор: "Сванети один из древнейших очагов развития грузинского этноса, грузинской культуры и государственности. В источниках древнего и средневекового периода Сванети представлен как органическая часть Грузии, активный участник общегосударственной жизни. Сведения о Сванети встречаются у многих античных авторов, хотя, вероятно, достаточны слова греческого географа Страбона, согласно которым "сваны могли выставить 20 000-ое войско". Академик Г. Меликишвили относит сванов к проживающему на территории древней Колхиды племени пениохов, или санигов, и заключает, что под колхами и пениох-санигами подразумеваются две основные этнические группы - зани и сваны, проживающие на земле Западной Грузии (исторической Колхети). Сванети играл важную роль в государственной жизни феодальной Грузии. Об этом сообщают нетленные страницы "Картлис Цховреба" - "Житие Картли" и труды современных грузинских историков... По наблюдениям академика Н. Бердзенишвили, в этот период Сванети активно участвовал в политической жизни Грузии, а его владетели-эристави непосредственно входили в состав царского двора Давида IV и царицы Тамар.
Как отмечает исследователь А. Чарквиани, в эпоху феодальной раздробленности господствующей формой социальных отношений в Сванети было крепостничество. На территории древнего сванского саэриставо в это время возникло несколько феодальных владений: в западной части Земо (Верхний) Сванети господствовали Дадешкелиани, в восточной части было множество владений мелких азнауров. Однако так было в определенный период, а в XVII-XVIII вв. крестьяне Земо Сванети успешно завершили свою борьбу за свободу, и с тех пор этот уголок Сванети не знает господ, он так и называется "убатоно" (без господ) или свободный Сванети. В этот же период в Квемо (Нижний) Сванети большие владения принадлежали князьям Геловани и Гардапхадзе.
В нескольких словах расскажем о географическом положении этого прекрасного края. Один из самых высокогорных районов Грузии - Сванетии расположен на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Земо Сванети находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2000 метров над уровнем моря), а Квемо Сванети - в ущелье реки Цхенис-цкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванети граничит с Рача-Лечхуми, на западе - с Абхазией, с юга примыкает Имерети и часть территории Самегрело. На севере граница Сванети проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай и Балкария.
Наше путешествие мы начнем с Ушгули. Ушгули - это и сказочное село, расположенное между гор и небес, и община на крайнем востоке Сванети, самый высокогорный населенный пункт в Европе (2200 м), край многочисленных гордо возвышающихся башен. Здесь представлена полная типология строительных комплексов Сванети: хозяйственных, оборонительных, культовых, жилищных. Здесь же находятся руины крепости времен царицы Тамар (XII век)... Смотришь на эти грандиозные строения - сванские башни - и кажется невероятным, что они построены руками простых смертных... Невольно думается, что здесь едва ли обошлось без вмешательства божественной силы. Возведенные в средние века, эти башни устояли под натиском врагов и стихии... Вот что рассказывает Бессарион Нижарадзе: "В селе Халде правительственные войска обстреливали башни из пушек, для того чтобы разрушить их, но ничего из этого не вышло; войдя в село, солдаты заминировали башни и взорвали, но даже после этого некоторые башни не разрушились, так целиком и легли на землю". И далее продолжает Б. Нижарадзе: "В общине Мулахи, недалеко от деревни Зарлаши, и сегодня можно видеть не разрушенную башню, лежащую на земле. Несущий грунт подвел ее, но после падения она осталась лежать на земле целой". Хотя для подтверждения устойчивости и крепости сванских башен вовсе не нужно оглядываться в 19 век. Совсем недавно, уже в наши дни, наш общий враг - снежные лавины, обвалы и оползни обрушились на Сванети, но гордые, устремленные ввысь башни выстояли и остались невредимы.
Б. Нижарадзе предлагает нам также описание сванских башен: "По архитектуре и по прочности башни во многом превосходят другие каменно-известковые строения в Сванети. Видимо, все свои знания и силы сваны вкладывали в строительство башен, так чтобы они были одновременно и красивыми, и прочными". Сванские башни могут быть четырех- и пятиэтажные, строились они из камня и известкового раствора, прочно и мастерски. В них соблюдены пропорции, формы и размеры этажей, окон, бойниц, зубцов, оград и углов. Жилые дома в Сванети тоже строились из камня и извести. В комплекс высокого двухэтажного жилого дома (7-10 метров) входит много подсобных строений...
В связи с вышесказанным отметим также, что башенная культура была широко распространена во всех горных регионах Грузии. Проведя сравнительный анализ башен Тушети, Пшав-Хевсурети, Мтиулет-Гудамакари, Хеви, Сванети и других горных районов, ученые выделили общие и отличительные признаки этих сооружений, был поставлен вопрос о соотношении жилых башен с пирамидальным перекрытием (горная часть Восточной Грузии) и с плоским перекрытием (горная часть Западной Грузии) с жилыми строениями подобного типа на Северном Кавказе. Было высказано мнение о возможном участии грузинских мастеров в строительстве башен на Северном Кавказе (С. Макалатия, А. Робакидзе, Р. Харадзе, В. Итонишвили, М. Чартолани, А. Калдани и др.).
Итак, дорогой читатель, мы находимся в Ушгули. Начнем отсюда наше знакомство с хозяйственной деятельностью сванов. Сначала несколько слов об их древнейшем занятии - животноводстве. Вот что пишет об этом Бессарион Нижарадзе: "В Ушгули, как и везде в Сванети, стадо не держат. Причиной этому является долгая зима, а за короткое лето жители не успевают заготовить достаточное количество сена. Хотя летом ушгульские пастбища могут прокормить несколько тысяч голов скота. И какие здесь пастбища! С ранней весны ушгульцы выгоняют дойных коров и овец на луга, где они пасутся до самой осени без всякого присмотра". Далее автор говорит о хорошей породистости ушгульской и вообще сванской скотины, ее высокой продуктивности... "В Ушгули очень любят огромных волов серого цвета с высокими рогами, а здешние дойные коровы славятся во всем Сванети!" Б. Нижарадзе отмечает также, что шкуру коров и волов продавали в Раче и сами использовали ее - шили себе обувь (каламани), а из овечьей и бараньей шкуры шили зимние шубы. Следует сказать о специфике горного животноводства Сванети. Здесь издавна занимались разведением мелкого и крупного рогатого скота, в частности внутриаль-пийского типа, сванам были известны и способы перегона скотины с одного пастбища на другое. В этой связи интересно исследование нашего коллеги, Иосифа Квициани, который сам родом из этих мест. Он изучил маршруты перегона скота и связи сванских животноводов, доходивших вдоль Кавказского хребта до Кахети и Алазанской долины.
Б. Нижарадзе детально описал мужской и женский костюмы ушгульцев, не забыв сванское ожерелье "чапрасти", а также внешность местных жителей. "Жители Ушгули славились своей статностью. Здесь часто можно было встретить мужчину в сажень ростом...". Ушгули стоял во главе свободного Сванети. Автор поэтически отмечает: "Для защиты своей свободы Ушгули часто нуждался в богатырской силе против тех, кто покушался на его независимость".
Ушгульская община состояла из четырех сел - Жибиани, Чубиани, Чажаши и Мукмеси. Здесь протекают две реки - Ингури и ее приток Квишири. Ушгульская община окружена горами, на склонах которых растут березы и остролист, поодаль расположены пахотные поля и бескрайние пастбища... Здесь же находятся башни-замки, церкви и монастыри... Естественно, по сей день в Сванети сохранилось много народных обычаев, религиозно-христианских и других праздников. Например, одним из замечательных древних праздников является "Ламариоба". В августе в Ушгули, в церкви у подножия красивейшей горы Шхары рано утром, на восходе солнца собирается народ со всех сел общины Кала-Ушгули. Люди приводят с собой баранов, заранее надрессированных на бой, и другую скотину на убой. Во дворе церкви устраиваются веселые состязания. Разукрашенные бараны сталкиваются рогами, зрители азартно подбадривают животных, а затем их закалывают, принося жертву святой Ламарии. Затем люди молятся, обходят церковь кругом, кропят землю кровью, поминают предков. И только за оградой церкви начинают варить и жарить мясо. "Махшви" - старший, умный, честный мужчина в летах - лидер, глава общины и семьи благословляет присутствующих, и начинается веселье. Звучит, возносясь к небесам, "Лилео" - торжественный гимн солнцу и жизни.
В связи с ритуалами этого народного праздника здесь же, в начале нашего путешествия по Сванети, напомним нашим читателям и гостям и в общих чертах охарактеризуем специфику и характер образцов сванского искусства (подробнее на этом вопросе мы остановимся ниже)... К таким образцам относится божественная, окутанная тайной, повсеместно известная песнь солнцу - "Лиле", а также "Лагу шеда", "Квириа", "Шгари и Лашгари"... Песни о царице Тамар, зажигательные танцы и среди них "двуэтажный" Перхули, сванская арфа, кифара и многое другое.
Здесь уместно будет рассказать нашим читателям об одном интересном наблюдении, сделанном А. Чарквиани. "Следует подчеркнуть, - пишет он, - что песни Сванети делятся на четыре группы. К первой относятся веселые застольные песни и танцы, ко второй - боевые походные песни и перхули (вид танца), к третьей - церковные песнопения, молитвы, к четвертой - траурные гимны и песни, сванское "зари" - плач, которые в каждой сельской общине исполняются по-разному".
Однако мы слегка отклонились... Собирались знакомиться с хозяйственной деятельностью жителей Угшули, а увлеклись народным искусством. А теперь начнем постепенно спускаться вниз, в центральную часть Сванети и далее еще ниже в Квемо (Нижний) Сванети, в ущелье реки Цхенисцкали, словом, в современный Местийский и Лентехский районы и познакомимся с их хозяйственной деятельностью. Ведущими отраслями хозяйства Сванети являются животноводство и земледелие. Природное географическое положение Сванети определяло необходимость развития этих двух отраслей. Исхода из здешних условий, земледелие требовало преодоления больших трудностей, поэтому развивалось своеобразными способами и с использованием особых технологий. В условиях малоземелья здесь занимались расчисткой участков, покрытых лесом и пригодных для пашни. Для повышения плодородности земли во всех селах Сванети пользовались органическими удобрениями.
Поля очищали от камней, из которых затем возводили вокруг них ограду. На этой обработанной и обогащенной навозом земле выращивали рожь, ячмень, пшеницу, просо, кукурузу и т.п. Все перечисленные злаки, кроме кукурузы, являются древнейшими агрокультурами на сванской земле. Более того, как отмечает Александр Чарквиани, в различных уголках Сванети те или иные сорта зерновых культур были распространены в разной степени. Например, в нижних селах Квемо Сванети ведущей культурой была кукуруза, за ней следовала пшеница, ячмень и др. В верхних селах - ячмень, пшеница, затем просо, бобовые, чечевицы, кукуруза, рожь. Что касается Земо Сванети, здесь в селах Чаубехеви, Эцера, Чхумари и Бечо ведущими культурами были озимая пшеница, ячмень, просо, рожь, овес, а с начала XX века и кукуруза. В Местии, Ленджери, Латали и Мулахи - яровая пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, картофель, просо. В Цвирмиси, Адиши, Ипари, Кала и Ушгули - ячмень, картофель, яровая пшеница и в меньшей степени кукуруза. Сельскохозяйственные орудия Сванети также несколько отличались от орудий других регионов. В качестве примера можно назвать "генцвиши" - своеобразную соху, которая лучше разрыхляла землю. В нее запрягалась пара волов. Такого рода соха имела более сложную конструкцию, чем пахотные орудия, распространенные в Западной Грузии (А. Чарквиани).
Наряду с зерновыми, в Сванети собирали довольно большой урожай бобовых культур: фасоль, лобио, горох и даже, представьте себе, конопля. Сваны были настолько хорошими и умелыми земледельцами, что раньше, в "трудные времена", да и в недалеком прошлом часто выезжали на заработки в Имерети и Самегрело. Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее грузинское занятие, особенно распространенное в горных районах Западной Грузии, а также разнообразные отрасли народного промысла. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также самые колоритные сувениры для иностранных гостей: сванская шапочка - национальный сванский головной убор и уникальные "канци" из турьих рогов.
Нельзя не сказать двух слов о таких уважаемых и всеми почитаемых профессиях сванов, как охота и альпинизм. Да, мы не ошиблись, сваны действительно были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Мифическая богиня Дали сопровождала сванских охотников в непроходимых лесах, скалистых ущельях, на альпийских лугах и покровительствовала им.
Охотничий промысел для сванов был фактически равноценен хозяйственной деятельности. А покорители седлообразной вершины Ушба, Тетнульды и Шхары, уроженцы Сванети Хергиани и Габлиани, Джапаридзе и Гугава, Ахвледиани, Квициани и многие другие сами стали мифическими героями не только в Грузии, но и во всем современном альпинистском мире... В этом затерявшемся в небесах крае, в мире башен, святынь и церквей очень интересны древнейшие религиозные верования и представления, обряды, графические шедевры пантеона языческих богов, раннехристианские предания и ритуалы, местные мифы и легенды, которые духовно возвышенный народ с честью пронес в течение веков и сохранил в память предков... Естественно, мы не сможем подробно описать все обряды. Приведем лишь некоторые наблюдения Б. Нижарадзе.
Особенно оригинальным среди них кажутся предания, связанные с культом усопшего, в частности о потусторонней жизни, о поминовении души умершего... Ежегодно души умерших возвращаются в этот мир, посещают скорбящих родственников. Происходит это пятого января. В народе этот день называется "адгома" - "вставание" (воскресение мертвых). С пятого января до последующего понедельника скорбящие два раза в день готовят поминальные блюда в честь умерших. Сваны не жалеют ничего для того, чтобы достойно встретить "гостей" с того света. А в понедельник души возвращаются на небо. Интересна одна деталь, характеризующая особую чуткость характера сванов. Представьте, для хромого покойника отдельно накрывают стол и убирают его на дань позже, думая, что хромой может опоздать к столу из потустороннего мира.
Этот край грузин богат и самобытен своими уникальными обычаями, бытом... К сожалению, мы не смогли рассказать подробно о народных празднествах, свадебных и похоронных традициях, народной медицине, обычном праве, об удивительнейших настенных росписях церквей Сванети... Чего только нет в этом удивительном древнейшем уголке... "Неприступные твердыни гор и замков, мужчины рослые, статные и великие труженики", - говорит Вахушти Багратиони. И мы присоединяемся к этим словам и пожелаем, чтобы бог дал этому народу терпение, чтобы не приуменьшилась их гордость, преданность и любовь.
(svaneti.ru)
Комментариев нет