Расширенный поиск
24 Сентября  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Татлы сёз – балдан татлы.

Кумыки и мы

11.05.2009 0 2937

Кази Лайпанов,
Карачаевск 

Моя мать Лайпапова, урожденная Борлакова Даумхан Хамзатовна (1889-1957 гг.), нам, своим шестерым детям, много раз рассказывала о том, что Борлакъ - основатель многочисленной и влиятельной карачаевской фамилии Борлаковых - родом был из кумыкских шамхалов ("къумукъ шаухал").

Будучи аспирантом Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова (1959-1962 гг.), я довольно подробно изучил историю народов Дагестана, в особенности родственного карачаевцам и балкарцам кумыкского народа, в частности произведения средневековых авторов, в особенности дагестанских, арабских, иранских, турецких и европейских, а также богатые литературные источники, написанные на русском языке русскими и другими авторами в XIX-XX вв. Особое внимание я обращал на происхождение и историю Кумыкского шамхальства и шамхалов.

В небольшой статье я не хочу повторять общеизвестные истины, тем более, что в газете "Карачаево-Балкарский мир" (№ 1 (23) за июль 1997 г.) мной опубликована большая статья по данной проблеме под названием "Крымшамхаловы - потомки дяди пророка Мухаммата". В настоящее время наука установила, что первые тюрки на Северном Кавказе жили во всяком случае не позже III тысячелетия до н. э., со времени Майкопской культуры. В книге "О происхождении тюркских народов", написанной мною в соавторстве с известным археологом Исмаилом Мизиевым, высказано мнение о том, что Кумыкская плоскость еще раньше входила в состав прародины древнейших тюрков, основная масса которых первоначально проживала в степях и полустепях между Волгой и Уралом, и только в III тысячелетии до н. э. большая часть древнейших тюрков в поисках пастбищ для своего многочисленного скота стала переселяться оттуда на восток и запад, на север и юг, во много раз расширяя свою первоначальную территорию.

Северокавказские "майкопские" племена и шумеры Передней Азии также были из их числа. Можно считать научно доказанным исследованиями многих ученых, в частности современного языковеда с мировым именем академика М. 3. Закиева и археолога И. М. Мизиева, что господствовавшие последовательно в степях и лесостепях от Урала до Дуная киммеры (XII-VIII вв. до н.э.), затем скифы (VII-III вв. до н.э.), сарматы (III в. до н.э. - II в. н.э.), аланы (I-XIV вв. н. э.), гунны (IV-V вв.), булгары, хазары (VI-X вв.), печенеги (IX-XI вв.), кипчаки (XI-XIII вв.) в основной своей массе изначально были тюрками, хотя в их состав входили также древние финно-угры, славяне, иранцы и некоторые другие племена. Этногенетическое, языковое и культурное влияние оказали названные тюркские племена на славянские, финно-угорские, кавказские и другие племена и народности.

Нынешние тюркские народы Кавказа - азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы - генетически связаны между собой. Особенно тесные взаимосвязи у кумыков, карачаевцев, балкарцев и ногайцев. Карачаевцы и балкарцы фактически являются одним народом, говорящим на одном карачаево-балкарском языке. Они имеют общие традиции, обычаи, обряды, фольклор и т. д., но входят в состав разных административных единиц. По происхождению, языку и этнокультуре им близко родственны прежде всего кумыки. Засулакские кумыки и карачаево-балкарцы хорошо понимают друг друга. Между ними вплоть до настоящего времени существовали и ныне существуют всесторонние связи. Чтобы показать этническое родство этих народов, приведу некоторые факты.

 

Выше перечислялись их общие предки, но и после окончательного формирования их в качестве феодальных народностей в XIII-XIV вв., взаимосвязи между кумыками и карачаево-балкарцами не прекращались, о чем свидетельствуют исторические факты и фольклор, в частности песня "Къаншау-бий", посвященная князю Къаншау-бию Крымшамхалову, жившему в середине XVII в. Тяжело заболев, он уехал к своим родственникам в Тарки, где и похоронен. В своей книге "Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами" я писал о том, что родоначальниками многих карачаевских фамилий являлись кумыки. Это Крымшамхаловы, Алиевы, Хаджиевы, Борлаковы, Казиевы, Калахановы, Магаяевы, Бекбулатовы, Эфендиевы, Кумуковы, Курмановы и многие другие. Известно, что Крымшамхаловы произошли из рода Тарковских шамхалов. Они переселились в Карачай в XVI веке и стали фактически его правителями. Валий (олий) Карачая Ислам Ачахматович Крымшамхалов 23 октября 1828 г. подписал договор с русским военным командованием на Кавказе о присоединении Карачая к России. Главным лесничим при наместнике Кавказа работал князь Александр Крымшамхалов. До Октябрьской революции представители Крымшамхаловых, Алиевых, Борлаковых и других фамилий, родоначальниками которых являлись кумыки, неоднократно посещали Кумыкию, а их кумыкские родственники - Карачай, причем некоторые из них оставались на постоянное жительство и там, и тут.

Моя мать и ее старшая сестра Кябахан Хамзатовна Борлакова-Узденова называли отдельных своих родственников, которые приезжали в Карачай из Аксая, а их отец Хамзат Шонтукович (Аслан-Гариевич) Борлаков (1850-1931 гг.), с которым я общался мальчиком 5-6 лет (я родился в 1924 г.), постоянно ездил в Кумыкию к своим родственникам. Он был хорошо образованным человеком (по-арабски и по-русски) и оставил записки, в которых несколько раз упоминалось имя Рашид-Хана Капланова, с которым дед часто встречался. К сожалению, в день выселения карачаевского народа - 2 ноября 1943 г. - эти записки затерялись, поэтому я, уже будучи взрослым, пытался установить кумыкских родственников моей матери, но сделать это было нелегко. Когда я уже стал кандидатом наук и изучал историю революции и гражданской войны, я узнал, что Рашид-Хан Забитович Каплапов (1883-1937 гг.), великолепно образованный кумыкский князь, являлся одним из руководителей Союза объединенных горцев Кавказа, затем Горского правительства, министром просвещения Азербайджанского правительства в 1919-1920 гг. Для выяснения истины я специально поехал в аул Джегута (Джёгетей) к своему двоюродному брату Хусейну Тугановичу Борлакову, родному племяннику моей матери, и спросил его о наших родственниках в Кумыкии. Он был 1912 года рождения, имел среднее образование и обладал прекрасной памятью. Хусейн подтвердил, что Борлаковы родом из кумыкских шамхалов, что Крымшамхаловы, и Борлаковы происходят от этих шамхалов. Говоря о связях нашего Хамзата Борлакова со своими кумыкскими родственниками, он рассказал о самом знаменитом из них - Рашид-Хане Капланове, который, по его словам, приезжал к деду Хамзату в 1917 г. с группой своих товарищей (их было 4 человека). Хусейну тогда было 7 лет, но позже, когда он стал взрослым (17-18 лет), прочитал записки деда и обратился к нему за разъяснениями. Тот рассказал, что Рашид-Хан ему приходится братом в четвертом поколении. Оба они имели единого родоначальника шамхала Чопана.

Если учесть, что Чопан жил в XVI в. (умер в 1574 г.), а Борлакъ переехал в Карачай во второй половине XVIII в. из аула Аксай, где тогда жили наследники Солтан-Мута (сына Чопана), то, судя по "Родословному дереву княжеских фамилий Северной Кумыкии", составленному видным ученым Гасаном Оразаевым, Борлакъ мог быть прапра-правнуком Чопана (Чопан - Солтан-Мут - ето сын Солтан-Мут - Айдемир - Алибек) (Оразаев Г. М.-Р. Солтан-Мут - родоначальник княжеских фамилий Северной Кумыкии // Аджаматов Б. Шамхалы Тарковские. Махачкала. 1999. С 74-75). Пять внуков Алибека Аксайского - Алибек, Уцуму, Арсланбек, Эльдар и Каплан - были родоначальниками пяти аксайских княжеских фамилий (Там же. С. 69).

К сожалению, установить имя отца Борлака пока не удалось. Возможно, он был братом или сыном Алибека. Вполне возможно, что у Борлака тогда было другое имя (двойные имена у горцев Кавказа встречались часто). Надеюсь, что дальнейшее изучение этого вопроса поможет исследователям установить истину. Что касается Али, родоначальника карачаевской фамилии Алиевых, то известно, что он был из первостепенных аксайских дворян, в 1703 г. окончил Каирский университет "Аль-Азхар", после чего 7 лет работал эфенди в кабардинском ауле Атажукинском, а в 1710 г. переехал по приглашению владетельных князей Крымшамхаловых в Карачай, в аул Карт-Джурт, где служил эфенди, умер в 1741 г., имел сына Исмаила и двух дочерей. В одном из официальных документов середины XIX в. указано, что Алиевы поддерживают связи со своими аксайскими родственниками Шинаевыми. Старший брат Али по имени Хаджи, родоначальник фамилии Хаджиевых, служил эфенди в Верхнем Баксане.

О своих кумыкских корнях знают многие карачаевцы и балкарцы, об этом надо рассказать людям. Знать свои корни полезно всем - это укрепляет дружбу между народами, а в дружбе - наша сила.

(kumukia.ru)

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)

  • Нравится

Комментариев нет