Расширенный поиск
17 Ноября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Тамчы таш тешер.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Адеб базарда сатылмаз.

«Народная музыка не нуждается в возрождении, в этом нуждаемся мы…»

02.10.2006 0 2208

Мума Будищева,
Нальчик - Москва

Коллекция кавказской музыки пополнилась новым альбомом: вышел в свет сборник адыгских и абхазских народных мелодий. Автор проекта, Аслан Дударов, живет и творит в Нальчике. Своим первым альбомом музыкант заявил о себе как талантливый, яркий исполнитель и неординарный аранжировщик. Он назвал свой альбом "Гухэлъ", выразив с помощью нот самое сокровенное, не побоясь выплеснуть свет своей души на клавиатуру национальной гармоники.

Аслан Дударов - молод, красив, умен и талантлив. У него безупречное чувство юмора, добрый взгляд и светлая улыбка. А еще его отличает любовь к своему народу, его самобытной культуре. Адыгский этикет для Аслана - норма жизни, а музыка - сама жизнь.

Родившись в творческой семье, Аслан рос в окружении людей искусства. Его дедушка, Хаути Дударов, был драматургом, одним из зачинателей сатиры и юмора в кабардинской литературе, тетя - Зарема Дудар - известный модельер, мама - Фатима Дударова - журналист. Поэтому неудивительно, что Аслан выбрал для себя творческую стезю, поступив в Кабардино-Балкарское училище культуры и искусств на отделение народных инструментов. Окончив класс национальной гармоники и аккордеона, Аслан работал в ансамблях "Бжьэмий" и "Кабардинка".

В 2000 году он уезжает в Москву, где работает в ансамбле "Адыги", созданном при Московском обществе черкесской культуры "Хаса" и в детской хореографической студии "Школьные годы" при Государственном академическом ансамбле танцев народов мира Игоря Моисеева. В столице Аслан знакомится с известным барабанщиком и шоуменом Ришадом Шафи, руководителем группы "Гунеш". Ришад приглашает Аслана в группу, одним из солистов которой он и является по сей день, регулярно выезжая на выступления с группой в Москву.

Кроме того, именно в Москве Аслан познакомился с людьми, которые в него поверили и помогли осуществить его мечту - записать свое видение старинных адыгских мелодий. Богатый песенный фольклор, героический эпос и инструментальная музыка сопровождали многовековую историю адыгов. И чтобы малая толика оставшегося от предков не исчезла совсем, Аслан обратил свой талант на возрождение адыгского музыкального искусства.

Работа над диском шла несколько лет, и все эти годы Аслана поддерживал московский земляк, известный адвокат Альберт Кажаров. Он не только сам оказал финансовую поддержку проекту, но и заинтересовал этой идеей других адыгских меценатов. Аслан благодарен за спонсорскую помощь Арсену Канокову, Мурату Исакову, Мухарбию Черкесову, Альберту Назранову.

Участников и помощников проекта было много, как и тех, кто поддерживал музыканта добрым словом. Профессионализм проявили исполнители на народных инструментах - Анзор и Мурат Увижевы, Зубер Евазов, Заур Чилов, ливанский адыг БланэгъапIцэ Нарт, многие сильные голоса Кабардино-Балкарии. Оригинальные работы, использованные в оформлении альбома, принадлежат кисти талантливого кабардинского художника Мурата Дышекова, который живет сейчас в Италии. Над технической частью и дизайном работал Ерокъуэ Бишер из Сирии.

Еще в III-II веке до н.э. на Востоке считали, что "все музыкальные звуки идут от человеческого сердца, музыка связана с отношением человека к человеку". Старинные адыгские композиции в аранжировке Аслана Дударова затрагивают струны наших душ, ибо передают также эмоции и чувства самого гармониста, частичку его сердца.

Всего в альбом вошло 15 композиций. И даже самый требовательный слушатель найдет себе мелодию по душе. Аслан, как истинный собиратель фольклора, расширил музыкальную географию - от моздокских кабардинцев до причерноморских адыгов и абхазов, не забыв и сохраненное турецкими мухаджирами. Шапсугский удж "Хъурашэ" и абадзехский "Лъапэлъэф" привез из Турции бывший солист ансамбля "Кабардинка" Анзор Битоков.

Французский писатель Ромен Роллан называл музыку "песнью веков и цветком истории". Словно ожившие картинки нартского эпоса, сменяются треки на альбоме Аслана Дударова, возвращая нас к преданьям старины глубокой, напевам бабушек, сказкам и легендам, услышанным в детстве.
Вот непобедимый воин Сосруко состязается в силе и ловкости с другими нартами, танцуя на треножном столике… Вот Тлепш, повелитель железа, стучит молотом по наковальне… А это светлорукая Адиюх спустилась к реке и та вторит ее грустным напевам. А бог лесов Мазитха благословляет Бадиноко на добрую охоту.

Даже известные мелодии в исполнении Аслана и его друзей звучат по-новому, вызывая новые ассоциации, образы. Инструментальным наигрышам вторит музыка природы - птичьи трели, шум реки.

Одно из музыкальных "ноу хау" Аслана - экскурс в историю исполнительского искусства. Эпиграфом к "Удж хэш" звучит старая гармошка знаменитой Кураци Каширговой, выставленная в краеведческом музее Кабардино-Балкарии.

Аслан Дударов оказался не только одаренным музыкантом, но и приятным собеседником. Мы встретились в уютном кафе Нальчика с очень подходящим музыкальным названием "Джаз".

- Что ты почувствовал после выхода альбома?

- Это трудно описать. Держа в руках самый первый диск из всей партии, я почувствовал колоссальное облегчение. Но, справедливости ради, отмечу, что забот только прибавилось. И это хорошо. Есть ещё много дел, которые нужно завершить.

- Ты с детства хотел стать музыкантом?

- Не совсем. Когда я был маленький, на вопрос: "Кем ты хочешь стать?",  ответил: "Когда я вырасту, я буду хорошим папой!"  Ну, а если серьёзно, как и все дети, я ходил практически во все кружки на территории нашего микрорайона - от зоокружка до фотодела. Когда стал учиться в музыкальной школе, поиски себя были приостановлены, так как занятия музыкой в сочетании с уроками в средней школе "съедали" всё время.

- А какую музыку ты сам слушаешь?

- Стилистических предпочтений нет, с одинаковым удовольствием слушаю джаз, классику, фолк, попсу, рок во всех его проявлениях. В общем, в музыке я практически всеяден, лишь бы она была качественной и исполненной от души.

- С какими трудностями ты столкнулся, выпуская диск?

- Весь процесс создания оказался одной большой трудностью, если учесть, что я являлся и исполнителем на нескольких музыкальных инструментах, и звукорежиссёром, и аранжировщиком. Даже сводить весь материал пришлось самому, и на это был ряд причин. Но на всех этапах работы мне помогали мои родные, друзья и единомышленники, кто-то морально и добрым советом, а кто-то и делом. Пользуясь случаем, в очередной раз хочу выразить им благодарность. Все музыканты оказались на высоте, с полуслова понимая всё,  что от них требовалось. Все фамилии и фотографии исполнителей и участников проекта находятся на вкладыше диска.

- Студия, насколько я поняла, была у тебя дома, а соседи не жаловались?

- Да, на самом деле почти весь объём работ был проведён у меня дома в студии. Да здравствуют мои соседи, самые гуманные соседи в мире!

- От чего зависит вдохновение: настроение, погода или, например, улыбка девушки?

- Да от чего угодно. На то оно и вдохновение, его невозможно вызвать искусственно.

- Ты влюбчивый человек?

- О, да! :)

- По-твоему, музыкальный фольклор нуждается в возрождении или просто тебя  притягивают этнические мотивы?

- Народная музыка не нуждается в возрождении, в этом нуждаемся мы. :)

- Где можно купить твой альбом?

- В музыкальных салонах Нальчика, в Адыгее и Карачаево-Черкесии. В Москве можно позвонить по телефону 8-926-215-9235 и договориться, если есть желание купить диск. Также создан веб-сайт www.dudar.ru

- Что для тебя Интернет?

- Для меня это, в первую очередь, информация по любому интересующему вопросу - от профессионального до бытового. Описания различных программ, музыка в МР3, виртуальные библиотеки, магазины, словари... В общем, куча разных полезных моментов. Ну, и плюс общение, электронная почта стала в последнее время просто незаменимой, а чаты и ISQ - это зачастую друзья и родственники, которые не потерялись в расстояниях. Потому как материально не всегда есть возможность позвонить другу, скажем, в Америку.

- Музыка - это профессия или призвание?

- Это моя жизнь…

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет