Расширенный поиск
17 Ноября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.

Танцевальный поединок

22.04.2013 0 3325  Семенова Д.
Джамиля Семенова


Кавказцы с преданностью и большим трепетом относятся к своим национальным традициям, культурному наследию народа. Из поколения в поколение передаются бережно хранимые знания и в области танцевального искусства. Среди танцев народов мира кавказские народны танцы – это нечто особенное. Отличающиеся своей необыкновенностью и живостью, красотой и грациозностью, темпераментом и зрелищностью они завоевали право быть объектом, достойным любования и восхищения практически во всех уголках мира.

Продолжительное время выступления талантливого и успешного государственного ансамбля танца Карачаево-Черкесской республики «Эльбрус» не оставляют равнодушным любого, кто хотя бы раз побывал на его концерте. Ведь не зря ансамбль считается визитной карточкой Карачаево-Черкесии. Почитателей коллектива «Эльбрус», его мастерства и профессионализма, сегодня не сосчитать во всем мире, равно как и неисчислимое количество его наград. В канун дня работника культуры мне довелось побеседовать с одним из ярких представителей народного ансамбля, Заслуженным артистом КЧР, поэтом-песенником и артистом балета Рашидом Узденовым.



- Вы стояли у истоков становления ансамбля и почти четверть века радуете публику, танцуя в составе этого знаменитого коллектива. Расскажите, как вы попали в «Эльбрус»?

– В составе ансамбля я с 1989 года. Незадолго до этого, будучи еще студентом, (тогда я учился на спортивном факультете Карачаево-Черкесского педагогического института), я не мог думать ни о чем другом, кроме педагогической карьеры. Как-то раз, попал на репетицию студенческого танцевального ансамбля, который назывался «Дружба» («Шохлук»). Помню, как затаив дыхание, я следил за каждым движением танцоров. Со временем мои любопытство и наблюдения за репетициями ансамбля стали слишком частыми. Моя голова была забита исключительно танцами. Бывало во время тренировок по вольной борьбе, меня подстегивало безудержное желание подпрыгнуть в прыжке высоко-высоко и приземлиться на колени. Тренер не раз делал замечание и возвращал меня к реальности, напоминая о том, что я нахожусь не на сцене, где танцуют балет, а на ковре, где идут серьезные спортивные тренировки. После того как он дал мне дельный совет, чтобы я определился, наконец, что для меня важнее, я сделал свой выбор – предпочел спорту танцы. Когда был объявлен набор нового состава ансамбля, я записался. К концу учебы в институте получил приглашение танцевать в государственном ансамбле «Эльбрус» от его художественного руководителя. С тех пор я и связал свою судьбу с кавказскими танцами.



- Рашид Русланович, как вы сами оцениваете популярность «Эльбруса»?

- То, чем мы занимаемся на протяжении 25 лет как одна команда, делается ради наших дорогих зрителей и поклонников, тепло встречающих нас всюду, где бы мы ни были. Нахожу, что наш успех – это успех каждого из нас. И потом, мы считаем своим долгом через наши танцы доводить до молодежи представление о морально-нравственных ценностях и этических установках, которых некогда придерживались наши предки. И эта одна из наших немаловажных миссий.

- Какие чувства приходится испытывать до и после выступлений?

Каждый очередной выход лично я воспринимаю как первый, когда тобой овладевает приятное чувство волнения. Потом - это проявление чувства благодарности той публике, которая аплодирует тебе и дарит цветы. После выступлений приходит чувство опустошенности и вместе с тем я преисполнен гордости за свой народ, за Кавказ… Россию…

- Сколько танцев на сегодняшний день насчитывает репертуар ансамбля?

- Более двадцати - это и классические и лирические, исполненные изящества и грациозности, также лезгинка, быстрые зажигательные танцы народов нашей республики и Северного Кавказа. В каждой из них отражена специфика и характер этих народов.



- Рашид Русланович, вы проделываете виртуозные трюки. Скажите, пожалуйста, насколько тяжело справиться с этими «взлетами» и «приземлениями»?

- Различные вариации танца имеют свои особенности. Их использование отражает яркий национальный колорит, показывает силу горцев, их доблесть и храбрость, сноровку и смекалку, те качества, которые столь часто требуются от человека.

К примеру, в танцевальном поединке двух джигитов, где используются элементы театрального представления, оспаривается право признания лидером одного из соперников. А что касается технической стороны исполнения трюков, то признаюсь, что делать это нелегко и не безболезненно, как кажется на первый взгляд. Во многом успех прыжков и трюков – результат кропотливой работы артистов балета. Не скрою, что был период, когда из-за травмы позвоночника я едва не распрощался со своим любимым занятием.

- Известно, что вы член Союза писателей России, автор трех сборников стихотворений и более 40 стихов на слова которые исполняются песни современными звездами эстрады нашей республики. Скажите, когда началось ваше увлечение поэзией?

- В школьные годы. Где-то в классе седьмом я сочинил свое первое стихотворение, который посвятил 9 мая. Впервые мои стихи были напечатаны в 1989 г. в карачаевской газете «Ленинни байрагъы». В 1995 г. стихи уже «зрелого возраста» наряду с сочинениями еще шести авторов, были опубликованы республиканским государственным издательством в сборнике, носившей название «Утренняя заря». Книга детских стихов на карачаевском языке «Волчонок» вышла в свет в 2001-ом в Карачаево-Черкесии и параллельно в Московском государственном издательстве «Росмен». Как автор стихов я вошел в «Антологию карачаевской поэзии», которая в 2006 г была издана Фондом «Эльбрусоид».

- Каким поэтам отдаете наибольшее предпочтение?

- Несомненно, это гении русской поэзии – Александр Пушкин и Юрий Лермонтов. Из карачаевских – поэт Смаил Семенов, автор знаменитой песни «Минги тау» («Эльбрус»), а из современников почитаю Альберта Узденова.

Очень нравится творчество поэтов «серебряного века» Сергея Есенина, Анны Ахматовой, из российских современников люблю поэзию Юрия Кузнецова, Николая Рубцова, Евгения Евтушенко. Боготворю Владимира Высоцкого.
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет