Расширенный поиск
10 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.

Жизнь в национальном танце

31.03.2009 0 4200

Асият Саракуева,
Нальчик

Вся жизнь Заслуженной артистки КБР Жабоевой Елены Кумуковны связана с национальным танцем. Долгие годы она была солисткой академического ансамбля "Кабардинка". В настоящее время, находясь на пенсии, балерина дает частные уроки.

Детство на чужбине

А все началось в 1960-е годы, когда было решено открыть в Нальчике Государственный музыкальный театр. Знаменитый хореограф Александр Иванович Проценко набирал талантливую молодёжь для обучения в хореографическом отделении музыкального училища.

После возвращения из Средней Азии семья Жабоевых жила в селении Ак-Суу. Музыкальная, пластичная Лена сразу понравилась ее будущему педагогу.

- В те тяжелые годы, после возвращения на родину, балкарцы строили дома, восстанавливали хозяйство. Как отпустили тебя учиться на балерину? - спрашиваю у своей собеседницы.

- Отец хорошо понимал, что значит культура и искусство в жизни народа, - ответила Елена Кумуковна. Но о том, как отнеслась к решению отца мать будущей балерины, моя собеседница промолчала. По ее волнительному голосу я почувствовала, что с мамой у нее связано грустное воспоминание и не стала "сыпать соль на рану".

В ходе беседы, когда Елена Кумукова прониклась доверием, призналась: мама умерла от голода в Киргизии. Бедная женщина, мать шестерых детей, всё до последнего кусочка отдавала детям. Моя героиня не помнит, как они оказались на чужбине, но запомнила, как выносили маму из дома.

- Киргизы хлеб пекли на тандыре. Когда мы с младшим братом Борисом слышали запах хлеба, доносившегося от каких-нибудь соседей, стояли и ждали у их ворот. Они брали хлеб, делили на две части и угощали нас… Собирали в огородах яблоки и сливы, - от тяжелых воспоминаний глаза ее стали влажными. Вздохнув, она добавила: - Ты уж прости, доченька, но каждый раз не могу сдерживать слез, когда вспоминаю то время...

Елена Жабоева проработала в Музыкальном театре около четырех месяцев. Она начала понимать, что лирический, классический танец не для нее. Ее душа жаждала искрометных, темпераментных движений. Тогда она пришла в "Кабардинку" и до пенсии работала в этом прославленном коллективе.

Как порхающая птица

В репертуаре ансамбля были не только балкарские и кабардинские танцы, также исполнялись танцы соседних народов. В двух из них - "Акушинском" и "Аварском" блистала Елена Жабоева - она была солисткой. Вот уже пригодилась техника, полученная в классе Проценко! Известно, что "Акушинский" и "Аварский" танцуются на пальцах. После классического балета для Елены это было привычным делом. Бывало девушкам ансамбля по два-три раза приходилось повторять эти танцы, и солистка на последнем издыхании заканчивала свои партии.

Балерина сама признается, что дагестанские танцы были ее любимыми. И звание Заслуженной артистки КБР она получила за них. В статье "Мастер национального танца" балетмейстер и хореограф Мухтар Кудаев очень высоко отзывается об отличной технике Жабоевой. "Она ничуть не портит законы хореографии", - пишет он. Из той же статьи Кудаева узнаю, что Елена Жабоева солировала также в "Исламей". Автор с восхищением пишет, как девушка выходит на сцену, словно птица. "Движения ее рук - это порхание крыльев. Вдруг рядом с ней оказывается юноша - орел, и хочет унести ее. Но птице удается вырваться и она превращается в девушку, а орел - в юношу. Он просит ее потанцевать с ним "Исламей". Она согласна. Балерина очень тонко и лирично показывает зарождающееся в ее душе чувство к юноше. В финале танца девушка не раскрывает свое счастье и любовь".

Чтобы так ярко и выразительно раскрыть характер танца, свою партию, нужно обладать и актерскими навыками. Смеем думать, что солистка ансамбле не была лишена и такого таланта.

 

Незабываемые встречи

В составе "Кабардинки" Елена Кумуковна побывала во многих странах мира. Зрители Алжира, Туниса, Марокко, Аргентины, Мексики, Никарагуа, Кубы, стран Европы рукоплескали нашим танцорам. В Сирии и Иордании встречались с балкарцами, карачаевцами, адыгами, переселившимися туда еще до революции. Они все приглашали домой, просили сфотографироваться на память. В советское время артисты, выезжающие за пределы страны, не могли свободно встречаться с местными гражданами.

Жабоева показывает снимки, сделанные в Сирии, вспоминает как они плакали, истосковавшись по родным танцам и земле предков. Спустя много лет одна такая встреча с карачаевцем, проживающим в Голландии, станет знаковой.

По следам матери

После ухода из "Кабардинки" Елена привела туда сына Азнора. Можно сказать, Жабоевы внесли в национальную хореографию Кабардино-Балкарии большой вклад. Азнор, проработав в ансамбле несколько лет, перешел в "Балкарию", где исполнял ведущие партии.

Во время гастролей в Голландии, в составе "Кабардинки" Азнор познакомился с Муссой Боташевым, выходцем из Карачая. Тот узнал, что у балкарцев также есть свой государственный танцевальный ансамбль. А через некоторое время Мусса пригласил Азнора и Елену Кумуковну к себе в гости. Там он познакомил их с продюсерами, которые помогли ансамблю "Балкария" на свои первые заграничные гастроли - в Голландию.

Жабоева признается, что с большим интересом наблюдает за "Балкарией", за ее поиском своего стиля, радуется ее удачам.

- Многие, когда уходят с профессионального искусства, выражают недовольство нововведениями, разными новыми стилями. Вы к ним не относитесь? - спрашиваю у нее.

- Жизнь же не стоит на месте, в том числе и хореография, она не раз и на всегда данная архитектурное строение. Мне кажется, неправильно, если сегодня будем говорить, чтобы танцевали как мы, лет двадцать-тридцать назад. Необходимо искать новые формы пришедшему испокон веков, неизменно содержательному национальному танцу. Главное - чтобы была вложена душа в танец! 

Сегодня, когда моя героиня приблизилась к седьмому десятку, ее стройной фигуре могут позавидовать многие молодые девушки. Она до сих пор занимается любимым делом - учит девушек национальным танцам. Поделилась радостью: две девочки уже закончили ее индивидуальный курс. Сейчас она работает еще с пятью ученицами.

- В последнее время вырос интерес к национальному танцу. Как вы думаете, в чем причина?

- Кругом все меняется: жизнь, люди, наш город, посмотрите: на каждом шагу кафе, развлечения сомнительного толка. А кто туда ходит? Молодёжь. Но она хочет не только пить, есть, но и получить истинное удовольствие, которое, поверьте мне, сполна дает танец. Мои ученицы говорят, что не хотели бы, стесняясь, стоять в сторонке на свадьбах и других праздниках. Они хотят выйти и красиво станцевать. А это праздник души и тела не только танцующего, но и завараженного зрителя.

...Моя собеседница заторопилась на очередной урок. В глазах ее появился блеск от ощущения собственной нужности и полезности молодым.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет