Расширенный поиск
19 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Илму – джашауну джолу.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.

Доктор Этно

16.04.2009 1 3769

Ольга Орлова

Один из известнейших этнодиджеев планеты, автор проекта "Арба семи муз", владелец звукозаписывающей компании "Манас Рекордс" и культовая личность для всего карачаево-балкарского народа, Назим Надиров любезно дал интервью журналу "IMAGO". Познакомиться с творчеством Назима Надирова и его муз можно на сайте www.arba7muz.ru

- Расскажите, как возникла идея Вашего проекта "Арба семи муз"?

- Как продюсеру этнических исполнителей - королевы узбекской музыки Юлдуз Усмановой, группы "Ашхабад" и других, которые к началу 90-х годов были довольно успешны на Западе, издавались на самых престижных лейблах и наслаждались культовым статусом, мне приходилось идти на невероятные ухищрения ради пары минут эфира в родной стране. Однажды это мне надоело и я стал подумывать о своей радиопрограмме. Как обычно это и бывает, именно в этот момент, во время моего интервью одной московской радиостанции, ко мне подошел владелец станции и предложил стать ведущим своей программы. Это был "Воскресный диван" на радио "Вокс". А из него уже к сентябрю 1997 года (или 96-го, точно не помню) выросла моя "Арба Семи Муз" на радио "Надежда", а после закрытия последней - долгие счастливые годы на радио "Говорит Москва" и "Общественном Российском Радио", которое, собственно, и вещало на всю европейскую часть России, в том числе и на Северный Кавказ. Над названием программы я думал несколько месяцев. И не зря. В нем заключена магия, которая (ну не только она, конечно) согревала сердца десятков тысяч слушателей каждый понедельник с десяти вечера и до полуночи.

- Где кочевала " Арба"?

- Моя Арба многие годы кочевала по странам и частотам, по ушам и душам слушателей. "Арба Семи Муз" одной из первых открыла возможность услышать неувядающий голос древнего и вечно молодого Востока, Азии и Африки. Латинской Америки не только для любителей экзотики и этнической музыки... Холодная и чужая Москва на некоторое время становится - как писали мне слушатели - родной и теплой, когда оторванные от родины беженцы вдруг слышат колыбельную, которую им пела в детстве мать в горах Памира или свадебную песню, под которую слушательница выходила замуж 20 лет назад в пограничном городке Армении. Я горжусь тем, что моя программа была выбрана Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев как наиболее гуманная по отношению к этим ни в чём не повинным людям, потерявшим родину и терпящим лишения на не всегда гостеприимной чужбине. Моя музыкальная Арба, конечно, заезжала не только на родину беженцев, но ее нередко заносило в Израиль и арабские страны, Северный Кавказ и Турцию, Иран и Грецию, Перу и Индию, Китай и Сенегал. Суринам, Сибирь и даже на Форерские острова и к ительменам Камчатки.

- Кого из кавказских исполнителей Вы можете особо выделить как специалист по этнической музыке?

- Я очень уважаю и дружу с Али Димаевым из Чечни. Мечтаю издать нетленное наследие Омара Отарова. Нравится голос и некоторые песни Алима Газаева. Ну и конечно - восходящая звезда кавказской музыки Сулахат. Иначе бы я не стал с ней сотрудничать. Я верю в нее, в ее упорство, хотя должен признаться: путь она избрала не из легких. Согласитесь со мной, что музыка - это не та область, где мы кого-либо обогнали. Она практически неизвестна носителям других культур. Всегда рад познакомиться с новыми талантливыми музыкантами, я ведь открыт для всех идущих тернистым путем творческих мук и поисков новых нитей, которые вели бы нашу культуру из прошлого в будущее. Но не наоборот. Про Дживана Гаспаряна говорить не буду, Вы же знаете, кто его первым пригласил в Россию?..

- "Манас рекордс" работает только с этническими исполнителями?

- В основном, но не исключительно. Степень насыщенности творчества моих артистов этническим орнаментом довольно сильно колеблется: от раритетных записей крупнейшего в мире киргизского эпоса "Манас" и казахской музыки средневековья до электронного проекта "Mixing point " Москва", а теперь и до поп-проекта вашей землячки Сулахат. На данный момент готовы несколько версий песни "Аланым". В русской версии, написанной, кстати, живущей в Москве палестинской поэтессой Далией Рухам, композиция названа "Теберда". Надеюсь, проект станет успешным, а песни певицы Сулахат найдут путь к сердцам земляков и тем самым не подтвердится печальная поговорка: нет пророка в своем отечестве...

- Назим, часто ли Вы бываете на Северном Кавказе?

- В детстве я прожил полтора года в Карачаево-Черкесии, потом очень долгие годы не бывал вовсе, но в середине 90-х годов мама смогла вернуться в родные края, и я бывал там часто. Это были самые счастливые моменты жизни, потому что...

- Правда ли, что в Вас течет карачаевская и курдская кровь?

- ...Об этом мечтала более полувека моя мама - карачаевка Гокка Кагиева, оставшаяся после реабилитации жить в Южном Казахстане, так как мой отец, курд по национальности и тоже сосланный в Казахстан, выкрал маму и к моменту возвращения на родину всех карачаевцев и балкарцев у моих родителей было уже 5 детей. То есть все, кроме меня. Я шучу иногда, что я единственный советский ребенок в семье, поскольку только к моменту моего рождения мой отец Анвар Надиров получил советский паспорт. Сам же он родом из колыбели мировой цивилизации, с озера Ван, что в горах Турецкого Курдистана. После революции Мустафы Ататюрка, мой дедушка Керим-ага, слухами о знатности и богатствах которого до сих пор полна провинция Ван, бежал со своей семьей и свитой в Армению. Папе моему было 6 лет от роду. Но советская власть оказалась мачехой и выслала моих курдских предков в 37-м году в степи Джамбульской области. В 1991 году по приглашению почетного председателя турецкого меджлиса мы с отцом посетили Турцию. Отец очень волновался на границе, а в мавзолее Ататюрка горько сетовал: "О Мустафа Ататюрк, знал бы ты, сколько страданий и мытарств принес ты нашему роду!" Но услышав мою реплику из-за своей спины "Папа, Вы чего такое говорите?! Не будь Ататюрка, твой отец Керим-ага не бежал бы в Армению, оттуда его не сослали бы в Казахстан и там Вы не встретили бы карачаевку Гокку, и тогда не родились бы все мы, ваши дети. Разве мы плохие дети?!" И тогда папа рассмеялся. До своих последних дней он цитировал эти мои слова...I Сбылась мечта моей любимой мамы, самого светлого и мудрого человека моей жизни, подышать свежим воздухом родных гор, услышать журчание ясной Теберды-реки и найти покой в родном Сары-Тюзе…

- Насколько легко восточному по мировоззрению человеку жить в Москве?

- Я всегда шучу, что попав в 17 лет в Москву, был шокирован тем, как много москвичи говорят о еде, погоде и шмотках... А серьезно - раньше я об этом не задумывался, а значит, было достаточно легко, вернее, на приоритетных местах у меня стояли другие задачи: получить должное образование в МГУ, потом защита диссертации, затем пропаганда нашей восточной музыки… А стало неприятно ощущать себя "другим", лицом кавказской национальности, со времен первых взрывов в Москве... Я перестал носить некогда любимые тюбетейки, непременный атрибут арбакеша, возникшего Арбы… Задумался и понял, что так не должно быть, а поскольку к тому времени я мало мог повлиять на общую ситуацию, ведь Арба к тому моменту была прикрыта, то… просто стал жить на два дома, второй из которых и поныне - счастливый гостеприимный и теплый в апельсиновой роще у гор на берегу Средиземного моря. Но и в этом мне помогла Арба Семи Муз - ведь впервые туда я попал по приглашению моей бывшей радиослушательницы, армянки из Узбекистана, вышедшей к тому времени замуж за моего соплеменника-курда в Турции…

- Какое место в Вашей необыкновенно творческой жизни занимает семья?

Только потеряв маму, я осознал, какую огромную, невыразимо существенную роль она занимала в моей жизни. И это при том, что мы за всю жизнь ни разу не обсудили какой-либо конкретной детали моей жизни, мама имела только примерное представление о моих занятиях и моей жизни вообще, но при этом она незримо присутствовала во всем, что я творил и чего я добивался. Остается ощущение, что я всю жизнь рос, резвился и жил шутя и играючи, пока над моей головой простирался купол любви Гокки Кагиевой. Не стало мамы, и цветное кино жизни как бы превратилось в чёрно-белое. Но у мамы ведь столько ещё замечательных детей, кроме меня - моих братьев и сестер! И еще больше внуков. Все они делают мою жизнь невыразимо насыщенной любовью и заботой, своим вниманием разгоняя надо мной тучи невзгод, нереализованное и подступающего периодами ощущения своей полной никчемности...

- Вы согласны с тем, что "Цель музыки - молчание"?

- Абсолютно. Именно поэтому, дойдя до определенного рубежа, я вышел из состава европейского жюри "World Music Charts Europe", в котором я представлял Россию, и участие в котором было сопряжено с необходимостью прослушивания огромного количества музыкального материала из разных стран мира. У меня одна просьба (и условие моего визита) ко всем моим друзьям (и таксистам): "Пожалуйста, не включайте музыку. Очень Вас прошу".

- Бегбедер говорит, что в современном мире власть над людьми захватили диджеи. Назим, Вы как-нибудь используете эту власть?

- Конечно, и с непременным удовольствием . В свое время не упустить этот рычаг власти меня буквально принудили директор журнала афиша.ру и один из лучших ди-джеев страны ,обозвав меня Dr Ethno и притащив с поклажей моих раритетных дисков в один из самых модных на тот момент клубов Москвы. Они стояли по обеим сторонам пульта и ставили указанные мной диски. Я так и не осмелился признаться в тот вечер, что не умел переключать каналы наушников и таким образом мог прослушивать только каждый второй диск...

- Расскажите о сете, который запомнился Вам больше всего?

- Мой личный страшный рекорд, уверен, не повторит ни один ди-джей мира. Не приведи Господь! Приехав, как всегда с опозданием, в культовый авангардный клуб Москвы "Китайский Летчик Джао Да", я распаковал свой кейс и вдруг остановился как пронзенный - наушники забыл! После нескольких минут истеричных телефонных звонков, осознал, что помощи ждать неоткуда и переполненный зал никак не разгонишь. А значит, надо играть... Страшно вспомнить, но я играл так 4 часа. Совершенно вслепую, по памяти ставя диски - я ведь никогда не повторяюсь в тематике сетов! Публика перестала есть, пристально наблюдая за мной и пытаясь разглядеть невидимые их глазу наушники. Время от времени я прикладывал пальцы к мочкам ушей, как бы поправляя незримые наушники. Иностранцы долго брали у меня автографы по окончании сета, но ни один из них так и не осмелился попросить меня показать им мое новейшее изобретение - наушники-невидимки. Обещаю, что в Ваш город, если пригласите, приеду со старомодными реальными наушниками.

- Кого Вы можете назвать сегодня королевой этнической песни?

- Мой проект "Дивы Евразии" представил московскому зрителю (а аудиотрансляция передавалась на 49 стран) шедевры национальной духовной культуры в исполнении ярких и талантливейших представительниц небосклона мировой музыки. Сегодня королевами являются для меня узбечки Муножат Йулчиева и Юлдуз Усманова, монголка Урна Чахар-Тугчи и гаитянка Марлен Дорсена.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    janet
    13.12.2011 19:39:35
    надеюсь Арбакеш найдет дорогу к НП