Оживляющая куклы
Асият Саракуева,
Нальчик
Среди государственных театральных коллективов Республиканский театр кукол - самый молодой. Его труппа всегда была интернациональной. Но так получилось, что в ее составе за двадцать с лишним лет существования не было ни одного балкарского или карачаевского актера, хотя первым директором коллектива был балкарец Исмаил Харунович Барасбиев. Только три года назад в труппу пришла молодая актриса, выпускница карачаево-балкарской студии СКГИИ Динара Боташева. За столь короткое время она сумела показать себя как разноплановая актриса-кукловод. Сейчас Динара занята во всех спектаклях театра.
Динара - находка для кукольного театра
Во время учёбы на актёрском факультете Динара представить себе не могла, что попадёт в театр кукол. Её педагог Магомет Атмурзаев подсказал, что молодая актриса может попытать счастья в этом коллективе. Директор театра Владимир Шомахов очень приветливо встретил её.
- У нас в труппе не все актёры со специальным образованием. А Динара пришла к нам с дипломом, - вспоминает Шомахов.
Общительная, трудолюбивая и весёлая Динара Боташева легко нашла в труппе свое место. Надо полагать, драматической актрисе нелегко привыкать к куклам. Но упорство девушки вселило уверенность режиссёру Нине Бесчоковой, её наставнице. После многих занятий она научила актрису водить куклы, оживлять их, ввела её на все идущие спектакли.
- Динара - находка для кукольного театра, - говорит режиссёр. - Можно проработать двадцать лет и не научиться водить куклу. А у неё же на руках они оживают…
У неё широкий диапазон
Динара не думает, большая эта роль или маленькая, каждый образ актриса пытается донести до маленького зрителя. А в числе любимых ролей она называет Бабушку ("Чудо-репка"), Гуляцу ("Добрый лев") и Лису ("Лиса и заяц"). Её Бабушка-ворчливая, капризная женщина. Работая над ней, актрисе пришлось менять голос, искать нужные интонации. До этого она играла зверюшек или же задиристых и озорных мальчишек.
- Может, это связано с возрастом или же есть другая причина, но Динаре лучше удавались роли маленьких непосед, - делится своим мнением Нина Бесчокова. - В образе Бабушки ее талант раскрылся с другой стороны. Перечисляя сыгранные ею роли, мы понимаем, что она разноплановая актриса.
Это подчеркивает и режиссёр театра:
- У неё широкий диапазон. В беседе с Динарой Боташевой она говорит, что во время репетиции всегда высказывает свое мнение по поводу новой роли. А если видит, что другой персонаж более подходит ее темпераменту, внутреннему миру, этого тоже не скрывает или же говорит, какой он должен быть в её понимании. Директор и режиссёр кукольного театра в один голос подчёркивают, что работе Динара отдается полностью и всегда находится в поиске.
Нашла себя
Я вспоминаю, как в дипломном спектакле "Женитьба" по пьесе Н. Гоголя Боташева играла роль неудачливого жениха Анучкина. Не только молодой девушке, но и актеру непросто создать роль мужчины преклонного возраста. Тут приходится менять пластику, голос, искать нужные интонации, разные приспособления, чтобы вжиться в образ, полнее раскрыть его. Мечтающего создать семью Анучкина, но уже в семнадцатый раз услышавшего отказ от девушки и считавшего, что самое большое достоинство невесты - это знание французского языка, она сыграла убедительно. Её Анучкин из ряда "маленьких людей". Он искал счастья, но ему не суждено найти его, несмотря на свою доброту и открытость.
Если мы вспомним известные амплуа в театре, на мой взгляд, Динаре подходят роли темпераментных, разбитных и жизнерадостных женщин. По-другому говоря, она - характерная актриса. Потому, видимо, ей несложно было в кукольном театре водить и озвучить Мальчика, Мышку, Петуха, Попугая, Лису и Бабушку. Они все чем-то близки ей. Отдавая каждому персонажу частичку своей души и одаривая их чертами своего характера, она создала непохожих друг на друга героев, но близких ей самой…
А как попала девочка, родившаяся в станице Зеленчукская Карачаево-Черкесии в Республиканский театр кукол, находящейся в городе Нальчика? Как вспоминает сама Динара, в четыре года стоило ей услышать по телевидению концерт, как она, буквально, замирала, прилипала к экрану и проговаривала совершенно четко "скрипочка". В это время в доме не должно было быть постороннего шума, иначе она могла закатить истерику. Повзрослев, она пошла в музыкальную школу, которую закончила по классу скрипки. Динара также занималась вокалом: целью её приезда в Нальчик была мечта - стать студенткой вокального отделения СКГИИ. Девушка серьезно готовилась к поступлению: брала уроки у профессора Наталии Гасташевой, затем у её студента Алана Джоева. Как-то позвонила ее мама и сообщила, что идет набор на карачаевскую актёрскую студию, которая будет обучаться в Нальчике. Дочь категорически сказала: "Я буду только певицей!". Однако, ей понадобилась всего два месяца, чтобы полюбить актёрское искусство. Теперь она и дня не представляет себя без кукол.
- Даже в выходной скучаю по театру, по куклам, - признается она. - Когда вижу, как после спектакля загораются глаза у детишек, как маленькими ручонками хлопают, выражая свою радость, кажется, что я самая счастливая. Никакое другое чувство не сравнится с этим…
Большая сцена все же манит
Динара также признается, что скучает по родным. Но она убеждена, что каждый человек сам должен прокладывать себе дорогу. Потому молодая девушка ищет себя в любимой работе. Динара уверена: она вернётся в свой Карачай, но прежде должна стать большой актрисой. Слушая её, казалось, моя собеседница чего-то не договаривает, несмотря на её искренность. Все же я спросила у неё:
- Ты - драматическая актриса, не жалеешь, что попала в театр кукол? Выдержав паузу, она ответила:
- Я не жалею, что работаю в кукольном театре… Но, порою так хочется выйти на большую сцену и сыграть в драме психологическую роль. В институте, в основном, мне давали такие роли…
Целеустремленной и трудолюбивой Динаре Боташевой, кажется, многое удастся в этой жизни. Я не удивлюсь, если когда-нибудь увижу её на сцене драматического театра.
Комментариев нет