Расширенный поиск
8 Декабря  2022 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Тойгъан антын унутур.

Народной группе "Эрирей" - 30 лет

19.06.2007 1 6160

Ильяс Теппеев,
Нальчик

Недавно в одном из самых престижных залов Нальчика, коим является ДК Профсоюзов, прошел гала-концерт, посвященный 30-летнему юбилею народной группы "Эрирей".

Знатоки говорят, что цифра "30" немного занижена. Одни утверждают, что известному балкарскому ансамблю уже тридцать три, другие дают все тридцать пять. Так или иначе, солидный срок во времена, когда три года совместной творческой работы - уже своеобразный рекорд.

 
Перед концертом

А разные версии по поводу возраста группы, тем не менее, имеют право на существование. Ведь еще до официального рождения ВИА "Эрирей" в республике уже знали по именам нескольких молодых парней, выступающих перед друзьями, на школьных вечерах и свадьбах. Не за деньги, конечно, а ради удовольствия. Тогда молодые энтузиасты от мира музыки не думали о прибыли. Счастьем считалось быть услышанными.

Великой удачей - достать редкий и дефицитный музыкальный инструмент. А широкое признание публики было фантастической мечтой, дающей основания повторить известные слова книжных героев о жизни, прожитой не так уж и напрасно.

То было время "Сябров", "Самоцветов", "Песняров" и некоторых других, еще не забытых сегодня многими великовозрастными поклонниками музыки, наряду с БАМом, комсомольскими стройотрядами и Афганистаном.


Магомед Кайтаев, Алим Жантудуев, Абдул Габитов, Хабаз Бечелов и журналист Мухтар Боттаев

Признаться, меня никогда не вдохновляла музыка советских ансамблей типа "Лейся, песня". И всякие сравнения тогдашних "всесоюзных" групп с "Эриреем", занимающим (по сравнению с "монстрами" московского пошиба) как бы свою маленькую провинциальную нишу, считаю, по меньшей мере, некорректными. Прежде всего потому, что "Эрирей" - это не банальные эстрадные вирши, проецируемые как "просто хорошая музыка". Это, не в обиду "песнярам" и им подобным, - качественные произведения, выдержанные в особом, присущем только "Эрирею", стиле.

"Эрирей" - это, по всем параметрам, уникальное событие в мире национальной музыки. Во многом они были первыми. По факту, это первый полноценный вокально-инструментальный ансамбль в Кабардино-Балкарии. Первыми в республике они переложили национальные ритмы на современный лад, заменив народные инструменты на "электрику". Причем, это был тот редкий случай, когда композиции только выигрывали, "одевшись" в новую аранжировку. Первыми в республике они продемонстрировали свое "фирменное" многоголосье, поставив под сомнение лидерство в этом направлении грузинских эстрадных певцов.

Однако главной заслугой "Эрирей" (на мой взгляд) считаю их способность раскрыть в песнях великие возможности карачаево-балкарского языка. Создать даже у далеких от музыки людей мнение, что этот язык (наряду с английским) словно создан для песен. Как народных, так и современных.

Наверное, не сильно кривил душой благодарный зритель, называя "Эрирей", то ли в шутку, то ли всерьез, "балкарским вариантом The Beatles и Rolling Stones в одном лице". Beatles - за то, что парни из "Эрирей" во многом были первопроходцами на балкарской эстраде. А сравнение с "роллингами" скорее всего потому, что и те и другие - долгожители на сцене. Сам факт таких сопоставлений, конечно же, мог бы вызвать истерический смех, если бы не понимание того, что "Эрирей" работает, прямо скажем, в свое время, в своем пространстве и в отношении своего круга лиц.

Немного найдется балкарцев и карачаевцев, не слышавших об "Эрирей". Равно как и англосаксов, не имеющих представления о "битлах". Разница только в том, что нас несколько десятков тысяч, живущих преимущественно на небольшом клочке горной земли. А англоговорящих - несколько сотен миллионов, живущих на всех континентах планеты.

Не это ли главная причина того, что каждый талант, вышедший из маленького народа - на вес золота? Не это ли то самое чувство, порожденное гордостью за свой народ, которое заставило многих людей работать вместе с "Эрирей" без всякой материальной отдачи, а зрителей - ходить на концерты целыми селами?

 
Энрике Гонзалес, гость с Кубы и одновременно балкарский зять (женат на Альфие Гергоковой, победительнице конкурса красоты), исполнил, как и полагается, песню Che Guevara.

"Эрирей" - продукт коллективного творчества. Уже первые репетиции посещал известный поэт и писатель Магомед Мокаев (кстати, давший название группе). А композитор Мустафир Жеттеев стал для молодых музыкантов старшим товарищем и проводником, автором, продюсером, менеджером и корректором в одном лице. Правда, в те времена еще не слышали слова "producer", равно как и в нынешние времена трудно отыскать людей, сутками работающих для кого-то другого, не расчитывая при этом на мало-мальскую прибыль. Один голый энтузиазм. И горячее желание довести начатое дело до логического завершения.


Участники концерта Заур и Лейла Жеттеева, дети одного из основателей "Эрирей", композитора Мустафира Жеттеева

Кстати, слово "народный" в полном названии "Эрирей" неслучайно. Это вполне официальное звание, присвоенное ансамблю в 1985 году. Хотя все мы понимаем, что по-настоящему народным коллектив становится, когда пройдет "утверждение" в сердцах самых обычных слушателей. Что, на мой взгляд, блестяще удалось музыкантам из Яникоя.


Участники концерта Зариф Бапинаев и Азнор Ульбашев

В разное время участниками и "группой непосредственной поддержки" народного ансамбля были Хасан Кансаев, Шамиль Локьяев, Виктор Жантудуев, Хусей Габаев, Хусей Атакуев, Шамиль Трамов, Алий Этезов, братья Алий и Алим Алиевы, Алим Газаев, братья Алик и Борис Жарашуевы, Мухтар Жаникаев, Зоя Геграева, Лена Бапинаева и Лариса Жамалдиева.

Уверен, что многие из друзей не попали в этот список. Да и как перечислить всех тех, кто любит "Эрирей"? На юбилейном концерте ровно 10 лет назад, который проходил под открытым небом в Зеленом театре в курортной зоне Нальчика, было такое количество людей, что будь этот театр в три раза больше - и то не вместились бы. Пошел сильный дождь, а зрители не расходились. Вместе с "Эрирей" они пели песню о переселении 1944 года. Многие плакали. Другие молча пытались понять и запомнить небывалое чувство единения, овладевшее людьми в этот день и в этот момент.


Автор-исполнитель Арсен Макитов считает "Эрирей" в некоторой степени своими учителями и вдохновителями

А дождь все лил и лил, и кто-то заметил: "На самом деле, это хорошая примета. Помяните мое слово, сегодня "Эрирей" - 20 лет, и этот дождь говорит нам, что через десять лет мы встретимся на их 30-летии. А если и в тот день будет дождь, значит и на 40-летии тоже".

Как знать, случайность это или нет, но 1 июня 2007 года, когда "Эрирею" исполнилось тридцать официальных лет, над Нальчиком снова разразилась гроза. Аккурат во время праздничного концерта. И неизвестно, было ли в этом какое-то предзнаменование, но для тех, кто верит в "Эрирей", все понятно без лишних слов: 30 лет - не возраст, в ближайшем будущем - новое десятилетие творчества, новые песни и новые концерты. И, надеюсь, новая встреча с друзьями в "отчетном", 2017 году, на концерте народной группы "Эрирей".

 

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Makiavelli
    07.07.2012 11:18:43
    А видео всего концерта есть ???????????????????