Расширенный поиск
30 Мая  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Хата – гитчеден.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.

Театр как призвание, а песни - для души

09.04.2007 0 1196

 

Училась в мастерской Павла Осиповича Хомского в ГИТИСе. Артистка Балкарского государственного драматического театра имени Кайсына Кулиева. За 15 лет Фатима Мамаева сыграла много ролей и создала незабываемые образы. Участвует в антрепризах вместе с супругом, заслуженным артистом КБР Мажидом Жангуразовым. В прошлом году стала заслуженной артисткой Карачаево-Черкесии, выпустила диск песен и провела свой первый сольный концерт, награждена дипломом Международной академии творчества, и стала членом-корреспондентом этой же академии.

 

- Фатима, о тебе говорят, что ты прирожденная артистка. Чувствуешь ли ты себя таковой?
- В детстве, когда к нам в Верхнюю Балкарию приезжали артисты Балкарского театра, первой покупала билет, помню, за 5 копеек, и стояла у дверей сельского Дома культуры, чтобы поскорее увидать настоящих артистов вживую. С особым вниманием смотрела на выступления женщин, про себя мечтала: "Вот бы мне оказаться на их месте. И когда же я стану такой?". Но о своих мечтах и переживаниях никому не рассказывала. Хотя все мои одноклассники, часто говорили, что я должна стать артисткой.

Помню, в восьмом классе кто-то мне сказал, что раз в пять лет из Москвы в Нальчик приезжает комиссия и принимает экзамены для учебы в столичных театральных вузах. Надежду, что поступлю, и буду учиться в столице я долго лелеяла. Но,известно, в жизни не всегда все бывает так, как планируешь: после десятого класса вместе со своими двоюродными сестрами поступила учиться на повара в училище.

- Интересный поворот событий, мечтала об одном, а выбрала совсем другую профессию. Хотя мужу, наверное, нравится вкусно поесть?
- Кстати, Мажид сам неплохо готовит, особенно мясные блюда. Когда я проходила практику в санатории "Долинск", шеф-повар, наблюдая за нами, как мы работаем, ведем себя, подошла и сказала, что мне с моими способностями надо идти в театр, а не стоять у плиты. Я призналась, что с детства мечтаю об этом, но не знаю, куда идти, чтобы поступить в театральный вуз. Оказалось, что ее дочь окончила ГИТИС, и она знала многих артистов в балкарском театре. В тот же час она позвонила в театр. Затем отправила меня туда, сказав, что там меня будет ждать человек. Вот так благодаря случаю "нашла дорогу" в театр.

Но чудеса на этом не закончились. Так случилось, что именно в том году набирали очередную группу для обучения в ГИТИСе. Чтобы поступить в институт, надо было пройти шесть туров, и только после этого допускали к экзаменам. Дома не знали, что я собираюсь поступить в московский вуз. И даже когда сдала все экзамены, я не решилась сообщить родным.

К сожалению, моя мама рано умерла, а отец и старшие братья боялись меня отпускать за пределы республики. Нашла выход из положения - попросила близкую родственницу, которая училась в столичном вузе сообщить дома о моих намерениях стать артисткой. Все обошлось, и я уехала в столицу.

- И как Москва тебя встретила? Что тебе больше всего запомнилось?
- В первое время было трудно ориентироваться в большом городе, и тем не менее мы быстро привыкли к бурной столичной жизни. Первые два-три курса жили как одна большая семья. В театры, кино, на вечеринки, по достопримечательным местам Москвы ходили вместе. Хорошее было время. Мы с Мажидом часто с теплом вспоминаем студенческие годы. И нам, как и всем, хочется вернуть это время назад.

- Так вы с мужем на одном курсе учились?
- Да, но тогда мы были только большими друзьями и не думали о создании семьи. Мажид был душой компании, и он всегда брал меня с собой, потому что у меня неплохо получалось веселить народ.

Оглядываясь назад, часто вспоминаем наших педагогов, жалеем, что тогда недостаточно серьезно относились к учебе, не понимали, что театральное искусство требует огромного багажа знаний.

- Кто больше остальных запомнился из педагогов?
- Павел Осипович Хомский был уникальным человеком. Когда мы сдавали зачеты или экзамены, смотрел на наши выступления, подсказывал, что и как нужно делать. Он не понимал балкарскую речь, но по нашей мимике и интонациям определял все наши минусы и плюсы.

Наверное, нет надобности говорить, что нам читали лекции одни из лучших педагогов в области театрального и киноискусства. Мы восхищались ими, и благодарны им за то, что они научили нас по-настоящему любить свою работу и театр. В группе было 12 человек, на сегодняшний день 8 работают в Балкарском театре. И ни один из нас не жалеет, что связал свою судьбу с театром, хотя сами понимаете, социальное положение деятелей культуры в республике оставляет желать лучшего.

- Поздравляю со званием заслуженной артистки Карачаево-Черкесии! Ты, наверное, не предполагала, что твой талант сначала оценят наши братья из Карачая.
- Еще в студенческие годы мы все гадали, кто первым получит почетное звание. У Мажида был особый дар, и педагоги всегда говорили, что он станет заслуженным раньше всех. А вот среди девушек, не скрою, верила, что буду первой.

То, что звание присвоили мне представители Карачаево-Черкесии, вдвойне престижно, и в дальнейшем буду стараться радовать своим талантом наших соседей.

- Ты выходила на сцену с антрепризами. Что способствовало этому: муж настоял или сама решилась на такой смелый шаг?
- Когда Мажид готовился к выступлению на эстраде (кстати, все репетиции мы проводим дома, вот в этой крошечной комнатенке), все мои коллеги говорили, что я сама смогу выступать на сцене. А начинали мы еще при Ибрагиме Маммееве, который видел наши выступления в театре и писал нам инсценировки. Потом Борис Кулиев предложил развить этот жанр. Вот так и пошло.

- Какие героини тебе близки?
- В основном сельские женщины, которые хотят перевоспитать своих нерадивых мужей. Раньше, когда мы репетировали дома, соседи с верхних и нижних этажей все время думали, что мы с мужем ругаемся (смеется). Бывало, что заходили примирять. Сейчас соседи по этажу уже давно привыкли и смирились с нашими домашними репетициями.

- А писать сама не пробовала?
- Времени совсем не хватает. Но когда беру в руки работы Мажида и переделываю некоторые слова, что-то вроде получается. Иногда пишу стихи.

- В последнее время ты выступаешь на эстраде, выпустила первый диск. Что ближе сердцу, театр или концертные выступления?
- Однозначно, я принадлежу театру и ни с чем не сравнить время, проведенное на театральной сцене. А песни - для души.

 

- Когда Мажид недоволен твоим выступлением, он делает замечания?
- Если он молчит после концерта, я понимаю, что сделала что-то не так.

- Хорошо иметь рядом человека, который помогает, подсказывает…
- Еще в студенческие годы, педагоги заметили, что из нас может получиться хорошая пара. Меня это только веселило, но видимо, тогда все и началось.

                                                                                     Интервью записал Хасан Конаков

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет